Недоумение

Александр Сих
       Данная статья не социально-политического и не философского характера. Характер у неё хоть и не скверный, но личный. У меня тоже, кстати, характер не скверный, но настолько сугубо личный, что свидетельствовать против него я не стану. А вдруг обидится?
       Так что, извините, но интима не будет. Душную распашонку – душа нараспашку – я давно выбросил, а укутался в балахон, чтобы для посторонних глаз она была в потёмках.
       Это не жалоба и не стенания. На это у меня нет никаких причин. Это, как говорится в названии, недоумение. Нет, я, конечно, в курсе событий и многое понимаю, но здесь был вынужден спасовать, не найдя логичного, здравомыслящего объяснения.
       Однако, как говорил то ли Мопассан, то ли Бендер, «ближе к телу».
       10 сентября я отправил свою брошюру «Спринтерская проза» одновременно в два издательства: ЛитРес и Ридеро. Оба, естественно, приняли её на модерацию.
       11 сентября, в воскресенье, в ЛитРес молча опубликовали брошюру, пустив её по цепочке в литературные интернет-магазины. А вот Ридеро, в лице менеджера Евгения, 12 числа прислало письмо такого содержания:
       «Здравствуйте, Александр!
Мы проверили книгу «Спринтерская проза» и просим вас внести в неё несколько правок. Как только вы внесёте все исправления, мы посмотрим на изменения и, если всё в порядке, опубликуем её м отправим в магазины наших партнёров».
       Дальше следовало восклицание:
       «Важно!» И крупными буквами «ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ».
       И уже мелкими:
       «Эти правки нужно внести обязательно, иначе мы не сможем опубликовать книгу ни в Ридеро, ни в других магазинах».
       И ниже:
       «Обратите внимание: не принимаются к публикации книги с упоминанием конфликта на Украине».
       А дальше – я был поражён во все жизненно важные органы: душу и разум – приводился огромный отрывок из сатирического рассказа «Переговоры».
       Да, чуть не забыл. Перед этим было ещё одно требование: при ссылке на фейсбук следовало упомянуть, что это экстремистская организация.
       Хрен с ней, думаю, мелочь – пусть будет экстремистской. Им виднее. Но тут уже было другое. По сути мне предлагали удалить целый рассказ, потому что, если вносить в него правки, то от него останется только название. А этот рассказ, хочу заметить, очень мне нравится. И это очень важно. Нельзя изменять тем, кто вам нравится. И я слегка вспылил:
       «Здравствуйте, Евгений.
Вчера одно изменение, сегодня предлагаете удалить целый рассказ, завтра усмотрите ещё что-нибудь. Извините, но не ожидал, что сибиряки (некоторые) настолько трусливы. В этой книге нет открытой конфронтации с законодательством. Она наполнена метафорами и аллегориями. Да, умному человеку догадаться не трудно, но и уличить в нарушении закона не легко. Ещё раз извините, Евгений, за совет и пожелание – берите пример с Вашего тёзки и земляка Евгения Ройзмана.
       Да, а что делать с книгой? Ничего пока делать не будем. Пусть повисит в неопубликованном варианте. Я ничего менять не буду, иначе она потеряет всю иронично-сатирическую прелесть. Дело за Вами и вашим издательством».
       Спустя неделю, в понедельник 19, ничего не меняя в книге, я попытался ещё раз её опубликовать. А вдруг, думаю, что-то у кого-то где-то изменилось, и книга пройдёт?!
       А сегодня после обеда всё от того же Евгения, хладнокровного и непреклонного, получил очередную депешу – точную копию предыдущей. Прямо не Евгений, а робот Вертер.
       Я не сдался и попробовал ещё раз пробить металлическую бездушную бронь:
       «Здесь не упоминается ни «война в Украине, ни конфликт на Украине». Здесь вообще не упоминаются ни страны, ни точные официальные лица этих стран. В чём дело, Евгений? Злобствуете? Кто вообще обратит на эту книгу внимание?! Я не Веллер, не Акунин, не Быков и не Глуховский. Прошу объяснить!
       Однако, думаю, что зря прошу. Нам не объясняют – нас ставят перед фактом и от нас требуют. Вот уж не думал, что мне повезёт жить во времена «ежовой» цензуры. Когда слово может наказываться сильнее, чем убийство. Для литераторов это уникальная возможность создавать уникальные произведения. С трепетом в душе и с дрожью в руках.
       Хотя, если честно, цензура не только "ежовая", но и с крепким маразмом. И тенденция такова, что чем крепче маразм, тем сильнее цензура. Идёт война, но упоминать об этом нельзя. Категорически!
-  Но ведь о ней только говорят и пишут?!
-  Это те говорят и пишут, кому надо говорить и писать!
       Вот, оказывается, в чём дело! "Это нога у того, у кого надо нога". Чтобы говорить и писать о том, что происходит, требуется особое разрешение. Лицензия на реальность. Не на правду, не на собственное мнение, а лицензия на право писать и говорить о действительной реальности?! Фантастика! Такого в реальности исторической ещё не было. Прогресс цензуры очевиден.
       Но от издательства Ридеро я такого… такой… - не знаю, как назвать – не ожидал. Скорее предполагал, что может всё произойти наоборот – с ЛитРес могут возникнуть трения. Или это Ридеро в целом, или это оловянный солдатик Евгений в частности? Не знаю, обжигались ли они на горячем молоке, но уже вовсю дуют не только на колодезную воду, но и кому-то куда-то. И даже не пойму, чего во мне больше – обиды на них или стыда за них?!

