Тменикау

Иван Рылёв
У меня нет ни бумаги, ни ручки, поэтому буду здесь оставлять свои путевые заметки. Итак ...

Путёвые заметки.
Про перелёт особо сказать нечего. Летели нормально, но очень мало места для ног и чай по 150 рублей. Это не главное, главное полёт прошёл нормально.
Аэропорт Сумжа в Ингушетии. Кавказ встретил солнцем и мягким, приятным теплом. Около 25 С. Таксист, который вёз нас в Осетию во Владикавказ сказал, что накануне были дожди, а сейчас установилась нехарактерная для этого времени солнечная погода. До Владикавказа от аэропорта 60 км.  Промчались за час с учётом проверки на выезде из Ингушетии.

Мои дорогие, мои любимые, сегодня третий день нашей экспедиции. Мы изрядно уже потрёпаны. Сейчас вечер пятницы, начало восьмого. Готовим ужин прямо в палатке. Внутри более менее тепло. Снаружи холодно. Мы на высоте 2800. С нами НИКОГО. Есть время для заметок. Продолжаю.

Итак во Владикавказе мы быстро встретились с инструктором экспедиции Русланом. Он уже комплектовал машину снаряжением и продуктами. Погрузили наши рюкзаки, мой 19 кг и Гришин 17 кг. Погрузились и сразу же поехали в Вернее Кани (Кармадон) на погранзаставу.

До заставы 30 км, ехали чуть более часа. Большая часть нашего пути пролегала по Кармадонскому ущелью. Какое совпадение, 20 сентября ровно 16 лет назад произошла трагедия - сошла лавина по Кармадонскому ущелью. Лёд в ущелье растаял, но новая дорога проходит на 1,5 - 2, а местами и до пяти метров выше старой и постоянно огибает туннели предыдущей дороги, от которых порой видны только порванные бетонные арки. Тоннели не расчищены и ими никто не пользуется. Остановились в месте, где работала группа Сергея Бодрова, ему и в его лице всем погибшим(по официальной версии более 500 человек) отдали дань памяти. Тоннель, к которому пробивались энтузиасты-спасатели почти полностью засыпан, точное место его нахождения определяют по выбивающемуся из-под камней ручейку. На покореженной, но уцелевшей арке ближайшего тоннеля установлена доска памяти, лежат цветы.

Отрываюсь от повествования всего лишь на пару предложений, чтобы рассказать о нашем текущем положении. Мы поужинали макаронами с тушенкой. Очень недурственно. Отмечу, что едим мы на убой. Трехразовое питание и по желанию чай, кофе, когда не на маршруте. Готовит в основном Руслан, а наша задача подтаскивать воду и мыть посуду. Правда мытьё чаще сводится к простому вытиранию хлебом. Сегодня мы вошли на 2800 с высоты 2200, при этом ногами покрыв расстояние в четыре километра. Сегодня наше восхождение длилось с 9 до 12.30. Характер сегодняшнего восхождения дам позже, а сейчас возвращаюсь к 19 сентября к Кармадонской погранзаставе.

На заставу прибыли около трёх. Наш водитель, осетин Артур, очень спешил обратно. Мы выгрузили походный скарб, отдали цивильную одежду и отпустили его.
Всё групповое снаряжение и провиант необходимо было распределить по нашим трём рюкзакам. Пока на погранзаставе шло оформление пропусков, мы занялись укладкой рюкзаков. Все личные вещи, в основном одежда, спальники, пуховки размещали в нижнем автономном отделе рюкзака. Провиант занял всю верхнюю часть. К нему немного вошло спецснаряжения, термоса и пластиковые бутылочки для воды, а верёвки, каски, альп.ботинки, ледорубы навешивались снаружи. Оставшаяся мелочь: фонарики, дождевики, телефоны, зарядки и прочие девайсики распихивались по кармашкам и клапанам рюкзаков. Всё наше снаряжение личное, командное и провиант весом в сто килограммов было более менее равномерно рассортировано по трём рюкзакам. Каждый рюкзак с трудом можно было оторвать от земли. А при мне ещё был маленький рюкзачок, где ехала фотокамера с аккумуляторами, туда же мне свалили все зарядные устройства со шнурами, а в дальнейшем туда переехали и телефоны, оставшиеся без связи. И этот рюкзачок весом килограмма четыре ездил на мне спереди. И вот это всё называется - полностью автономный поход.
Оформление пропусков у погранцов могло вылиться в очень длительный процесс, ксерокс было заперт, а ключ с начальником уехал. Но нам повезло, сменился наряд, а у новой смены был свой ключ. И 19 сентября около пятнадцати часов дня при ясной тёплой солнечной погоде наша экспедиция двинулись в сторону села Тменикау.

