Наталья Возжаева. Экспертный обзор к-са Звукопись

Чалиева Елена
Дорогие друзья, авторы и гости Стихиры!

Представляю вам экспертный обзор по конкурсу «Звукопись». По форс-мажорным обстоятельствам Сергей Занозин, который был первоначально заявлен в качестве эксперта, не смог выполнить свои обещания, и произошла замена эксперта. Экспертом в этом конкурсе стала прекрасная и неповторимая Наталья Возжаева, которая написала краткие комментарии ко всем стихам лонг-листа и выбрала некоторые в свой шорт-лист. Наталья активна на Стихире, и думаю, что вы её хорошо знаете. А если вдруг кто-то не знает, то краткую информацию вы видите на фото к данной публикации. Стихи Натальи можно почитать на её странице: http://stihi.ru/avtor/ryzh1.

Наталье я посылала файл со стихами лонга без имён авторов, были указаны только номера. Авторов вписала в обзор я после его получения. Больше ничего не меняла.

Редактор площадки Елена Чалиева.

Итак, сам обзор.

1.«Вылазка»   Ольга Светова
 
Любовь забьётся мотыльком,
Зальётся канарейкою   
И уведёт нас в лес тайком  –
Ловить зарю с уклейкою.

Прекрасна летняя пора  –
Весь мир нам улыбается,
И речка, вся из серебра,
Давно нас дожидается.

А ну, повёслывай веслом,
По щёчкам волн пощёлкивай!
Какое счастье плыть вдвоём
В тиши шуршащей, шёлковой.

Позволь нам, лес, в сени ветвей
Всю ночь до лоска выласкать,
Чтоб вспоминать потом о ней
До следующей вылазки.
 
Очень милое стихотворение с удачной аллитерацией в третьем и четвёртом четверостишиях.
 
2.«многотемье»   Карл Кларкин
 
много тем темень ног рук строк
курок окурок голов налог
выкручиваешься как можешь жэ-кэ-ха
муха-цокотуха в цепях и грехах

там где жили-были жи-ши и ча-ща
цапля гуляет под клюв бормоча
ладно да складно - у ноги нога
одна - основная вторая - легка

так и тик-так и тик-ток и знак
постсосюрвуализмом ударили в пах
а чем еще можно сразить наповал
в образе взрыва вскричал овал

что современно здесь а что горячо
печь будем прямо через плечо
вырвем время у прохожего дня
и перезапишем его на меня

или наша линия ливня плоть
сеять в глубину а простор полоть
падать небоскребами в ад тоски
цапель и мух затаскивая в тиски

зерна у рта а во рту полынь
дерево мук из туманов вынь
шариковский абр брось на обрыв
боль и тоску преврати в креатив

пламенем плавно качнется строка
лодка не лодка река не река
это ночное движенье светил
кто-то увидел уже и схватил
 
Да простит меня автор, мне показалось слабым подобием обэриутов, фонетическим упражнением. Не скажу, что бессмысленным, но затянутым и оттого размытым. Впрочем, никогда не могла понять «Дыр бул щил».
 
3. «Спроси меня»   Николай Сыромятников
 
Спроси меня. О чем-нибудь спроси.
Смотри, как одиноки фонари.
Спроси и благодатью ороси.
Сотри и нарисуй и вновь сотри.

Гадать – одна осталась благодать,
не лгать себе и всуе не летать
поднять, понять, обнять и поменять.
Ни дать, ни взять, - лишь небо залатать.

Алей зари, кудрявей тополей, -
сонет собой заполнил белый свет.
Сумей нежнее быть, ещё смелей.
Рассвет уселся на велосипед.

Вослед смотри. Смотри ему вослед.
Смотри, как молча гаснут фонари, -
Секретом этим будешь ты согрет.
Храни своё молчание внутри.

Опять светает. Словно время вспять.
Суметь бы песню новую пропеть,
обнять пространство - с головы до пят…
Успеть. И незаметно – улететь.
 
Даже при моём спокойном отношении к глагольной рифме – перебор. А вот это понравилось «Рассвет уселся на велосипед.

Вослед смотри. Смотри ему вослед.»

 
4. «Кров ное»   Екатерина Чаусова
 
  «Forsan et hаеc olim meminisse iuvabit»
                (может быть, и это когда-нибудь
                будет приятно вспомнить)/ Вергилий

                «Трогаю невольно – нет, – уже не больно…»/Я:)

 
Трамваи и тройки отчалили в прошлое.
Отчаялись наши следы осторожные…

От чаек, голубок, кукушек убогих, –
поэзия, проза и орнитология
богаче становятся птичьими криками…
И микро и макро сетями-веригами
опутаны крепко, навек окольцованы…

Околицей, пёрышком… коли все стороны –
засовами памяти, песнями-стонами,
воплями-выпями, всхлипами-совами...
 
