Реквием по Николо Паганини

Александр Приймак 1
Реквием по Николо Паганини

Генуя — двери двуликого Януса, —
Створок лона, ласкавших Николо —
Паганини и Христофора Колумба:
Генуя подарила их нам…

Шёл дождь. По молам стреляли
Волны прибоя
ночью и утром
В переулке Чёрной кошки
Кричал новорожденный Паганини, —

Двадцать седьмая
Октябрьская ночь
Тысча семьсот
Восемьдесят второго года…

Маме Терезе во сне
Однажды явился ангел:
Она попросила одно —
Сделать Николо великим
Музыкантом-скрипачом:

Вся Италия — не сапог,
Но — смычок и скрипка — в одном, —
Тело виолы с душой Вивальди;
Сколок Римской империи
И всемирного папства,
А у Николо — свой папа —

Антонио и мама его —
Тереза, — хотелось сказать — святая, —
Потому что мама…
Но оба просили денег,
А точнее сказать — вымогали:

Ведь ангел прислушался к маме:
Начался путь Николо по звёздам!
Они были повсюду:
Кололи колени, подошву,

Сочились из лёгких — кровью,
Жалили даже желудок,
Ангел был немилостив, —
Он делал Николо великим!..

Кто сказал, что путь этот
Усеян звёздами?! —
Путь великих
ПРОНИЗАН звёздами —
От пяток и до макушек —
Сквозь сердце, желудок и душу —
НАСКВОЗЬ…

А порой — и звезда неудачника
Вонзалась через сапог —
Заботливо-неотвратимая, —
Как испанская пытка —
Средневековой инквизицией —
Всё ещё живой! —

Подрезавшей струны у скрипки —
Приходилось играть на одной!..
Посылавшей подмётные письма,
Садившей его в тюрьму —
За убийство девушки,
Которую он не убивал,
Да и… не было ни девушки,
Ни тюрьмы, но были
Языки, которые страшнее!..

Дьяволёнок, Чертёнок со скрипкой
И даже — безумная обезьянка —
Обзывали маленького Николо
Многие, —
разве что кроме мамы…

Стали скрипка с Николо едины:
Тело высохшей декой стало,
Плечи — ложем, удобным для скрипки,
Пальцы — Божьих нот пюпитры;

Каждый концерт Паганини —
Кесарю вскрытые вены, —
Скальпеля длинным смычком —
Взрезаны струны воловьи!

Музыка — нотами боли,
Ветром, огнём, половодьем,
Ливнем и громом, набатом,
Вешним ручьём и … грачом!..

Сорок лет концертов скрипки
И триумфов беспримерных,
А Каприччо Паганини
Это россыпь бриллиантов!..

Стал Николо — гений скрипки!
А к тому же — карбонарий,
А ещё — актёр нехлипкий,
Бог щадил:
Постель — не нары…

Только стоп! —
Маэстро шутит?
Или чью он воду мутит?
Он торговцам из Феррары —
Заскрипело:
Тары-бары,
Вздрогнул зал: Хи-хан! — Петух!
Зал мгновенно весь затух,
Слышно вновь: Хи-хан! —
Ещё! —
Видно, это — кровный счёт:
Тем Николо вызвал шквал —
Пал на сцену злобы вал —
Всё — из шляп, зонтов, тростей —
Визг от зрителей-гостей,
Всех тупых и низколобых,
Тех — базар чье место лобно,
Цель одна — надраться, съесть,
Исповедуясь присесть
У двуличного жуира —
Бишь священником их клира…
Был британский Обсервер
в описании их верн!..
. . . . . . . . . .

Милан и пол-Европы,
Да сцены вечный холод!

Гостиницы — бессчётные,
Из женщин — строй почётный,
Натянутые жилы — воловьи и свои,
Смычок столь удлинённый, —
Как Божий бич подённый;
И сон уединённый,
Болезней сонм — вдогон…

Так жизнь летит стаккато —
Как ртутный шарик сжато —
Вершинно и покато…
. . . . . . . . . .

И вот — фенита ля комЕди:
Явился гений, чтоб немедля… —
Покойник в префектуру —
Для… отбыванья срока —
В Парижском заключеньи —
Для штрафа погашенья —
За жуликов искусных!.. —
Таков смысл извещенья —
Покойнику в день смерти!
. . . . . . . . . .

Но и этого — им мало:
Целых 56 лет
Ожидала католическая церковь,
Чтобы выдать разрешение
Быть похороненным —
В своём имении Гайона —
Николо Паганини —
Своим семидесятилетним сыном Ахилло —
·всего лишь за Миллион
Сто тысяч франков! —
Были отпущены грехи его
Непричащения перед смертью, —
Непревзойдённого Гения музыки и скрипки —
Николо Паганини.
Аминь!