Доброе утро, мои дорогие! Сегодня суббота 22 сентября. Четвёртый день нашего путешествия по предгориям Казбека. Мы сейчас на высоте 2800 метров. Зашли вчера днём с высоты 2200 метров от ванн (об этих удивительных ваннах ещё буду писать) с целью разбить промежуточный лагерь, отдохнуть и сегодня, 22 числа идти на высоту 3500 метров для обустройства базового лагеря. На этой высоте бывает мобильная связь. Это наш план. Но жизнь реальная так ловко ломает любые планы и наш в том числе. От группы, вернувшийся с восхождения узнаём, что на высоте 3500 нет воды. Всё водоносные ручьи высохли, вода только из льда, но до него добираться от лагеря далеко. Идти надо до высоты 3700 на ледник и там разбивать лагерь. Идти с полной загрузкой почти на километр вертикали задача непростая, но мы решаемся. О подъёме от ванн до высоты 2800 будет отдельный рассказ. А пока мы готовимся. После обеда в 16.00 готовим снаряжение, проходим практические занятия по отработки навыков вертикальных подъёмом и спусков с грузом. Наши рюкзаки сейчас уже не по тридцатке, но по 25 - 26 килограммов. Это всё равно очень тяжело. Но выхода другого, как идти до 3700, нет. Подгоняем снарягу, ужинаем и ложимся спать в 21.00, чтобы встать в 7 утра. Всё это, напоминаю, происходит в пятницу вечером, 21 числа. Ещё во время вечернего моциона заметили у Руслана странность. Он долго не может найти удобного положения во время еды, а иногда даже тихо стонет. Оказалось,  у него заболела почка. Сказал такое бывает, что примет лекарства и пройдёт. Первая ночь на 2800 выдалась тревожной. У нас с Григорием вовсю шёл процесс акклиматизации. Это была третья ночь на высоте и организм уже привыкал к высоте. Несмотря на раннее укладывание, я заснул быстро и крепко, но ещё в процессе засыпания снаружи палатки отчётливо слышны были осыпания камней от чьих-то шагов. Руслан крепко спал, и его мы не стали будить. Сейчас здесь мы были одни. Только в   шестистах метров под нами был ближайший лагерь. Вообще-то камни падают постоянно, и их полёт всегда заканчивается сильным шумом. Видимо падают камни, так решили и с этим заснули. Но мой крепкий сон прервался сильным криком Руслана, он открыл клапан палатки и криком пытался кого-то отпугнуть, светил по сторонам фонарём.
- Кто?
- Никого не увидел. Но может быть шакал. Бывало, что они подходили к лагерям по ночам.
- Будут таскать провизию?
- Она у нас в предбаннике, услышим.
Даже после такого удалось опять крепко заснуть. Но ситуация повторялась. Всю ночь можно было слышать чьи-то осторожны шаги по камням вокруг палатки на фоне хаотично падающих со склонов камней.
Проснулись все разом около семи. Встали сложили спальное снаряжение. Готовим завтрак. А в уме предстоящая непростая работа. И вот тут-то Руслан предлагает отложить подъем. Причины: подъём тяжёлый, необходимо нам набраться сил, предлагает провести ещё и радиальную акклиматизацию. Подъём без рюкзаков на высоту до 4000, спуск в лагерь, отдых. Он предлагает, но его предложение - наивысший приоритет. Мы с Григорием меж собой решили, что ещё он хочет и себя послушать, ведь если начнётся колика на ВЫСОТЕ, где будет наш лагерь, стянуть от туда нас сможет только МЧС. Правда их ждать сутки. Поэтому устроили радиальный подъём, дабы высот тут кругом на любой вкус и любую сложность. Но об этом в свою очередь. К вечеру пошёл дождь. Обедали и ужинали в палатке, а оно так даже лучше - теплее. Как только исчезнет солнце, холод собачий. Ложимся в 21. Опять вокруг палатки осторожная-осторожная ходьба. Да ещё иногда покрикивает какая-то птица. Вообще, на этом пока всё.
Вам спокойной ночи, до завтра.