Вспомнятся – стерпятся:
колкие замети,
гнёзда для первенцев,
звонкие замыслы,
вздорные аисты –
пустоши заняты,
злые дозорные,
зорьки да заросли…

Прошлое акает, окает, укает, –
то ли аукает,
то ли баюкает:
птицу да вдовушку – души без адреса...
Имя ли, кровушка? – юшка навариста...

Соколы, ястребы –  (в)вороны чёрные …
Сколько же сгинуло в нечет и чётные…
Все обескровлены фениксы-финисты…

Крылья им – помочь! –
авось да и вынесут!
 
 Что-то песенное, былинное. Аллитерация «З» просто прекрасна «колкие замети,
гнёзда для первенцев,
звонкие замыслы,
вздорные аисты –
пустоши заняты,
злые дозорные,
зорьки да заросли…»


5. «Давай поговорим…»   Неутомимый Читатель
 
Давай с тобой поговорим  –
О жизни, о любви, о счастье,
Ведь ты одна и я один,
А сердцу хочется участья.

Давай с тобою помолчим  –
О неудачах и невзгодах,
О том, как холодно зимой в ночи
И как бегут в миноре годы.

Отправим прошлое на слом,
Проблемы спрячем в долгий ящик.
Давай забудем о былом  –
И будем жить лишь настоящим.

Преодолеем всё вдвоём,
На счастье узелок завяжем,
Что недопонято  –  поймём,
Что недосказано  –  доскажем.

Отбросим мелочность обид,
Вновь разожжём костёр желаний,  –
И наши чувства возродит
Его живительное пламя.
 
Ничего выдающегося по звукописи я тут не нашла, зато обнаружились лишние слоги вот здесь «О том, как холодно зимой в ночи».

 
6. «Соль оных»   Андрей Мефро Перевалов
 
Их мало – они везде.
Чистые-плечистые, словно качки,
прикидывающиеся детворой,
во дворах тягают штанги от ворот,
качаются на сломанных качелях
(условный я-мы-прохожий
протирает очки и роняет челюсть),
проникают в школы и детсады,
складывают кубики на прессе,
делают мостики, и мосты
чинят на Красной Пресне,
тут и там бегают в гололёд,
чтобы нам было не очень скользко.

А мы? Алё! Ну, а что народ?
В пустотном блуждаем поиске,
ища на прозрачном краску,
невесомые и безвестные,
в отсебяшном рабстве-бегстве.

Они... Они выделяются
не первым, не высшим,
нет, – сортом Экстра.

Экий следственный парадокс:
проводок с красным / зелёным ободом,
ножницы, – о, жнецы, – опс! –
провода, пар-вода, и проводы.

Мир пресен. Солонка треснет.

Живут себе телами спелыми,
с делами смелыми, собой гордые,
под Питером ли, под Москвой сити,
насквозь пропитаны морской скорбью –
у самой сути самой работы.

Им, несмотря на всё,
всегда весело, всегда здорово,
и хочется (очень надо) яда почестей,
пересечь резервы – от А до Я до...

...когда закончатся, –
нам, лампадным, не хватит мела.

Не от смерти серой,
но со смертью белой.
 
С удовольствием почитала вслух. Несколько вывихов и окончательный перелом языка на строке «в отсебяшном рабстве-бегстве.» Надеюсь что автор с ЧЮ. А вот о солонке – здорово.

 
7. «Сильвия Плат – Слова»   Филипп Андреевич Хаустов
 
Лес вырубают около:
Под топорами древесные кольца
Клокочут, как колокольцы,
И отголоски скачут, как конница,
Из сердцевины дремучего колокола!

Катятся соки, как слёзы,
Как вода, что подолгу силится
Снова соткать
Зеркальную гладь
Над сорвавшимся в омут камнем.

А камень падает, вертится,
Разъеденный зеленью белый череп.
Однажды на пыльной дороге через
Долгие годы мне снова встретятся

Сухие слова без всадников
И их неуёмный топот копыт.
А из пруда,
С самого дна
Застойные звёзды диктуют наш быт.
____________________________
Sylvia Plath
WORDS

Axes
After whose stroke the wood rings,
And the echoes!
Echoes traveling
Off from the center like horses.

The sap
Wells like tears, like the
Water striving
To re-establish its mirror
Over the rock

That drops and turns,
A white skull,
Eaten by weedy greens.
Years later I
Encounter them on the road—-

Words dry and riderless,
The indefatigable hoof-taps.
While
From the bottom of the pool, fixed stars
Govern a life.
 
