Обзор от Старого Мудрого Акана

Литературный Фестиваль Рунета
В шорт от 5 до 14 стихов
Тридцать, то есть, грубо говоря, половину,  отобрал легко.
В качестве критериев отбора использованы: 
- более чем три слоя смысла в стихе, 
- игра слов
- метафоричность
- богатая лексическая база
- лаконичность мысли
- соотношения числа букв и количества смысла (водность)
- отсутствие технических ошибок
- сложность техники.
Последние два критерия, естественно, жёстко связаны, так как чем сложнее техника, тем  труднее не наделать в ней ошибок. Впрочем, тут все критерии связаны попарно, хотя и не так явно.
С призовой пятёркой тоже определился довольно быстро.  А вот выбрать из 25 оставшиеся девять (ибо я изначально решил дать шанс максимальному количеству стихов) было поистине тяжёлой задачей.
Тут я уже оценивал полутона и устраивал текстам допрос с пристрастием: на подтексты, на глубину эмпатии, на мощь поднятого вопроса... И старался выбрать те, в которых при равных качествах больше позитива.  Вы, наверняка, заметили, как печален общий настрой подборки из 64  конкурсных произведений.  Я не говорю, что эти, выбранные мною, прям очень светлы; иногда они горьки и очень, очень болезненно отдаются внутри меня… и я искренне жалею, что шорт так мал. Однако даже с учетом того что я серьезно разбирал технику, я все еще субъективен, как все судьи, и поэтому  вышло так.

03 Соэль Карцев Нарушая правила http://stihi.ru/2021/11/10/8430
(…)

Солнце отправляется вспять,
ты тратишь темпы и ставишь фигуру под бой.
Хочется взять ход назад,
впервые
нарушая правила.
(…)
Изящная, легкая зарисовка, сращивающая три пространства-времени шахматной  (пятимерной?) игрой . Понравилась  лёгкость , переливчатость текста, одинаково непринужденно принимающего в себя  шахматную терминологию и бытовое говорение. Отдельный комплимент за композицию, выстроенную по всем правилам, и  удачно подобранный рефрен с богатым образом времушка-камушка ( дающий образы от камня сизифа (цикличное мифическое время) до песчинок в часах (линейное наше время) и лежачего камня (отсутствия времени , как нет его в воспоминаниях, которые все даны сразу одновременно). И, конечно,  великолепный символ времени – шахматные часы-янтарь… тоже ведь не случайно – камень, останавливающий время? Сохраняющий , как память, попавшее в него… И – верность правилам… верность…   так ни разу и не взятый назад ход.
Очень богатый и сложный, интересный рефлексиями текст, над которым можно думать очень долго.


05 Екатерина Падукова Земляничное http://stihi.ru/2022/02/17/4739
….
куда бы ни шла - оказывается -
иду к земляничным полям, неотвратимо...
Что я там забыла,
спрашивается?
Себя забыла.

Снова мотив времени и детства,  возвращения назад – и Пути к себе. Совершенно иначе построенный, но невероятно парный отклик. Лаконичный, емкий, острый…  И огромное количество смыслов, вложенных в последнее пятистрочие. Полное погружение в себя  для читателя, и невероятный путь к своим земляничным полянам… и – вдруг, помните, у Цветаевой- «Кладбищенской земляники крупнее и слаще нет»… и мотив земляники, растущей между шпал вдоль дорог. Представляете, раньше вдоль дорог росли как символ пути – подорожник и земляника (не борщевик, нет)… земляника, символ пути  и поддержки для странника.

