Сергий Радонежский. Полная версия

Эд Корепанов
(3./16.05.1314г – 25.09/8.10.1392г). 


Варфоломей.

Недалеко от Ростова – в селении небольшом,
Как и по всей Руси, влюблялись, женились и жили.
И вот народился мальчик в обычной семье такой,
Назвали Варфоломеем – имена такие вот были.

Несмотря на своё богатство и знатный боярский род,
Кирилл и Мария Иванчины – простыми селянами слыли
Странников всех мастей и нищенствующий сброд,
Привечали они всегда и кров на ночлег дарили.

Вечерние посиделки случались тогда допоздна,
И всё, что творится в мире – в беседах они узнавали.
Рассказы о вере людской, что людям она годна…
«Ведь людям Бог заповедь дал!» – с мыслью такой засыпали.


Монах.

Нежный стеснительный мальчик с именем Варфоломей,
Не мог осилить грамоту – никак она не давалась…
Служило это причиной, насмешек других детей –
И он уходил ото всех – отчуждённость в нём развивалась.

Однажды у них на ночлег остановился монах…
А после же ужина все в зале большой собирались,
И было заведено, книги читать при свечах –
«Евангелие от Иоанна» – книга та называлась.

Писание передавалось, и читка по кругу шла,
И очередь наступила мальчика Варфоломея…
"Что же ты не читаешь?" – монах его вопрошал,
Ребёнок ответил робко: "Я читать не умею"…

"Сейчас ты будешь читать, лишь в руки книгу возьми",
И книгу ему подал, и робость его успокоил,
И руку свою ему – на голову положил…
И мальчик вдруг понял всё – каким-то чудом усвоил.

С выражением он читал около трёх часов…
Сидевшие за столом не смели пошевелиться –
Ловили в свои сознания картины из ярких слов,
И не по слогам впервые – чтеньем смогли насладиться.


Обитель.

Отшельники.

Из-за набегов татар и войн междоусобных
Иванчиных всё семейство к Москве перебралось,
В Хотьковском монастыре они поселились семьёю,
Было так легче выжить – в России так повелось…

Юноше жизнь показалась суетной в монастыре,
Варфоломей упросил – уйти, брата в чащу поглуше
И там обитель создать… и вот вдвоём на заре,
Взяв топоры да сумы, отправились в лес поглубже.

(На месте будущей лавры, Троице-Сергиевой)
Построили келью с часовней, и стали жить бирюками…
Не выдержал вскоре Степан, скудной жизни такой –
В Москву он от брата ушёл, оставив его со зверями.

Один.

Парень остался один… точнее с миром лесным –
Тут царство и диких животных, и ягод доспелых сладость,
Там вон лиса иль зайчишка, там белочка или мышь,
И разноголосие птиц – были ему за радость.

Неподалёку от кельи плантация ягод была,
Он их рвал и сушил, и на зиму вёл заготовку…
Однажды на той поляне хворост сухой затрещал,
Стоял средь кустов медведь – и тоже ел ягоды ловко.

Ни человек, ни медведь, не бросили дело своё,
Изредка зверь наблюдал, поднимаясь на задние лапы.
И привыкание это – в несколько дней прошло…
И стал за человеком – бродить иногда косолапый.

Шагал неотступно за ним, как будто его охранял,
Но всё же, держался медведь на небольшом расстоянии…
Постепенно и белки привыкли – отшельник с руки их кормил,
Перестали и птицы бояться, на птичьем своём понимании.

Приходили из монастыря – дав новое имя ему.
Назвали Сергий его. Сан инока Сергий принял.
Три года он жил один, верней со зверьём своим –
Отшельничество своё, как должное он воспринял.


На пути к святости.

Игумен.

Другие монахи стали селиться возле жилья аскета,
И вскоре их было уже двенадцать – общину увидел свет.
И ждали от лидера все они напутствия и совета.
Сергий, игумена сан получил – и было ему тридцать лет.

Игумен показывал им пример терпимости и послушания –
Рубил дрова он для монахов и воду носил для потреб…
В ближайшие сёла работать ходил – срубить избу или сени,
«Как купленный раб» трудился всегда, а пища – вода да хлеб.

Сергий монахам своим запрещал милостыню выпрашивать,
Считал, что лучше еду заработать, никто чтоб её не просил.
Так же и скромностью всех удивлял, в лохмотья одежду изнашивал,
В отличии от монахов других – латал и опять носил.

Источник.

