О книге Лидии Вдовченко

Валерия Салтанова
Делюсь радостью: под моей редакцией вышла книга стихов поэтессы из Ейска Лидии Вдовченко с интригующим и располагающим названием «У провинции за пазухой». Поздравляю Лидию с выходом очередной книги, желаю ей высокого полёта и признания читателей и с удовольствием публикую своё предисловие к этой книжной новинке.
http://stihi.ru/avtor/kexjv

ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ

Лидия Вдовченко – имя на поэтической карте России ещё не очень громкое, однако в кругу ценителей литературы её стихи замечены и отмечены и любителями поэзии, и мастерами слова. Сама Лидия занимает активную жизненную позицию: много лет является членом Народной самодеятельной общественной организации поэтов и композиторов г. Ейска «Парус», Международной общественной организации Союза писателей и мастеров искусств. А в 2018 году она была принята в Союз писателей России. Есть у неё и публикации в коллективных сборниках, и три самостоятельных книги стихотворений. Сложные страницы личной биографии отражены и в стихах поэтессы, виртуозно вплелись в их канву: родившаяся в конце шестидесятых годов на Кустанайщине в семье поволжских немцев, депортированных в Казахстан во время Великой Отечественной войны, Лидия Вдовченко в конце 90-х, в тяжёлые годы перестройки перебралась на Кубань, в Ейск, а часть её семьи подалась на историческую Родину, в Германию. Конечно, мотивы внутренних конфликтов и непростых родственных связей не могли не отозваться и в стихах – особенно они прослеживаются в третьей и четвёртой главах книги, в которых много исповедальных и сокровенных интонаций и ноток.
Вообще Лидия Вдовченко не боится быть искренней и говорить о том, что лежит на сердце, тревожит и гнетёт – или, напротив, умиляет и восхищает. Её стихи – словно вовсе без эмоциональных запретов – уверенно и свободно ложатся на читательскую душу, становятся частью её пространства, вызывают ответный отклик и резонанс:

……………………………
Я твой душеприказчик, твой должник,
Ко мне – твой взгляд, исполненный обиды,
И тайна, что в лице твоём сокрыта –
Моих ночей не гаснущий ночник.
(«Стихотворение «Снимок»)

Или – вот такая обнажённая просьба-признание из стихотворения «Ты меня позови», обращённого к матери:

Ты меня позови из тумана, из сумрака спальни,
Где от стен неродных – ни покоя тебе, ни тепла.
Я с любовью приду, без обиды – не дщерью опальной,
А счастливой – такой, как я в детстве с тобою была.

Как поэта Лидию Вдовченко отличает особая острота образного мышления и поэтического зрения. В ней живёт истинный художник, который живописует словом – и в любом малейшем движении души, в любом мимолётном природном явлении видит повод для написания картины. Образы в этих стихах-картинах выстраиваются иногда вспышками, а иногда многолестничными каскадами – но всегда это нечто удивительное и неожиданное, заставляющее читателя остановиться, вслушаться, вчитаться с тем, чтобы уже не забыть.
Вот как сама поэтесса говорит о своём творчестве: «В каждом стихотворении или песне, даже если они написаны по заказу моих друзей, есть моя правда, моё отношение к жизни и людям. Каждое стихотворение – это мои ожившие картинки!» И в самом деле многие из её стихов – самые настоящие «ожившие картинки», и даже образный строй порой выдаёт в поэтессе внутреннего художника:

……………………………….
Не отличить слова правдивые от фейка.
Не сговор ли провинций и столиц?
Над Ейском
облака тревожные в скуфейках,
Как богомольцы, распластались ниц.

Июнь.
Восторг воды, перерождённый в морок.
Не взять измором одержимость роз.
Эмоции вразброс…
Взлететь бы из-за шторок
В пучину туч, как дерзкий альбатрос!

И затворить небес расхлябанные хляби,
И выжать тюбик солнца на пленэр:
На пляжные зонты,
соломенные шляпы –
На побережье Ейска, например…
(Стихотворение «Ейск-2020»)

И эти облака-богомольцы, и солнце из тюбика, и расхлябанные хляби небес живописуют не только природу, но и эмоциональный настрой горожан, и приметы времени, и наконец (что, пожалуй, самое главное!) – чувства наших современников, дыхание самой эпохи.
Помимо этого Лидия Вдовченко любит приём олицетворения – и энергично вовлекает читателя в столь блестяще и провидчески начатый когда-то Тютчевым и неостановимый ныне процесс поэтического оживления всего и вся:

…Пионы в дерзком откровенье
Открыты взгляду глубиной.
Перекричать их, говорливых,
Не в силах алчные грачи.
Канючит монитор тоскливо:
«Включи!»
(Стихотворение «В заточенье»)