10 Сергей Смирнов-Ямбург Одиссея.ру http://stihi.ru/2022/05/29/4559
На бричке или на электричке
гуляет Чичиков по Расее,
(…)
А мы всё носимся со стишками
и детям нашим везём орехи,
как Веня носится с Петушками.
Но не доехать…
И  снова тема Пути. Мастерски срощенная в произведении тремя основными  гиперссылками: извечное северное «пешком и на собаках (электричках),  путешествие из Петербург в Москву (и кто виноват?) ну так Москва-Петушки, конечно же… И еще виноваты мертвые души.  Переосмысленные…. Но безусловно мертвые.  Живые и мертвые. Не живые и  не мертвые… Удивительный по ёмкости  и глубине контекста пласт. Личное время, личный Путь здесь неразрывно переплетается с судьбами других людей, судьбами страны, которая  вершится   нами- а наравне с нами судьбами мертвых душ – мертвого  электората» - невычеркнутыми из живых душами в голосовальных списках…

11 Арсений Загаевский Стишок как я разбил и клеил горшок http://stihi.ru/2022/01/02/2008
(…)
Но я клеил куски, как мозаику, жал, конопатил, крошку сыпал и лачил, и ножичком клей подчищал… И просил, всё просил и просил: ты прости меня, сына безмозглого, папа. И себя утешал: ничего, он простит. Он, живой-то, ещё и не то мне прощал.
А потом убеждал, что от трещин почти и следа нет, с собой примирял и к себе я примеривал этот горшок. Не беда, что звенеть он не станет, - шептал - и что в печь не поставить. Он своё отзвенел,  отстоял уже - хватит.  Напоследок вот можно, к примеру, поставить цветок.
(…)
Хотелось бы сказать что этот текст удивительным образом созвучен и продолжает тему предыдущего – невероятно точно и горько рассказывая историю отречения от передававшегося из рук в руки сокровища – своей семейной истории, свой страны… своего детства и дома, самого символа его.. Но конечно ничего удивительного тут нет. Арсений увидел скорее всего текст Сергея, и  реакцией, откликом на него выставил этот изумительный по стиле и горечи текст следом. Так они и стоят вместе – и в подборке, и в моём шорте – рядом. Великолепные, мощные, сильные, гудящие набатом, Честные с собой.

18 Бонгард Друидов Чайкин Андрей U ПарабольнОе SOSтояние U http://stihi.ru/2016/07/31/3437
Строчки, спрятанные на рабочий стол,
Вскоре оплодотворятся пыльцой интернет-страниц,

Чем наше слово отзовется нам не дано предугадать?  И все же – вот, увы, точное и спокойное, как у слона, надевшего обруч всевластия дрессировщика,  прогнозирование. Чем оно мне понравилось? Вот этой спокойной безысходностью, в которой таится зерно выживания.  Игрой слов и каламбурностью, причем смысл меняется даже не  при переходе со с троки на строку, а внутри строки при последовательном ( а тем паче перекрестном, как опыление), чтении… таком, какое оно и бывает в сетях, жующих пережеванное и пилящих перепиливающих опилки до получения однородной распушенной целлюлозы и отливки из неё бумаги – которая все стерпит… и покраснеет  только  там, где её никто не видит -  в канализации,  от сероводорода…

20 Екатерина Чаусова деревянное http://stihi.ru/2022/03/21/4662
   "До беды, до поры
                Шумны ваши шатры..." Е.Бачурин

(…)
но зато –
стать мишенью для молний
в печь дровами лечь
и золой во зле –
это легче
намного легче…
(…)

И снова – мотив  беды, намеренно игнорируемой за непосильностью борьбы, как-бы не замечаемой и неизбывной… кто же может сражаться со временем…. Бедные, бедные мои деревА, беззащитные в своей привязанности к земле, взрастившей их, беззащитные  перед топорами эпохи…  Удивительные образы, невероятная хтоническая лесная мощь -  и тонкая, мартовски-прозрачная, как капель, печаль. МИ к кому это финальное обращение? К богу ли дерев?...

