Добрыниха

Вадим Константинов 2
                Психушка!..

                Знаком неизбежного...

                Что к нам вторгается
                Всерьёз..

                Здесь умерла Галина
                Брежнева...

                Которую мне жаль
                До слёз!..
                10.09.2022.





Подмосковный поселок Добрыниха встречает редких приезжих со всею русскою прямотой — воротами психиатрической клиники, запертыми на большой амбарный замок. Больница №2 имени О.В.Кербикова — учреждение обычное, но, как и все подобные больницы, закрытое. Попытки выяснить что-либо о пациентке Брежневой, скончавшейся в этих стенах в 1998 году, изначально казались утопией. Разве что пустить в ход “план В”, который обычно заключается в незаконном проникновении куда-либо. Для “плана В” обычно годятся дыры в заборах. Оказывается, что даже в кирпичных ограждениях они есть…

Женщины-санитарки, до коих я-таки добралась, услышав фамилию Брежнева, растерялись и пару минут переглядывались: “А нас никто потом не убьет?”

— Привезли ее, если память не изменяет, из больницы имени Кащенко, где, видно, привели в чувство — сделали обычную промывку. Здесь она, конечно, не пила, хотя выглядела обрюзгшей и отекшей, как человек, сильно употребляющий. Казалось, что она была в твердой памяти и здравом уме. Хотя… У нас ведь учреждение для психохроников. Сумасшедших с острыми приступами в Добрыниху вообще не возят. Сразу после того, как доставили Галину Леонидовну, медперсонал собрали и строго-настрого запретили выносить сор из избы. Пациентам приказать, конечно, не могли. Больные рассказали навещавшим родственникам, те — знакомым.

В результате в курсе оказалась не только Добрыниха, но и соседние деревни. Брежнева была единственной здешней пациенткой такого уровня, поэтому о ней до сих пор вспоминают. Шутка ли — дочка генерального секретаря, пусть даже и бывшего! Хотя, как говорится, в лицо невероятно популярную дочь Брежнева в Добрынихе никто не знал, газетных статей о “разоблачениях” местные вообще в глаза не видели, поэтому еще долго даже сотрудники больницы гадали, которая из пациентов — Брежнева?

— Никакой отдельной палаты класса люкс у Галины Леонидовны не было. Лежала в общей на 12 человек. Персоналу она особенно не докучала. Ходила, как положено, в байковом халате на завязках. Кормили ее отдельно. Носили обеды из пищеблока. В 4-м отделении, где числилась больная Брежнева, росло лимонное дерево. Оно было большим и даже давало урожай. Доктора наши с этими лимонами чай пили. Галина Леонидовна часто к ним присоединялась. Она вовсе не плохой была, разговаривала мало и ко всем обращалась на “вы”, безо всяких там… Если она просила приготовить на обед что-то особенное — например, омлет вместо каши — ей не отказывали. В последнее время ей готовили все протертое на пищеблоке отдельно. Видимо, цирроз печени. У нас такое отношение к больным, что в Москве в “кремлевке” такого не увидишь, — дружно кивают женщины.

Омлет вместо каши… Лучшая подруга Галины Леонидовны артистка цирка блистательная Мила Москалева рассказывала мне, как однажды Фидель Кастро прислал Леониду Ильичу подарок в память о визите советской делегации высшего уровня на Кубу — манго. В СССР сей фрукт был редкой экзотикой, и Галина Леонидовна потащила манго на день рождения мужа Милы — удивлять гостей. Она не была жадной. Подруги вспоминают, то шубку подарит, то флакон духов, то вазочку...
В больницу села Добрыниха Брежнева попала 10 августа 1994 года. После очередных вечерних возлияний она почувствовала себя настолько плохо, что даже не сопротивлялась отправке в клинику. Правда, поначалу Галина Леонидовна не знала, что больница психиатрическая. Как вспоминают сегодняшние мои собеседницы, какое-то время дочь генерального секретаря КПСС ждала, что ее заберут, — врачи пообещали не держать больше трех месяцев. Но из родных никто не ехал — ни забирать, ни навещать.

— Дочь, по-видимому, не хотела ее брать домой, — с укоризной кивают санитарки. — По слухам, она за границей тогда жила. В отделении Брежневу никто никогда не навещал. Приезжал кто-то к ней несколько раз, но общалась она с гостями не в отделении, а в административном корпусе. Да и редко очень...

Читать полностью: "Принцесса на бобах"