Здесь совершенно пластично совершается переход от говорливых пионов к канючащему монитору – вещное и природное сосуществуют в материи стиха в той же взаимосвязи, что и в нашей обыденной жизни: плотно переплетаясь сущностями, они давно уже стали для человека единой матрицей повседневного бытия. Так же естественны в эстетике вдовченковских стихотворений такие конструкции, как «ледышек заоконных песнопенья», «жеманная весна», «златокудрая листва», «время-гробовщик», «длиннолапый рассвет», «голос гулкий ступенек», «пульс ночных дождей», «простора дивные холсты» – и ещё многие-многие другие не менее говорящие и точно подмеченные образы. Эта персонификация неживой материи поэтессой подаётся настолько непринуждённо и искусно, что каждую такую находку радостно отмечаешь своим внутренним взором живописца, который в каждом любителе поэзии присутствует в той или иной мере. Отмечаешь – и, конечно, запоминаешь, уносишь с собой, оставляешь в своём сердце. Кстати, нисколько не сомневаюсь, что поэзия Лидии Вдовченко помимо философских своих и эстетических миссий ещё и призвана развивать в читателях это художническое зрение, эту уникальную способность видеть во всём абсолютно – живую сущность, собственный характер, душу наконец.
Без сомнения, поэтесса любит яркое, свежее, незаёмное, острое словцо – такое, что строку укрепит, образ углубит, мысль подсветит. Любит – и умело им пользуется. Однако какой бы цветистой, сложной или витиеватой ни была образность этой поэзии, она всегда остаётся в рамках реального восприятия действительности, передаёт то, что мы все видим и чувствуем, но не умеем так выразить, так связать – или же разъять! – части целого, так развернуть угол зрения.
В этих смелых, размашисто-дерзких эпитетах чувствуется наследование лучшим традициям русской классической поэзии – в частности, пастернаковским многоступенчатым образам, образам-раскладушкам, раскрывающимся в целые красочные панорамы. Это сложный путь, и Лидия Вдовченко достойно восходит по нему к своим высотам. Вот они, эти ступени разворачивающихся долгих образных панорам (кстати, в стихотворении «Мой Париж» поэтесса и сама признаётся в своём панорамном мышлении!), делающие стихи автора настоящими сокровищницами для самых неожиданных, самых редких находок: кормящиеся сумрачным светом голодные окна; туман, стелющий на берег росы холодную постель; лоснящиеся волны, словно спины нерп; огоньки, пробивающиеся, словно щупальца, сквозь потоки туман-реки… Или вот такая мини-композиция из стихотворения «Плюшевый альбом»: «Как стрекозы, бантики косиц / На пшеничных колосках расселись». Они – из разряда тех образов, где ни убавить, ни прибавить: фотовспышка поэта запечатлевает им увиденное и передаёт в слове читателю бережно и чутко.
И вот тут нельзя забывать о том, как важны для поэта вкус и чувство меры, чтобы не погрязнуть в заманчивом изобилии тропов, не утомить читателя их нагромождениями, не подменить ими суть и смысл стихотворения – но именно вкуса и чувства меры достаточно во всей книге Лидии Вдовченко, именно они и отличают всю её поэзию, делают её умной, ненавязчиво метафоричной и при этом ясной и внятной.
Впрочем, не чужда авторскому перу и эстетика лаконизма, ёмкой графики, исчерпывающей афористичности. Да, это тонкая сшивка, однако эти две грани таланта – склонность к сложным образным рядам и способность говорить точно и кратко – великолепно уживаются в творчестве нашей героини. И возникают вот такие воздушные и в то же время отточенные конструкции:

……………………………
Моё нытьё совсем не значит,
Что я по холодам собачьим
Скорблю и по ночам не сплю.
Пусть я люблю морозец лёгкий,
Лыжни накатанные тропки –
Но я и оттепель люблю.
(Стихотворение «Живу по принципу: всё будет…»)

Или:

Мы сильны театральною позой,
Эксцентричностью нашей бравады:
Фразы жёсткие, словно занозы –
Даже правые, мы виноваты.
(Стихотворение «Границы понимания»)

Или – из стихотворения «Расстрига»:

Жил в окружении невеж,
Но над людьми не возвышался:
В их душах утишал мятеж
И сам молитвой утешался.

Трепетное отношение к слову, глубинное этимологическое чувство языка, умение слышать и создавать новые смыслы из привычных путём соединения порой несоединимого помогают автору достигать того эффекта синергии, который неизменно выдаёт большое поэтическое мастерство. И потому порой самые простые темы вдруг выстреливают, а незамысловатые авторские формулировки заставляют читателя посмотреть на мир под другим ракурсом.
Отдельная тема – гражданская лирика, стихи о России, об Одессе, о событиях на Украине 2014 года… Здесь голос поэтессы достигает самого своего высокого, самого трагического звучания:

……………………………
Что ж ты, брат мой, убийство замыслил
И явился с гражданской войною –
Молоко материнское скисло,
И вскормили детей беленою?
Значит, в распрях пора разобраться,
Примирить гордецов перед боем,
Ведь понять – это лучше гораздо,
Чем могилы готовить обоим.
(Стихотворение «Паранойя»)

Ни один настоящий стихотворец не может (да и не должен!) миновать мотивов, касающихся Отечества, и честь и хвала тем авторам, чьё сердце болит и бьётся с Родиной в унисон:

…………………………
Я горечью дышу степей иных,
Пью молоко провинции России…
Мой горизонт до крыш твоих расширен –
Таких родных.
(Стихотворение «Казахстану»)

Композиционно книга «У провинции за пазухой» выстроена по принципу внутреннего крещендо, благодаря чему внимание читателя держится и не ослабевает до самого конца. Пять разделов включают в себя стихи разных направлений и стилей, но яркие сюжетные ходы, насыщенная эмоциональность и точная, очень нестандартная и богатая образность характерны для всех произведений этого автора без исключения. Помимо этого книга составлена очень компактно: ничего лишнего, и в то же время нет ощущения скованности – напротив, полная внутренняя свобода в выборе тем и настроений, полная доверительность и непринуждённость поэтического диалога с читателем. А это именно диалог с читателем, потому что практически каждое стихотворение апеллирует к читательскому воображению и жизненному опыту, к его наблюдательности и чувству юмора, к его способности сопереживать и ставить себя на место других. При таком подходе читатель будет неизбежно вовлечён в захватывающий и вдохновенный процесс постижения новых символов и смыслов, а также радостных открытий и узнаваний.
И пусть этот диалог длится и длится сквозь времена…

Валерия САЛТАНОВА,
поэт, литературный критик,
член Союза писателей России
г. Ростов-на-Дону