О Попах и Купцах. строфа. гиперфутурологизм

Владимир Смирнов-Антипушкин
   Мы добрых граждан позабавим
   И у позорного столпа
   Кишкой последнего попа
   Последнего царя удавим.
      1817-1819. Приписывается ПУШКИНУ (а кому ж еще - совершенно беспомощны были его тогдашние Коллеги по литцеху)

   Жил был купец Кузьма Остолоп
   По прозванью осиновый лоб.
   Пошел Кузьма по базару
   Посмотреть кой-какого товару.
   Навстречу ему Балда
   Идет, сам не зная куда.
      Жуковский, "Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде", 1841, подцензурный передел пушкинской "Сказки о попе..."

Хитрец Жуковский ВСЁ-О-О предвидел:
его Купец-то Остолоп -
не Поп! Купца-то Всяк обидит,
Попа ж попробуй щелкни в лоб! -
ить ПРАВОСЛАВИЕ... НАРОДНОСТЬ...
САМОДЕРЖАВИЕ... - не новость
для Русопятого Балды -
идет неведомо куды
и "Вольности" не примечает...
Попа же Остолоп Купец
сменИт, и Сказочке - КОНЕЦ,
а кто ОРИГИНАЛА чает -
"Святые Простофили" тут,
как тут, - враз Гусика сожрут!
___
ИЛЛ: смешная картинка из инета предположительно с Яном Гусом и Анонимной Доброжелательницей, подкидывающей в его костер дровишек. Предположительно Ей Гус скажет легендарное: "О, СВЯТАЯ ПРОСТОТА". Приколлажирование к Гусу головы Пушкина сочтено неуместной здесь прямолинейностью.
___
КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ:
Пушкин. "Сказка о попе и..."
Жуковский. "Сказка о купце..."
Аринштейн. "Когда Потемкину в потемках..."
Альтшулер. "Между двух царей"
Гуревич. "Сокровенные смыслы"
___
ПОСЛЕСТИШ:
"Сказка о купце Кузьме Остолопе..." ныне издана а Армавире о. Петром Свято-Троицкого собора в 4000 экз. дарения для воскресным школам и продажи в православных храмах.
И СЛАВА БОГУ, что издана!
И кормили мы их, и поили мы их 200 лет - Пушкиноидов, Насельников Пушдома, а полноценного и ПОЛНОГО (с передатировками, перепосвящениями, черновыми и цензурными вариантами и квалифицированными, развернутыми примечаниями ко всей этой пушкинской кухе_ СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ ПУШКИНА не дождались. Про "Сказку о Попе..." сказано, что при жизни П не печаталась и ВСЁ-О-О!
А ведь Жук у П отредактировал много чего, и смысл извращая и пушкинский слог своим детским лепетом, типа "тем я любезен, что полезен", из лучших побуждений, конечно, - Молодую Вдову поддержать материально и хоть в изуродованном виде, но П донести до... Да и Сам поди не подозревал, что уродует...
А при жизни П тогдашний московский Церковный Начальник жалился Бенкендорфу, что в "Е.О" - "стаи галок на крестах"! Галок Светская Власть (Царь) ТОГДА оставила...Еще ТОТ Филарет отметился полемикой с П в СТИХАХ: на пушкинское
"Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?"
возражая
"Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана."
(см. например, Альтшулер, "Между двух царей")
Победила дружба.
Вообще, "задружиться" с П Всякий может - и Коммунист, и Монархист - ить убеждения свои (и любови) П менял чаще чем носки!
Характерен случай, описанный Аринштейном в "Когда Потемкину в потемках", в главе "Великой скорбию томим...". Да-да! Так и начиналось хрестоматийное стихотворение, которое П вез с собой в Москву из Михайловского (или в дороге сочинил), полагая, что теперь-то уж да с ФЕЛЬДЪЕГЕРЕМ точно в Сибирь и надо Корешей там стишком порадовать...
Но:
"8 СЕНТЯБРЯ 1826 ГОДА /.../ поэт неожиданно оказался воскрешен к полнокровной жизни и был щедро осыпан милостями нового Государя. Это был поистине перлом судьбы, перепутье, потребность переосмыслить и переоценить многое /.../. На это умонастроение как наодин из глубинных смыслов стихотворения "Пророк" указывает поставленная под ним дата - 8 СЕНТЯБРЯ."