Доброе утро, мои дорогие! Сегодня 23 сентября. Сейчас около 8 утра. Подробности ночи позже, а пока о главном. Похоже наша высотная часть экспедиции закончилась. Нашему инструктору становится хуже. Усиливается боль в почках, глотает БРАЛ, спазмолитик, но не помогает. Боимся, что начнётся колика. Видимо пересидел в ваннах , разгорелся, а выходили поздно, и было очень холодно, застудил почки. Сейчас не ест, только пьёт и кряхтит. Решили, пока не поздно, идти вниз. Это тоже тяжеловато, да ещё с больным инструктором.

Добрый вечер, мои дорогие!
Мы сейчас, 24 сентября, в 23.00 в аэропорту Минвод. Наш рейс через 3.5 часа, есть время, и я использую его чтобы продолжить своё повествование и довести до вашего сведения, а тем самым, и самому не забыть всего того, что происходило с нами в этом путешествии, не упустить интересных и красочных деталей, которые постоянно обрамляли все события, дать возможность вам почувствовать нерв, накал нашей походной жизни.

Тменикау.

Первое, как потом оказалось и последнее, селение на нашем пути - село Тменикау.
         От погранзаставы до Тменикау пять - шесть километров. В полной походной выкладке мы преодолели это расстояние за полтора часа. Хотя наши мышцы ещё не научились тонко реагировать на пляски рюкзаков за спиной и их реакции порой были чрезмерны и нерациональны, мы, окрыленные надеждой на успех, подшучивая друг над другом, шли быстро. Путь пролегал по грунтовой разбитой дороге, порой грязной, непросохшей после недавних дождей.
        По пути Руслан сделал закладку: в густо заросшем русле ручейка он спрятал сумку. В неё мы сложили ненужное далее снаряжение, в частности туда попал наш штурмовой рюкзачок. Естественно предполагалось всё это забрать не обратном пути.
       У погранзаставы к нашей компании из трёх человек присоединилась собака. Обычная кудлатая дворняга, рыже - белая, с порванным боком, но умными глазами. Она просто шла за нами, несмотря на злые окрики Руслана.
Тменикау - это несколько глинобитных домов, вымазанных белой глиной, покосившихся сараев и одного кирпичного недостроенного коттеджа круглой формы. По словам Руслана Тменикау - одно из самых высокогорных селений. Перед селом на табличке была указана высота - 1700 метров над уровнем моря. За всё время пребывания в Тменикау мы встретили одного приветливого селянина, одну небольшую отару овец, с десяток коров и стаю собак.
        Палатку мы установили уже за селом. Потом был ужин, подготовка к первому ночлегу и сам ночлег. Видимо начинала сказываться высота и тяжёлая мышечная работа, потому что сон у меня состоял из множества коротких  фрагментов, содержание которых - фантазии на тему окружающей ночной действительности: грызня собак, чавканье при поедания остатков нашего ужина. На утро и Григорий примерно так же охарактеризовал свой сон. На завтрак овсянка, кофе с бутербродами, пересборка рюкзаков и дальнейший путь. Нам предстояло совершить четырнадцати километровый бросок на высоту 2200 к ваннам.
     Тменикау - последнее место на нашем маршруте, где была мобильная связь. Мы вошли в область, где мобильное оборудование было только лишним весом. Все мобильники последовали в фоторюкзачок, ко мне на шею.
     А наша компания приросла ещё одним  псом, даже породистым, но  бездомным, тоже умным и добродушным.





 сентябрь 2018 года