Русалка в графине

Екатерина Камаева
*
После смерти моей бабушки по материнской линии (она умерла до моего рождения),  дедушка через некоторое время женился повторно. Его вторая жена,  бабушка Лида,  всю жизнь проработала в госбанке и,  соответственно,  была человеком,  понимающим свою пользу. Сейчас я абсолютно ничего плохого в этом не усматриваю. Но моя мама и её сестра,  которым на момент смерти их матери было 24 и 21 год,  видели всё несколько иначе. Тоже можно понять, девчонки ещё. И так уж сложилось, что их отец женился снова и переехал в квартиру жены.
Бабушка Лида была очень спокойной,  высокодипломатичной, необидчивой,  иногда приходила посидеть с моим младшим двоюродным братом или забирала его к себе,  поскольку жили в одном городе. Меня звала исключительно Катюшей и излучала,  как нам с братьями тогда казалось,  корыстный позитив. Дети почти всегда смотрят на людей глазами матери. Ну и мы смотрели и видели,  как хитрая бабушка Лида (наверняка обманом) забрала себе дедушку. Хотя на деле было вовсе не так.
Но где-то в глубине души я всегда чувствовала,  что мне нравится,  когда она приходит,  нравится,  что и как она говорит,  нравится её тихий уверенный свет. Но идеология предписывала игнорировать личное,  и я игнорировала.
Было понятно,  что бабушка Лида так или иначе враг нашим мамам. Значит,  мы должны их защитить,  а самого врага,  по возможности, уничтожить. В один из наших приездов случился день,  когда мама и её сестра куда-то ушли,  а мы с братьями остались дома одни. И ждали бабушку Лиду. Она должна была прийти. К встрече мы подготовились основательно. План был примерно такой: Лида звонит в дверь,  кто-то из нас ей быстро открывает и убегает,  потому что,  как только она войдёт,  на неё сбоку должна была покачнуться лопата,  привязанная к специальному шнуру,  другой конец которого принадлежал "пульту управления". Далее,  на её предполагаемом пути к турнику был подвешен баскетбольный мяч, если вдруг лопата не сработает,  и бабушка Лида продвинется дальше. Ещё в арсенале была пустая циллиндрическая ёмкость для игрушек. Ну это уже на крайний случай. Мы гордились тем,  что враг не пройдёт. В итоге, черенок лопаты вскользь задел старушку (на самом деле ей было 59 лет) по плечу,  мяч свалился задолго до её с ним встречи,  а до ёмкости и вовсе дело не дошло. Это был единственный раз,  когда бабушка Лида обиделась. Вскоре пришли наши мамы и предали нас. Встали на её сторону. Мы никак не могли понять и принять такого их лицемерия. Нас закрыли в зале,  куда доносился совершенно спокойный голос бабушки Лиды,  повествующий о том,  что на неё упала мотыга. Мой старший двоюродный брат (ныне генеральный директор российско-китайского предприятия),  возмутился: ещё,  главное,  врёт!  Это не мотыга была,  а лопата.
Это был единственный раз,  когда мы решили "защитить" наших мам.

**
Дома у бабушки Лиды были мешочки с редкими юбилейными монетами: рубли,  трёх- и пятирублёвые.  И чудесный графин для компота,  в глубине которого на поросшем мхом камне сидела роскошная русалка. Каждый раз я не могла от неё оторваться. И бабушка Лида говорила,  что когда мне исполнится 18,  она мне его подарит. Но она умерла раньше. Мне ещё не было восемнадцати. Дедушка умер за несколько лет до неё. И мне почему-то не сказали о её смерти. Помню,  это была зима, я сдавала свою первую сессию. И вдруг спросила у мамы, как там поживает бабушка Лида. Мама как-то странно на меня посмотрела,  словно я прилетела с луны,  и сказала,  что бабушка Лида умерла. И я начала плакать. Неожиданно для себя горько и долго. Так,  как не плакала даже по кровным родственникам. Я внутри себя любила бабушку Лиду. Просто не позволяла себе это признать. Ведь любить её было неправильно, она была чужая,  и к тому же заняла место моей бабушки. Спустя время,  я вспомнила о графине с русалкой и хотела купить такой же в память о бабушке Лиде. Но ни такого,  ни даже подобного, нигде не нашла.
Сейчас мне кажется,  что она и была той самой русалкой,  загадочной, ни на кого не похожей, прекрасной.