Как умело автор прокатал все эти «к-л-ц-к-н-ц-ла»! Совершенно выпуклая звуковая картинка.
 
8. «Панторимица»   Владимир Евангулов
 
Слегонца панторимицей тянется
К озерцам талым зримая странница,
И мерцанье зари с ней тальянится
Кружевцами игристой посланницы.

Розовеют кисейные рощицы,
Вдохновенье весельем ерошится…   
Не завей, фарисейка-притворщица,      
Фейерверки весеннего творчества!

Не снежись ты, зима – перебежчица,
Снова жизнь из тумана щебечется,   
И в пружинистом мареве плещется
Одержимая тьма человечества.               
 
Снимаю шляпу). Всё умело, всё музыкально. Да ещё и смысл не потерялся во всех этих панторимных рифмовках).
 
9. «Проба»   Трунова Вероника
 
Поймай это слово:
в ладонях его покатай,
положи под язык, как таблетку или "клубнику со сливками",
расплавь,
преврати в состояние сладкого сока, лечащей горечи ли.
Ни то, ни другое не утолит
ни жажды, ни боли твоих,
а ты всё равно лови и лови,
как ловят малые дети солнечный зайчик,
новое слово.
 
Прекрасно. Поймала, покатала). «Ла-ле-ли» - напомнило из «Лолиты»: «Ло-ли-та. Кончик языка совершает путь в три шажка по нёбу…»
 
10. «На Память»   Борик Михельсон
 
Мимо сути, Мнемозина, мимо, -
Мимолётность снова увлекла.
Всё, что было - выдумано, мнимо,
Всё, что будет - вечность прибрала.

Как тебе такая современность?
Как тебе такое "ничего"?
Лето в Лету, сплошь одна обсценность,
Оскверненье мига и веков.

Я по кромке, по периферии,
По границе всех твоих миров
Убегаю вдаль, бегу в кривые
Зеркала со сменой полюсов.

Там другое правит измеренье -
Смутное, но светлое внутри.
Из него растут лучи прозренья,
И оно - на Память говорит.
 
Крепкое стихотворение. На минуту отвлеклась от звукописи (очень хорошо звучит в первом четверостишии) и перечитала ещё раз. С удовольствием.
 
11. «Тебя всё нет…»   Евгений Аксельрод
 
      (акцентный стих)

Когда мне было пять лет,
я любил девочку по имени Тала,
теперь она чьей-то женою стала.
…А тебя всё нет.

Первая любовь, словно первый снег,
внезапно пришла и растаяла так же внезапно,
только память хранит: тихий звук, терпкий вкус, тонкий запах.
…А тебя всё нет.

Война оставила в сердце след, -
теперь она в моём организме,
как ржавая мина с часовым механизмом.
...А тебя всё нет.

Пятнадцать лет постигал, что ученье  -  свет,
но вряд ли когда-то мне «эврика!» произнести,
ведь я и себя-то никак не могу найти.
…А тебя всё нет.

И вот мне уже тридцать пять серых лет,  -
это много, безумно много, я понимаю,
и кто виноват, что я женщин других за тебя принимаю?
…А тебя всё нет.

Так боюсь я, что время, палач наших лет,
уведёт на расстрел мою веру, и пощады тогда не добиться.
И кричу я в бессилье:
«Ну что же ты медлишь? Приди! Ведь возможно убийство!»
…Но тебя всё нет.
 
 Зависла на фразе «время – палач лет». Чувство, похожее на то, которое испытала жена, когда муж в пылу ссоры ей выкрикнул «и вообще! Наши дети не от тебя!»


12. «нет денег и поэт»   Омарт Криевс
 
с деньгою не певец
с рюмашкой из ларца
нет денег и творец
борьбы молвы дворца
с ромашкой на парнас
тропой души босой
толкает в зад пегас
вопит пиит бухой
хочу в стезю звезду
не тут а в голливуд
кому какую мзду
есть бабки в холливуд

и вот его звезда
закатана в асфальт
блестит всегда везде
и славит лиру альт
и местный лучший бард
стихи его поёт
улёт сполна почёт
библиофилов слёт
свой дом доска на нём
величие имён
средь первых знамо он
и чтоб аукцион
его трусы с душком
бьют пугачёвой дом
да парочка картин
богемы образин
в анфас чело лучом
и в профиль свет венцом
а журналисты вскачь
несут молву не срач
в любови нови факт
трубят внебрачный акт
прут бабы только дай
жгут ахи охи рай
и разомлел поэт
чудесно жить без нет

бог сном благословил
проснулся и запил
 
Выдохнула только в конце). Мысленно рифмовала совершенно неприлично). Но было весело).


