Н. Алисова Мой зелёный рай

Александр Чжоу
Нина Васильевна Алисова

   Мой зелёный рай

   Ребёнок начинает свою жизнь, окружённый заботой и лаской близких людей.
Ему открывается неведомый мир – дом, игрушки, книжки, соседские дети.
   В ярком солнечном луче вдруг закружился поток сверкающих пылинок – обычное для взрослого человека явление, а для ребёнка это что-то новое, необычное, таинственное – об этом можно думать в тишине, когда ты один.
   Сколько всего интересного: ползут по земле муравьи, летают стрекозы, бабочки, комары. Почему они такие? Чем они заняты? Птицы хлопочут на кустах и деревьях, что они там делают?
   Одни дети рано задумываются над этим – делая свои выводы или получая ответы на свои вопросы от взрослых.
   Другие дети принимают окружающий мир по своему: они бегают за птичками, хотят их поймать. Зачем? Задумчиво растаптывать ползающую по земле живую мелочь, отрывать крылья у бабочек. Интересно?
   А больно ли этой живой мелочи, как тебе, когда ты расшибёшь коленку. Об этом нужно учиться думать, это приходит не сразу в голову и душу.
   В старости, а она у людей проходит по-разному, появляется новое ощущение жизни. Не следует «уходить» в свои болезни – они неизбежны, не стоит подчинять себя сверхзадачам в бытовых делах, нельзя размышлять по-пустому  о конце жизни. Бог дал мир каждому человеку, - надо чувствовать его, радоваться этому миру.
   Что рядом со мной сейчас? Лето, дачный посёлок около Красной Поляны, части города Лобни. Кругом лес, неподалёку просека – дорога к грибным и ягодным местам.
 В саду каждый день что-то новое. Отцвели пионы и ирисы, цветут флоксы, астры, бархатцы, роза-ругоза, красавица, радующая глаз всё лето. А вдоль забора пробиваются кустики сиреневой, с жёлтыми сердечками, дикой хризантемы, розовые пятна Иван-Чая. У дорожки в траве миниатюрные почти незаметные белые звёздочки – неизвестное мне растение. «Золотой шар» конкурирует с «русской мимозой» - такие яркие пятна солнца на фоне зелени. В тишине сада прохлада в «тропически» жаркие дни августа 2022 года. Птиц не видно и не слышно – они очень рано по утрам хозяйничают в саду.
   Не нарушая «идиллии» летнего дня за забором стучит топором сосед. Люди занимаются своими текущими делами. Так хорошо кругом!
   Люди, радуйтесь жизни, не хандрите, не уходите в свои неизбежные горести, жизнь такая прекрасная! Была, есть и будет всегда!

   Война глазами ребёнка Эпилог

   В девятом классе 124-й школы на Б. Бронной улице в конце 1950 г. ученицы получили задание на зимние каникулы – сочинение на свободную тему: И. С. Тургенев «Записки охотника».
   В начальной школе меня поразил рассказ Тургенева «Муму». Судьба несчастной собачки и крепостного Герасима – слишком близок был мне мир глухонемых, их переживания, то, что с детства окружало меня.
   В июне 1946 г. мама провожала меня в пионерский лагерь Воениздата до Рижского вокзала.         На привокзальной площади стихийный рынок, голодное время, здесь можно купить и кусок хлеба, и кусочки сахара, а среди скудных несъедобных товаров вдруг несколько книг, одну из которых я попросила купить мне в дорогу. «Повести и рассказы» И. С. Тургенева, толстая книга в тонкой салатовой обложке.   В лагере я «открыла» И. С. Тургенева, поразило всё, но особенно запомнился своей трагичностью «Степной король Лир» (с Шекспиром ещё не удалось познакомиться).
    Январь 1951г., каникулы подходили к концу, я заболела, высокая температура, но надо написать сочинение. Перечитываю «Записки охотника», «Живые мощи так потрясли, я писала и плакала…
   Наша учительница русского языка и литературы Татьяна Ивановна Мартынова – статная, с хорошо уложенными, пышными, седыми волосами, очень сдержанная, одинокая (в Первую мировую войну погиб её жених, она была слушательницей Бестужевских курсов).
   После каникул сдали написанные сочинения, и через какое-то время Татьяна Ивановна раздала их нам с проставленными отметками. Я получила 5/5 (за содержание и грамотность).      На перемене Татьяна Ивановна попросила меня остаться в классе. Она спросила: «Вы, работая над сочинением, пользовались дополнительной литературой – методическими пособиями для учителей, статьями о творчестве И. С. Тургенева?» Я сказала, что сама всё написала и поинтересовалась, почему она так подумала. И Татьяна Ивановна мне ответила: «Так, как написали Вы, Нина, о «Живых мощах» мог написать только взрослый, многое переживший человек, сумевший постичь горькую глубину этого рассказа».
   Да, я не была ещё взрослой. Мне исполнилось 17 лет, но я пережила тяжёлую, страшную войну и на многое смотрела уже другими, не детскими глазами.