P\S. Ан нет. Дождался объяснений. Сегодня, 21 сентября, получил их от человека по имени Евгений. Фамилия, к сожалению, ни в одном письме не упоминается. Видно, тоже запрещено цензурой?! В целях национальной безопасности и для личного спокойствия.
       "Здравствуйте, Александр!
В книге упоминается Крым, Донецк, Луганск с вполне понятным контекстом. Ридеро было принято решение не публиковать книги с упоминанием конфликта на Украине. Мы не делим авторов на категории, никаких исключений нет".
       В общем, всё подтвердилось: и "ежовая" цензура, и маразм. Нет войны, нет Украины, нет Донецка и Луганска. Во вполне понятном контексте. До особых распоряжений. Когда наверху решат, чтобы они появились, вот тогда вы сможете открыто писать, а мы с чистой совестью - публиковать. Вот так. Хотя, конечно, всех подневольных людей можно понять. Кроме, естественно, выродков.
       В моём же личном противостоянии с Ридеро (Евгением) наметился явный прогресс. Удалить целый рассказ и вычеркнуть из него три слова, это две большие разницы. Условия мира с наименьшими жертвами. Компромисс вполне приемлем.
       Кстати, насчёт жертв. Все войны, это не только "политика иными методами". Всякая война - это прикрытое политикой массовое жертвоприношение. Человечество до сих пор живёт в язычестве (скрытом), а технический прогресс позволил языческие обряды упростить и сделать массовыми.
      
P\S №2. Увы, мои прогрессивные надежды на консенсус сегодня, 22 сентября, были окончательно уничтожены очередной маниакально-радикальной "торпедой" Евгения. Собственно, у меня были такие предчувствия. Ведь кто кому диктует условия? Не одно, так другое, но книгу решили забанить. И я ошибался относительно Евгения: он не робот, он тролль. Всё, недоумение разъяснилось и "спринтерская" эпопея закончена. Как я когда-то написал в своём монологе "Новости": "Оппозиция уничтожена! Да здравствует демократия!"
 
 
       Есть такие субъекты, частные и юридические, для которых главное жизненное кредо, это отсутствие всяких принципов. У них вместо принципов есть одно правило, которое они считают "золотым". Оно звучит и пишется так: "Ничего личного - чистый бизнес". Это означает, что все средства хороши, если они приносят прибыль. И плевать на то, что грязные средства не могут быть чистым бизнесом. Но самое главное для них - это рабское служение любой существующей власти и её законам. Даже если эти законы уродливы и безумны. Ибо только власть может как дать, так и забрать. Как поощрить, так и наказать. И даже закрыть свои могущественные глаза - не насовсем - на их многие грязные средства, чтобы бизнес выглядел хотя бы внешне чистым.