13. «Ча-ча-ча»   Лёля Строптивая
 
Ничего не говори мне,
Лишь слегка коснись плеча –
Нас закружит в быстром ритме
Смелый танец ча-ча-ча.

И к бесстыжести причастна,
Буду бёдрами качать,
Завлекая не напрасно
Не на жизнь, а лишь на час.

Пусть, движениям послушна,
Юбка, будто невзначай,
Приоткроет всё, что нужно,
В дерзком танце ча-ча-ча.
 
Все эти «ча» к месту и звуЧАт, но само стихотворение мне показалось очень простым. ПРОСТите, автор).
 
14. «Печаль»   Людмила Сильдам
 
В печаль вплетаю музыку
Шуршанья лепестков,
Полуденное кружево
Дождливых облаков,
Ромашковое платьице,
Последний поцелуй,
Малину, что раскатится
Под звук весёлых струй.
И громкость одиночества
И тишь счастливых дней,
Не надо и пророчества,
Всё поменялось в ней.
 
Ещё одно милое стихотворение вполголоса «тишшщщастливыхдней».
 
15. «моноклон»   Андрей Курдин
 
моноклон для меня - это клон
одинокий плюс слово "монокль",
ну конечно, еще и клоун,
и кино, и смешной монолог.

моноклон - динозавр, не слон *,
может, предок далекий слона,
для меня "моноклон" - эталон
звукового писанья в словах.

моноклон - это кокон и сон,
монорельсовый поезд во тьму,
монотонный кулоновый звон
от поклонов моих никому.

* моноклон (мonoclonius)  - однорогий растительноядный динозавр
 
 Всё это прозвучало, как логопедическое упражнение.

16. «в чреве ветра череп клёна»   Виктор Колесников 6
 
в чреве ветра череп клёна
через поры пот зелёный
чёрен ворон в чистом поле
чемодан раскрыт для сборов

в чердаке в паучьей пыли
свет луны похоронили
свет чужой седой как тропы
черепок ночных утопий

через пыльные долины
за чертою топонимий
черепашкою незримой
череда тоски и сплина
 
Очень интересно, но «пылИ» всё же. Первое четверостишие производит очень хорошее впечатление.
 
17. «Из жизни жуков»   Николай Ефремов 1
 
Жучихе жук жужжал на ушко:
"Как жить мне не журча, подружка,
Прижать жеманные ужимки
Желает жук к живым прожилкам".

Жуку Жучиха прожужжала:
"Чтоб донжуана уважала,
Ужей и жаб жди на дорожке,
Я на массаж ложусь в сторожке".
 
Вроде бы детское, но… нет. А вот у Усачёва очень даже «жужжит» в тему:
Встретил я в лесу Ежа
Ёж лежал в лесу жужжа
Я спрросил ежа: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Ёж сказал: - я не жужжу,
После ужина лежу,
Я на ужин съел ужа…
И тд

 
18. «Чудо-рыба»   Дульсинея Ейская
 
А на небе-то, на небе,
Летний нерест облаков.
Эту невидаль и небыль
Ловят взоры чудаков.

В горней выси пузырится
И плодится на гора
Невесомая икрица
Внеземного осетра.

В речке неба зреют быстро
Пресноводные мальки.
И глазеют бескорыстно
Фантазёры-рыбаки.
 
Замечательно). Все эти «бе-бе-бы-ба» создают атмосферу воздушных пузырьков).
 
19. «Может»   Сергей Суворов 60
 
Весел скрип вёсел.
Сели на отмель гуси.
Осень. Меж сосен
Россыпь брусничных бусин.

Эхо крик носит.
Пахнет болотной прелью.
Глянь, идут лоси, -
Птичьи замолкли трели.

Грянул гром-выстрел -
Пулей по чьей-то жизни:
Только вздох листьев -
Шорохом по Отчизне.

Хрупок мир - очень!
Рухнуть однажды может.
Каждый жить хочет! -
Шанс, как всегда, ничтожен.
 
Аллитерация «С» - как вздох. Да и «Р» раскатиста и тревожна.
 
20. «Осеннее»   Елена Чалиева
 
шуршания листвы прощальный шёпот
рябины гроздья дивно хороши
спокойствие природа не спешит
и только строчек шелестящий ропот
едва заслышится в тиши
исшитой нитками души

Так в парке бродишь и листья ногами ворошишшшь. Хорошшшо.

Уважаемые авторы, благодарю за удовольствие читать ваши творения. Мой маленький шорт:

4. «Кров ное»
7. «Сильвия Плат – Слова»
8. «Панторимица»
9. «Проба»
18. «Чудо-рыба»
20. «Осеннее»