Дата встречи с Н1 и назначение П "Умнейшим человекрм России" и "Первым поэтом".
НО! Что Шестикрылый Серафим - это Царь Н1, Мариванна в советской школе умалчивала (да и откуда Ей знать). Ну, далее по тексту: " На ПЕРЕПУТЬЕ мне явился. /.../ И вырвал грешный мой язык,// И празднословный, и лукавый, // И жало мудрыя/.../вложил......
НО!
"ТЕМ ЖЕ ВЕЧЕРОМ 8 СЕНТЯБРЯ
/.../
На квартире Соболевского произошел эпизод, о котором впоследствии тот не раз рассказывал. П хотел достать листки о казненных декабристах и, не найдя их, не на шутку встревожился: НЕ ВЫРОНИЛ ЛИ ОН ИХ ВО ДВОРЦЕ? /.../ Листки нашлись после часа поисков. П их выронил в доме Соболевского.
/.../еще до приезда в Москву П написал какие-то стихотворения о повешенных декабристах, которые после встречи с Царем уничтожил.
   Стихотворения эти до нас не дошли, но, судя по нервному поведению П, содержание их было таково, что не дай Бог они попались бы на глаза Царю.
/.../ Шевырев говорит об ОДНОМ стихотворении, называет его "возмутительным", не относя конкретно к декабристам.
/.../ Позже Погодин сообщил Бартеневу, что в одной из ранних редакций "Пророк" завершался осуждением казни 5 декабристов.
/.../ А.А. Веневитинов добавляет новый момент: "П имел твердую решимость в случае неблагоприятного исхода его объяснений с Государем, вручить Н.П. это стихотворение."
И вот как Аринштейн на основании всех своих изысканий заканчивает за Пушкина пушкинского "Пророка":
"Восстань, восстань пророк России,
В позорны ризы облекись,
Иди, и с узами на вые
К Царю повешенных явись."
ВО!
ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ!
И все метаморфозы за один вечер!
И будут они повторятся не раз, а еще много-много-много раз!
Потому -
___
ЭПИТАФ:
А.М. Гуревич, "Сокровенные смыслы", статья "Особенности отечественной пушкинистики в юбилейный период":
"Читатели и критики видели в П то поборника "чистого искусства" /.../; то пламенного революционера, вольнодумца и атеиста /.../; то, напротив, смиренного христианина и верноподданного, всей душой преданного царю.
   Под знаком возрождения последнего мифа прошел во многом и 200-летний юбилей поэта. "За прошедшее десятилетие мы пережили бурный расцвет "христианской" пушкинистики, - удовлетворенно констатировала И.Ю. Юрьева на юбилейной пушкинской конференции в Институте мировой литературы РАН (1999)(Думал - все Враги П окопались в Институте РУССКОЙ литературы - Пушкинском доме, который - таки - должен быть разрушен, ан уж "мировые" Калеки в затылок дышат! - В.С.)  . - Трудно даже перечислить всех авторов, обращавшихся к этой тематике (и взалкавших много хлеба с маслом и домка в Альпах, - В.С.)". Правда, убеждена И.Ю. Юрьева, могло быть и лучше: "Православие сегодня столь же прочно сопряжено с именем П, как и народность. Чего нельзя сказать о центре триады - самодержавии". И.Ю. Юрьевой хочется посочувствовать: должно быть, трудно смириться с тем, что триединая уваровская формула не стала еще путеводной звездой для всех нынешних пушкинистов, а самого поэта не превратили пока в полного единомышленника его злейшего врага. Но особенно огорчаться не стоит: можно не сомневаться, что начатая работа "будет сделана и делается уже". Ибо ЭКСПАНСИЯ ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНОГО мифа ПРОДОЛЖАЕТСЯ".
И каждый из "ЭКСПАНСИОНИСТОВ" за счастье сражается!
:) -