Найти себя

Ольга Ботолина
   Продолжение книги

   Самовар… В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (СПб-М., 1912г., т.4) разъясняется: «Самовар – водогрейный для чаю сосуд, медный, с трубою и жаровнею внутри». В современном словаре русского языка (М., 1981г., т.4) говорится: «Самовар – металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями». Я бы назвала самовар гостеприимным хозяином стола. На столе он был главным, олицетворённым предметом! 
   Но сам собой самовар не греется, его надо умело вскипятить. Опыт «наставлять» самовар я получила от старшего брата Вити. Сестра Таня не очень любила заниматься этим «грязным» делом и частенько под видом игры отправляла греть самовар меня.
   Перед тем как ставить в печь формы с тестом, жаркие угли мама из «пода»* кочергой придвигала к «заслону»*  «шестка»* и через какое-то время сгребала их в «морельницу»* – двуручный металлический бочонок на высоких ножках, который закрывала крышкой и выносила в коридор на постоянное место. Там угли остывали. Я приносила с коридора морельницу с холодным угольным содержанием, ставила к печи на специальную табуреточку пустой самовар, аккуратно наливала ковшиком в корпус колодезной воды из бака и закрывала на самоваре крышку. В трубу-жаровню (кувшин) насыпала несколько угольков. Осторожно спичкой поджигала лучину и опускала её на угли. Чтобы та разгорелась, я ставила сверху трубу-загогулину буквой «Г» с ручкой и открывала «поддувало» – специальное место в печи для тяги – так учили делать старшие в семье. Потом, как лучина разгорится, надо добавить доверху углей – всё, можно поиграть. Главная премудрость – не заиграться и не забыть про наставленный самовар, а то он или «потухнет», или «перегреется»*. Этого никак нельзя допустить, иначе неприятностей не оберёшься. Как-то бабушка вскипятила самовар и поставила под кран чайник с заваркой, чтобы залить её крутым кипятком – заварить чай. Загляделась на игру внуков за окном, выбежала на улицу, а там соседка с новостями, слово за слово – разговорились. А про чайник-то баба и позабыла! Так весь кипяток вылился на пол, а самовар изрядно пострадал, угли-то были «живые», – скукожился, пришёл в негодность. Было дела! Дорогое удовольствие – новый самовар.
   А чтобы самовар не перегрелся, крышка сверху не даёт воде выкипать, на ней есть специальные паровички-отдушники – открыть их, лишний пар и выйдет. Деревенские люди знают. И наоборот, чтобы кипяток подольше не остывал, паровички надо закрывать. Целое искусство добычи кипятка для чаёвника, этот господин самовар! Не потрудишься – не чаёвничать ни тебе, ни домашним, ни гостям.
   На конфорке царски «восседал» чайник с самой вкусной заваркой – «Индийским» со слоном на пачке или «Грузинским» чаем. Только такая в магазине и была. А травы и листья иван-чая, мяты, малины или смородины, которых в деревне завались, домашние почему-то не заваривали, как я делаю это сейчас, и не добавляли в чай ягоды клюквы и брусники. Их толкли в кадушках для других целей. Не помню, чтобы в доме когда-нибудь использовали мёд. Заварка в чайнике напревала на конфорке, на жаре от углей, и напиток оставался горячим всё время чаепития. Между прочим, в деревне и без умных книжек всё делали правильно, потому что по науке «пить русский чай означало пить чай заваренный». Мы веком не знали, что его можно варить – не вкусно же, горько! А вот англичане, например, считают русский чай с сахаром «каким-то приторным напитком» и «варят его, по своему обыкновению, как капусту». Эту информацию я прочитаю у писателя Ивана Гончарова в произведении «Фрегат Паллада», когда подрасту. Выбор посуды в нашей семье был невелик, и мы пили чай из обыкновенных стеклянных чашек с блюдцами или гранёных стаканов. Я до сих пор обожаю «нафуркивать»* чай из блюдца вприкуску с кусковым сахаром. Люблю особый вкус чая в тонких стаканах с подстаканниками, тонком фарфоре и керамической посуде.
   Самовар с чайником пыхтели, чай можно было пить долго, пока не кончится кипяток. И наставлять снова. Гостей в доме мы всегда встречали горячим самоваром. Чаепитие было и традицией, и ритуалом, и обычным делом.
Глухая тоска без причины,
И дум неотвязный угар.
Давай-ка, наколем лучины –
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину,
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
А. Блок, «На улице — дождик и слякоть...»
  Процесс чаепития за самоваром художники отражали на холстах, назову лишь некоторые работы: К. Маковский «За чаем», А. Попов «За чаепитием», М. Клодт «За чайком», С. Виноградов «Купчиха за самоваром», Б. Кустодиев «Голубой домик»; писатели картинно и сочно описывали его в произведениях и воспоминаниях: Лев Толстой, например, признавался: «Я должен был выпивать много чая, так как без него не мог работать. От чая освобождались те возможности, которые дремали в глубине моей души, давая возможность созидать...». Писатель Валентин Пикуль в романе «Нечистая сила» не раз упоминает о том, что его главный герой Григорий Распутин – крестьянский сын – дюже любил почаёвничать, особенно с великого похмелья, и угощать чаем званых гостей. У поэта Бориса Пастернака, по воспоминаниям его современника и друга Николая Вильмонта, для гостей тоже главным угощением был чай из самовара, который собственноручно ставил хозяин, причём: «у него был свой, особо рациональный метод топить печи и ставить самовары». Поэты словесно, образно рисовали чаепитие в стихах, как вышеупомянутый А. Блок или А. Пушкин в третьей главе поэмы «Евгений Онегин»:
Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая.
Под ним клубился лёгкий пар…
   Для поэта Николая Заболоцкого в стихотворении «Самовар» – «самовар – владыка брюха, драгоценный комнат поп!», «император белых чашек, чайников архимандрит». Поэт-обэриут Даниил Хармс в стихотворении, тоже с названием «Самовар», называет его именем собственным, олицетворяя тем самым неодушевлённый предмет: «На столе Иван Иваныч! Золотой Иван Иваныч!». А народ точно подметил в чаепитии главное и сложил несчётное количество легко запоминающихся поговорок и пословиц, таких, как: «Выпей чайку – забудешь тоску»; «Самовар кипит – уходить не велит»; «Чай пить – не дрова рубить»; «Чай пьёшь – до ста лет проживёшь»; «Где есть чай, там под елью рай», и другие. У меня в ходу шутливая: «Чай не пьёшь – какая сила, выпил чай – совсем ослаб».      С ХVIII века, как изобрели русские мастера «пузатого водогрея», было время понапридумывать всякой всячины за чашечкой горячего чайку. Прижилось на Руси и традиционное романтическое приглашение «зайти на чашку чая».
   По историческим данным, первые самовары появились в Туле, там начало развиваться самоварное производство, потому его колыбелью считается Тула. Помните пословицу-перевёртыш «Со своим «самоваром» в Тулу не ездят»? А вот кто именно придумал настольного «добряка», история, увы, умалчивает. В народе самовар называют «молчаливым собеседником», олицетворяя его: молчит, пыхтит, создаёт благоприятную обстановку, слушает разговоры и сплетни и ждёт, что из этого выйдет.
  Но вернёмся к нашему деревенскому столу. Лично я девчонкой-школьницей приноровилась использовать горячий самовар в роли утюга – гладила об его «тулово» школьный пионерский галстук и капроновые ленты в косы.
***
продолжение следует