Когда в курской Кожле жили барсы?

Татьяна Алексеевна Щербакова
             КОГДА В КУРСКОЙ КОЖЛЕ ЖИЛИ БАРСЫ?


      Если принять к сведению версию о происхождении древних русских языческих богов Велес (Волос) и Мокошь (Макошь) от названий  легендарных (но реально существующих в современных Греции и Турции) городов, где были места обетования «красивых людей» - древних славян - четыре тысячи лет назад, то понятно, почему даже ученые затрудняются до сих пор определить  «происхождение» именно этих двух богов. Такая версия, безусловно,  будет считаться ненаучной. Но разве «научно»  преподносить племя кривичей (также до сих пор неразгаданное), как будто само собой «выросшее» на Старой Ладоге – будто трава или деревья? Конечно, кому бы из ученых пришло в голову обратиться за разъяснениями к народному  русскому промыслу – глиняной игрушке? Да делать это сегодня почти бесполезно, поскольку, как я уже говорила, еще с советских времен языческих глиняных идолов власть безжалостно уничтожала руками как бы самих художников – точнее, чиновников от их имени – Союза художников СССР. Но каким-то чудом у меня в коллекции оказались и Мокошь, и культовый барс, которые, возможно, «родом» из Древней Армении ( частично современной Турции), из мест обетования древних хеттов.
       Мокошь – из деревни  Хлуднево Калужской области,  барс – из деревни Кожля Курской области. Оба эти идола несут на себе очень большую историческую и художественную «нагрузку». «Выйдя» из труднодоступных горных  мест Мокка и Муша в Древней Армении (Турции) с ярко обозначенным адским ужасом  в выражении ее лица (возможно, доставшимся от злобных Мушков- победителей хеттов), она затем впитала в себя признаки  древнегреческого бога безумия Сета и  древнегерманского бога Одина, «предка» Рорика Ютландского, возможно, Рюрика. Поэтому в этом тексте я ограничусь ее «древнеармянской»-хеттской историей. А более позднюю – греко-прусскую – расскажу отдельно.
         У «курского» барса, которого когда-то лепили  мастера в деревне Кожля, но которого, видимо, изжили из списка востребованных на своем «рынке» чиновники от народного искусства, своя сложная история. Он связан с культом барса в языческой религии разных народов. А еще, как ни фантастично это звучит, с  корнем мандрагоры и  с изделиями древних  мастеров из Триполья, где были найдены  славянские фигурки. Но тут вместе с барсом-сфинксом выступает, как ни странно, кожлянская свистулька.
       Культ барса – это культ воинов и атрибуты обрядов и быта  древних  богов и царей. К примеру, трон хеттской богини солнца Аринны, жены  бога Тешуба, охраняли барсы. Они часто изображаются на каменных фресках в святилищах. Правда,  нередко и в сражении с богами. Барс, вылепленный в деревне Кожля, имеет  человеческое лицо с характерным большим «горбатым» «армянским» носом, как и всадник на коне - бог Тешуб - у хлудневских мастериц. Тело его  покрыто разноцветными пятнами, длинный загнутый кверху хвост,  по бокам туловища – две пары маленьких крыльев и как бы намечена женская грудь, а во лбу – знак дьявола – красное пятно, как и у некоторых хлудневских идолов. Вот эти маленькие крылья – точно такие же, какие  мы видим у «славянских фигурок» из раскопок в Триполье. (Трипо;льская культура — археологическая культура энеолита и раннего бронзового века на территории Молдавии, лесостепи и степей Украины от долины Днепра до юго-восточного Прикарпатья. Аналогична культуре Кукутень в Румынии. Входит в археологическую общность энеолита — Триполье-Кукутень. Важнейшим историческим событием 5—4-го тысячелетия до н. э. явилось образование крупного центра высокоразвитых земледельческо-скотоводческих культур на юго-востоке Европы. Этот центр охватывал Балканский и юг Апеннинского полуострова, Нижнее и Среднее Подунавье, территорию Трансильвании, Молдавии и Правобережной Украины. Одним из древнейших представителей этого юго-восточного центра можно считать такую энеолитическую культуру, как трипольско-кукутенская историко-культурная общность. Этой культуре уже был известен металл — медь и золото).
           Интересно, что кожлинская свистулька очень похожа на фигурки сидящих трипольских «венер». Не у всех  ноги сдвинуты,  у некоторых между ног щель.  Можно предположить, что так родился свисток – когда шутники-древние гончары дули в эту щель. Эти фигурки «опутаны»  тонкими узорами, происхождение которых пока что ученым непонятно, как и сам облик «венер». Но они же очень похожи на «человеческий» корень мандрагоры, густо «опоясанной» тонкими растительным волосками, которую выращивали в горах  Древней Армении Мушки с большими носами и конечно, другие народы. Возможно, и хетты.
        Сегодня в Кожле языческих ритуальных барсов больше не делают, их заменили смешными сувенирными толстыми котами. Но свистульки остаются. Хотя  и они почти ничем уже не напоминают те грубые старые изделия, так похожие на славянские  фигурки из раскопок Триполья и на корень ядовитой мандрагоры.