За водой приходилось ходить далеко, и путь обратный был в гору,
На это времени было немало, а так же физических сил…
Сергий заметил, что в месте одном, влажно и в жаркую пору –
Он, помолившись, ударил киркой – и там источник забил!

(Святая вода там и ныне бьёт, и вкус у неё различается;
Если набрать до восхода солнца – вода немного сластит.
После захода – с горчинкой она, а днём – вкус опять отличается!
Такая особенность у истока, и Сергием он открыт).

Вскоре у них поселился монах – слепой, но с палкой ходящий,
"Этой водой его нужно лечить" – Сергию мысль пришла.
С молитвой его умывал по утрам… и вскоре прозрел незрячий!
И слава об исцелении том, по всей округе пошла.


Развитие способностей.

Летаргия.

Отовсюду потянулись к Сергию убогие –
Нуждающихся в помощи и не сосчитать…
Начал он людей лечить – исцелялись хворые!
Много всяческих больных пришлось ему принять.

Привезли к нему однажды мальчика родители,
Был ребёнок бездыханным – в кому впал малец.
Летаргия после жара тело обездвижила,
Обезумели от горя матерь и отец.

Уговорами и плачем, с разными вопросами,
Им вернуть просили сына – боли нет больней…
Сергий смог помочь ребёнку – вытащил из комы!
И паломников наплыв стал ещё сильней.

Проверка обманом.

Даже в Греции прознали о святом целителе:
«Неужели на Руси такое может быть?»
И епископ сам решил, убедится в этом,
Из Константинополя пришлось ему прибыть.

Так как Сергий не любил праздные одежды,
И никак не выделял – то, что он главней…
А епископу хотелось уличить невежду –
Путь обмана грек избрал – мол, будет так верней.

Из охраны, одному, из сопровождения,
Дал епископ, облачится в мантию свою –
«А узнает ли целитель это провидение?
Вот тогда решится всё – о чём передают».

Свита грека подъезжала к Сергия обители,
И глаза епископа обожгло до слёз…
Перед встречей стала боль особенно мучительна,
Сергий вышел, указав им на такой курьёз.

Он уже предвидеть мог – в чём подлог скрывается,
Человеческие мысли знал он наперёд:
"У кого глаза горят, и не открываются –
Тот епископ, и пускай не дурит он народ".

Возложениями рук снял боль у приехавшего…
Тот открыл глаза и этим чудом потрясён –
Просто Сергий научился развивать способности,
И в народе за дела – такие вознесён.


Духовные подвиги.

Помощь бедняку.

Во все времена бедноту притесняют, и так же было тогда…
Один бедняк задолжал богачу – виновным представ как всегда.
Богач за долги, с того бедолаги, готов три шкуры содрать,
И вот под угрозы пришлось бедняку свиную тушу отдать.

В обитель к Сергию из деревни тот несчастный пришёл –
Ведь нечем семью свою кормить – и дом пропитанья лишён!
Он добрался и с низким поклоном заступничества просил,
Что бы святой помог в его горе – в нём много духовных сил.

Провидец предчувствовал эту встречу, сказав лишь: "Помочь хочу ",
И он отправился с мужиком – в дом к тому богачу.
Пришли в деревню и Сергий пытался на крохобора влиять,
Но тот, ни в какую не захотел, хотя бы пол туши отдать.

Сергий того бедняка успокоил, что было – то отдал ему…
Грибы сушёные и орехи – он раньше сложил в суму.
Ну а богач, когда захотел отрезать от туши кусок,
Увидел червей, поедавших её – и понял провидца урок.

1380 год. Покровитель русского войска.

Князья затевали междуусобу, и войны свои вели,
Народ же страдал от них, и от ига – до крайности Русь довели.
Сергий мирил друг с другом князей, и им всё время внушал,
Что лишь сплочённостью Русь победит – подвиг он свой совершал.

К нему приехал московский князь, чтоб тот поднял его дух,
И Сергий Дмитрия благословил, дал в помощь – монахов двух.
"Непобедимое войско Мамая преткнётся о Дона порог…
В будущей битве одержишь победу!" – ему предсказал пророк.

Дмитрий Донской разгромил татар! И Сергий с тех самых пор,
Стал покровителем русских войск, тем самым уняв раздор.
Семьдесят семь было лет святому, когда он ушёл в мир иной,
И до сих пор исцеляются люди – от мощи его неземной.


Собрано в полную версию  26.09.2015.


8 октября - День памяти Преставления преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца.