Зарисовки прошлого века

Георгий Русанов 2
    Первые студенческие каникулы

После первой экзаменационной сессии  и, конечно, после Нового года, наступили первые студенческие каникулы! Это, как раз - в Татьянин день! Отец с матерью не могут унять свою радость предстоящей встречей с сыном, со мной! В этот же день последнего экзамена за первый семестр, с портфелем и "зачёткой", я рванул на Курский вокзал за билетом на родину и, помнится, уже не возвращаясь в институтское общежитие, с билетом или с проводником договорился, укатил домой! Радость-радостью, а в руках-то один студенческий портфельчик, ничего больше нет! И приехав в родной Орёл, за несколько часов до отправления моего местного автобуса, я был полон желания порадовать мою мать, хотя бы парой апельсинов! Один из многочисленных таксистов на привокзальной площади тут же согласился за "трёшку" помочь мне, подкинув до ближайшего "Овощи и Фрукты" и работающего с самого ранья. Но высадил на проезжей части улицы, не у магазина, который ещё не открывался. Часа два я прождал открытие прыгая на морозе (тогда морозы были не то, что сейчас!) в туфлёнках своих, может и на босу ногу. Но, когда, измученный холодом, оказался в этом "элитном" магазине и, когда увидел удивлённые вытаращенные глаза очень доброй в телосложении, помню, продавщицы, которая с жалостью сказала, что во всём городе не найти цитрусовых, я понял, что стервец-таксист, просто, немилосердно "надул новоявленного москвича". Помню, купил каких-то пряников-жамок и на троллейбусе вернулся ждать свой автобус.

               Абхазские мандарины
 
     А на втором или четвёртом курсе меня не признали москвичом, как Путина европейцем, уже посетители главного универмага столицы, даже СССР - ГУМа! Как раз перед перед Новым годом, завершив досрочно сессию, что поощрялось, поспешил порадовать своих отца с матерью своим присутствием на рождественские праздники! А лучшим гостинцем к этому торжеству были экзотические цитрусы! Первые мандарины появлялись тогда в Москве перед ёлкой, зелёные, абхазские, но необычайно вкусные, не было тогда других! А где они более гарантированно могут быть? В ГУМе! Еду туда, преодолеваю через толпы народа ненужные торговые линии, прорываясь к фруктовым, не отрывая взгляда с зеркальных их потолков и... вот они - линии, абхазские мандарины, и неимоверное скопление народа! Выясняю - мандарины есть, но кончаются, чудовищные очереди за ними и в кассу тоже, но под неусыпным контролем дежурных из очередей! Что делать? Раздумываю у стеклянных витрин и...осеняет! Стоили они - руб двадцать, на руки два килограмма,.. банка персикового компота тоже - руб двадцать! Значит, в кассу "дежурные" пропустят, а продавцу скажу - два килограмма мандаринов! От радости на "седьмом небе" в Останкино! Постояв в очереди к продавцу, удостоверившись в правильности стоимости банки компота, перехожу в кассу (без очереди, компот), получаю чек на два сорок и иду за зелёными абхазскими мандаринами! Стою в последней очереди, во рту уже мандарины! Подаю чек продавщице, она взвешивает два килограмма, но тут за плечо хватаются - две банки компота или два килограмма мандаринов?! Конечно мандаринов!!! Наводят справки - кто, за кем и когда стоял в очереди... Обошлось всё таки без насилия, я привёз своим две банки компота!

          Мемуары маршала Жукова

В 70-м году у нас были изданы, широко разрекламированные "Воспоминания и размышления" маршала Жукова, как раз к 25-летию Победы! Очень хотелось подарить мемуары великого полководца отцу - ветерану войны, медаленосцу "За отвагу" и будущему орденоносцу "Отечественной войны" первой степени. Но достать их в самой читающей стране планеты было невозможно. Хотя московскому, недавнему студенту, не достать эту книгу - позор на всю Европу! Купить её было нельзя, а достать всегда пожалуйста! У нас тогда всё доставалось! Коллега по работе посоветовал обратиться в ОКБ к одному, известному в наших кругах, тоже коллеге - сделает! Да, "Воспоминания и размышления" через неделю были у меня в руках, правда со "Сборником речей" Соломенцева и ещё кого-то из соратников Л.И. Брежнева за "червонец" (10 рублей)! Сами мемуары стоили тогда три рубля! Всё равно я был на вершине счастья! И отец тоже! Тогда Победа у нас с ним удалась!