24 Сенька Аргентинецъ молчание винни-пуха http://stihi.ru/2022/02/01/9347
и о чём говорить?
не о чем
говорил же  - со вселенной
с любимыми
с другом
да и с Ним говорил...
(…)
ни стихов тебе ни поэм
не о чем говорить
не с кем...
Бессловесность растет в поэте как бунт, как реакция на неправильный мир. Не  о чем и не с кем – не это ли возврат к теме мертвых душ и неизбывности   умирания ради рождения нового? Так молчат деревья, так молчат под снегом их семена и корни.  «До беды, до поры шумны ваши шатры…»… как удивительно подходит сюда эпиграф предыдущего в шорте  стихотворения!.. и как символичен уже отказ говорить даже с Ним…

29 Речная Нимфа Царица http://stihi.ru/2022/06/23/3952
(…)
Больше не плачу.
Никаких теперь белых платьев,
никаких купаний в полнолуние на реке.
Приплывают рыбки,
плавники подставляют: гладь их.

Строка обрывается,
не прочитанная никем.

 Молчание и беда ширятся… вот уже и мир отказывается говорить с поэтом, и даже  в  родной, уютной области мифа, в котором поэт всегда как дома,  не остается для него места. Ни боги, ни  стихийные духи больше не хотят говорить с ним, и даже люди… даже люди уже не читают оборвавшихся  строк…  Вслед за бунтом поэта и отказом говорить приходит тишина – потому что мир перестает слышать. И только рыбы – символы надежды ( И Христа, мы ведь помним – это символ Спасителя, как и зерно,  умирающее чтобы родиться) – это символы Спасения. А… что же, белое платье и саван – не одно ли и тоже?.. а тот, спасший, но   сам замерзший и потерявшийся – кто Он?...

35 Вера Да Юра Два в одном http://stihi.ru/2021/12/01/4086
Улиц безликость, кроссворды развязок,
пасти туннелей голодных безглазых —
город-чудовище, спрут.
Этот же город во мне, надо мною
можно наполнить картиной иною —
прочь депрессивную грусть!
(…)

Разве можно с  этим спорить? Можно. Но не нужно. Постоим хоть немного, как обычные  деревья – не надо нам пока знать бОльшего, пожалуйста…  Ибо мы должны вырастить и оставить их – семена. Которые продолжатся. Пусть будет хорошее – даже если оно наполовину иллюзорно. Чтобы потом было хорошее - настояшее.

36 Дмитрий Шунин В то лето http://stihi.ru/2022/05/11/115
В то лето был отличный лов: плотва и стерлядь.
Корзины полные грибов: маслят и белых.

Просто невероятно позитивный, плотный и яркий по образам текст. Правда тут и единственный огрех, который я за эту образность всеже  пропустил в свой шорт: ну как может за одно  конкретное «то» лето девочка вырасти настолько  чтоб выйти замуж… мальчик-то тоже «маленький»… перехода на взросление в несколько лет не состоялось в тексте.
Так что тут недоработка. Но за эти невероятнее груши, таящиеся в чулане и стремительность детства – я  таки плюсую. Очень, очень хорошее владение  словом.

38 Сандра Ово Многоточие http://stihi.ru/2021/06/10/8220
... соединяют
не убеждения, не имена,
не общая на двоих фамилия –
 (…)

Подкупила точность и уверенность, вера  в бесконечность  вариантов , которые могут соединить. Здесь, как  у Веры да Юры,  прорастает сквозь серый городской асфальт тонкий и сильный росток веры в лучшее, веру хотя бы в двоих – если они хотят быть вместе, они смогут быть, и голоса их не затихнут. И сформулировано это так безупречно, что невозможно не поверить.

43 Света Хохломская Млечный путь http://stihi.ru/2013/05/25/9649
Под окрошечку, под гармошечку
пароходик белый встречать,

Печальная история о бесконечности притоков и бед? О взаимосвязи большого и малого, детей и родителей, поколений и – опять же, традиции?. Напевно-плавная речь, фольклорно-организованная, рассказывающая о  современности языком м образами мифа… и эта печальная перекличка почти умерших рек… рек, на которых все меньше и меньше кораблей… Путь, путь из варяг в греки  - или в варвары?... Понравилась именно композиция и структура текста. 

44 Марина Русова монолог берлиоза http://stihi.ru/2022/07/18/6729
он говорит застынь и я застываю

день миновал и мается ночь больная
я замираю снова в своей палате
маленькой птахой отставшей от птичьей стаи
с тенью огромной выросшей так некстати
рядом роман сторгованный за червонец
раз прочитал и перешагнул эпоху
если придёт какой-нибудь незнакомец
не дожидаясь слов я застыну крохой

И снова история про век-волкодав и судьбу маленького человека, показанную через совершенно необычную призму казалось бы совершенно неважного, третьестепенного героя… И однако в литературе не бывает третьего сорта аллюзий. Все они – первого, Безжалостное безумие и тишина клиники для душевнобольных (сначала с опечаткой напечаталось «душевно больших», и это даже не кажется опечаткой!), из которой вернулся (вернулся ли?) Иван Бездомный и так и не может выйти маленький печальный человек, винтик системы (палата ли это номер шесть? Версия ли это 1984, 19  или 22? Кто знает…) Маленький человек замирает в выученной беспомощности, маленькая кроха, малая лепта, крошка не из нашего (ли?) батона… маленький лишний человек. Затаивающийся чтобы выжить, перестающий жить ради… чего?... чтобы позволить сильному мира сего высказать претенциозную мысль и навсегда исчезнуть из жизни повествования?..
ну, что ж. Застывшая в кровати крошка  может подарить крайне неприятную ночь тому, кто забывает что не  надо есть в кровати сладкие булки…  сколько аллюзий таит это стихотворение? Пожалуй, столько же сколько и это сторгованный роман…  И этот плотный и ровный текст написан ничуть не менее ювелирно.

61 Жанна Лебедева Фуэ http://stihi.ru/2022/06/17/2692
(…)
Передавая кончиком языка
на бамбуковой подложке,
флейтовый привкус,
сердца ожог.
(…)
Самый, пожалуй, непонятный для меня текст в собственном шорте. Непохожий на иные, не раскрывающийся в образы но тем не  менее явно наполненный гиперссылками и переходами, он  вызывает у меня ощущение чего-то мимолетно-прозрачного, горчащего, как настоянная на грейпфрутовых корках холодная родниковая вода. Но что лучше неё утолит  жажду?.. И дело даже не в том что не хочется пить…а в том что понимаешь – там, за этим стихотворением стоит огромная, неизбывная трагедия и непонятная мощь. И вот за это ощущение силы – непонятной но настоящей, за это ощущение чужого, натянутого как струна и дрожащего горя-смирения… гордости-отваги…  вписанных так элегантно и мягко, едва ли не росчерком кисти хайдзына…
Пожалуй, так.

Я выбрал эти четырнадцать, но я должен сказать, что выбор был нелегок и непрост, и в каждом стихе из поданных на конкурс было для меня и приятное и интересное, и все без исключения авторы сумели найти очень точные слова чтобы выразить свои мысли. И каждый, кто принял участие, уже стал богаче.
Спасибо за удовольствие прочитать эту подборку и почувствовать вас!


ОБ ЭКСПЕРТЕ
АКАН АНАТОЛЬЕВИЧ ТРОЯНСКИЙ
Поэт, писатель, редактор, критик, художник, культуртрегер, товаровед-эксперт, преподаватель.
Родился в Нижневартовске в 1974 году. Образование высшее в пяти областях, преподавал в СГАУ им.Вавилова (Саратов), магистр философии.
Публиковался в многочисленных авторских сборниках, альманахах Василиск, Графит, Другой Берег, сборниках фестивалей Центр Весны, Пятый.Фестиваль, есть публикации на портале "Мегалит" и в сетевом издании "Газета Истоки". Автор книги артимарок "Марочный Квинт" (2022г), учебников и научно-популярных книг (суммарный тираж с 2001 года более 60.000 шт), изданных в ЭКСМО, Авента-М, Феникс.
Создатель и координатор международного сообщества литераторов "Литмарафон Шедевры Самоизоляции" и одноименного фестиваля (Самара).
На Стихи.ру публиковался, используя ник Старый Мудрый Акан.