           Мясной дефицит

      В Подмосковье, уже с конца 60-х, с мясом было хуже, чем в самой Москве. А летом в конце 70-х оно пропало и в столице. Объяснялось это закрытием на ремонт или профилактику Микояновского мясокомбината. До этого, большой проблемы не было. У проходной завода находился большой продуктовый магазин с неменьшим мясным отделом. Гипермаркетов тогда не было, а обман покупателя - обычное, рядовое явление, тем более в мясном отделе, где "разделка" мяса производилась тут же, "не отходя от кассы", на разделочном пеньке. Очередь была, помню, большая после заводской смены, но надо было и на электричку не опоздать. И о, повезло! - там, в голове очереди, перебранка с покупателем и продавец кричит - кому нужен такой кусок? Тут же срываюсь и бегу вперёд - Я возьму! Продавец, мужчина конечно, повертев здоровенный кусок перед глазами, кладёт на весы с желтой бумажной обёрткой, щёлкает костяшками счёт, озвучивает сумму и бросает моё мясо на прилавок к готовым кускам. На высоте счастья, бегу в очередь кассы, пробиваю чек, забираю мясо, всовываю на ходу в сумку и бегу на электричку! Но домашние засомневались в удаче моей, вынули кухонные весы, контрольно взвесили и пришлось "подкорректировать" мои данные на два с лишним килограмма - 5 рублей, большие тогда деньги!
     И вот теперь, во время мясного дефицита из-за профилактики Микояновского мясокомбината, всё же "натыкаюсь" на продуктовый, с только что завезённым мясом. Отстоял в очереди, может час или два (читаю что-то захватывающее)завешиваю свой кусок, потом встаю в очередь в кассу, продолжаю читать захватывающее и слышу скандал, даже ругань покупателя с кассиром (кто-то кого-то обманул). Подходит мой черёд, оплачиваю, а в сдаче тоже не хватает "трёшки" или больше - не помню! К счастью, рядом оказывается заведующая мясным отделом и скандала не было. Довольный, с двухкилограммовым куском мяса, прибываю на платформу и сев в электричку обнаруживаю, что никакого обмана у кассы не было, эта "трёшка" у меня в загашнике! Думаете, покраснел от стыда, совесть заела? Ещё чего! У нас такого не бывает!

             Дефицитная полиэтиленовая сумочка.

В конце 80-х, при Горбачёве, летом, в Выставочном Центре "Красная Пресня" проходила выставка авиационной техники. Мы были тоже приглашены, и, как участники, и, как посетители. Познакомившись с экспонатами всех наших авиационных заводов, в конце дня тронулись по территории Центра к его выходу, но притянуло внимание выделяющаяся активность у одного из павильонов. Решили проверить. Оказалось, там сейчас западные немцы ("железный занавес" ещё был) будут демонстрировать изготовление красивых полиэтиленовых сумочек с одновременной их бесплатной раздачей. Стали и мы в очередь к этой автоматической линии. Причём нас - гранулы для изготовления самой плёнки, состав и марка краски, температура процесса - не интересовали! Интересовали одни пакеты! Спрашивали, - что будет на пакете и по сколько их будут давать в руки! Оказалось, каждый сеанс - разный рисунок и разное количество сумочек в руки, зависит от массовости посетителей. Нам досталось по одной сумочке в руки, но зато с красивейшей красавицей в интимном нижнем белье! Такого у нас ещё не было! С сумочками этими мы ходили потом очень долго, и на работу, и с работы, и дома, и в гости, и в магазин, и обратно!

                Гормон роста

  Где-то в конце прошлого века, (по-моему Брежнева уже не было) провожу отпуск или просто заехал летом на родину, на недельку. Лето, как лето, как всегда бывает у меня на родине - гуси, куры, трактор пророкотал, машина проехала, телята мычат! В хозяйстве сельчанина Алпатова - заведующего колхозной, молочно-товарной фермой, - Зорька, своя корова, в этом году принесла двойню! Такое богатство у коров бывает не каждый год. А тут, всё колхозное стадо порадовали неслыханной диковинкой - гормоном роста! Тогда о нём слышали, как о каком-то чуде, привезённом официально, по блату, из-за "бугра"! Не верили! Никто бы не узнал об этом гормоне, но животноводство тогда было, как "выплавка чугуна и стали на душу населения" при Хрущёве! Завфермой взял и себе упаковочку, мешочек небольшой, этого "гормона" в личное хозяйство. Но с дозой применения он, или не знал, или не сказали.  Оба телёночка стали ни с того, ни с сего "хиреть" на глазах. Шкура вместе с кожей стала у животных слазить до мяса! И чтобы не понести ещё больший урон от этой "вражеской диковинки" пришлось теляток срочно сдать  в "заготскот" - была такая заготовительная контора. А сейчас, производитель "петелинской курятины", из-за этой "диковинки" вынужден клясться, что его курочки выращены без применения гормонов роста! Век живёшь, век учишься! Без контрольного применения этот гормон приводит к болезни печени.

          Раны, оставленные Союзом

Где-то, в конце Горбачёвской эпохи, ещё Хрущёвские были "червонцы", случилось мне быть приглашённым на крестины внука моего старого школьного товарища. А уже в конце застолья, мать его - уважаемая в деревне женщина, довоенная председательша колхоза, расплакалась у меня на плече - пропали 35 тыщь денег в эту перестройку! Чтобы было более понятно - это пять машин "Волг"! Они, конечно, не "Мерседесы", но и не "Москвичи"!
 - Ведь мы никогда не знали вкуса говядины, свинины, баранины! Всё - подрос кто, откормили - в "заготскот", подрос, откормили - в "заготскот"! Себе один "ливер", остальное - в "заготскот"! А зачем? - сами не знали! В магазине - майки не было! Мой Миша всю жизнь проносил один картуз до самого гроба! А теперь на них можно купить три фартука турецких! - 35 тыщ!
    У всех тогда, не только в деревне, в России пропали сбережения, если они у кого и были. Но зато появились и новоявленные миллионеры. Кому-то надо было занимать нишу покинувших родину 70 лет назад.

             Начало строительства колхозов

Зачем мы в конце 80-х, при Горбачёве, стали проводить антиалкогольную компанию - свадьбы с юбилеями всякими стали проводить с чаем, без выпивки? Потому, что время назрело, пить уже стали бесконтрольно. Пили у нас всегда , и в старину, и до революции, и после. Конечно, не поголовно, но сильно, как говорил Папанов, собираясь однажды побить Миронова - своего зятя! Наверно, пили везде одинаково, но у нас это было очень не равномерно, по причине - а вдруг, завтра не будет, кончится! Что тогда? И, если дорывались до этого, то стремились до "донышка"! И, если Церковь при царе ещё была каким-то сдерживающим тормозом, фактором, то после царя всё было пущено на откуп советской морали, коммунистической идеологии. Надо было строить новую жизнь в России, а может и во всём мире! Тут было не до единоличных частностей.
  В Гремячьем, большой деревне Воровутского прихода, тоже организовали два колхоза, в одном из которых поставили председателем Митьку Локтионова - не профессионала, но и не любителя выпить. А, как раз прошла неплохая жатва, конечно серпами с цепами в частных хозяйских ригах, у кого они были. Хранить-то зерно тогда можно было только в закромах у мужиков, колхозного не было ещё ничего. Колхозы только рождались, а амбаров, конюшен, хлевов, свинарников, не было ещё. Выручали строения зажиточных сельчан, спешно покидающих родовые поместья, хотя раскулачивания, как такового ещё не было. Конечно, усмотреть за каждым мешком зерна в такой обстановке было трудно и, когда наступила новая посевная в Митькином хозяйстве, сеять почему-то оказалось нечем. А его тоже только недавно приняли в партию. Без партии тогда нельзя было быть в председателях. Тогда и в актив деревни выбирали ещё придирчивее, чем позже с "громкими продолжительными аплодисментами, переходящими в овацию". Когда стало понятно, что сеять нечем, Митьку вызвали в райком партии и спросили - "Куда он дел семена?". Конечно, Митька, может, рожь пропил! Но и усмотреть за нею было невозможно. Он проверял, контролировал сохранность семян, но выдержки, наверно, не хватало до последней хаты, каждый же старался отметить законченную "ревизию". А амбаров-то колхозных, повторяю, не было, где хранить?  Долго Митьку, Митрия Иванча, мучили в райкоме и порешили взять семена у того, где их много - в "6-м Съезде", в колхозе соседнего села Ворово. Но осенью, в жатву, Митрий Иванч не стал отдавать семенной долг Алексею Гаврилову, председателю воровского колхоза, деловому мужику-хозяину, бывшему в недавнем прошлом известным "барышником" в округе, успешным торговцем лошадей. Митька ссылался на то, что взять зерно его обязал райком, а сам бы он выкрутился в посевную со своими односельчанами-колхозниками. Осталось это, как-то тихо, без шума, недомолвки никакой не было. И, что Митька часто проводил колхозную ревизию, не вызвало вопросов в райкоме, потому, что кто-то из райкомовцев всегда был её членом. Но на следующую посевную у Митьки опять не хватило семян и опять его вызвали в райком, и опять нещадно, но безрезультатно, терзали "пытками"! Семян не прибавилось и в этот раз, и снова пришлось повторять прошло-весенний опыт изъятия излишков семенного фонда у "6-го Съезда". Но, теперь уже Алексей Гаврилов восстал - "Не дам, хоть расстреливайте!" Пришлось райкому применить свою власть - "Тогда клади на стол партийный билет! Ты зарвался уже, как Юлий Цезарь!". И вернулся домой Алексей Гаврилов рядовым колхозником, даже не "барышником"! Новым председателем стал тоже, не сосед правда, но из комитета бедноты, ярый сторонник колхозного строительства и тоже коммунист - Яков Максимов. Но и это не помогло - в следующую посевную все повторилось снова, теперь уже с "6-ым Съездом" и райкому ничего не оставалось, как восстановить в партии бывшего барышника Гаврилова Алёшку. На заре Советской власти тоже были "метания" с перекосами, и в партии, и в строительстве колхозном. Кстати, "6-й Съезд", после объединения, укрупнения колхозов, стал орденоносным, у Алексея Гаврилова, секретарь какого-то обкома или крайкома оказался братом или дядькой.