Ко-ро-ваево и погост Спас Железный посох

Юрий Алексеевич Белоусов
Ко-ро-ваево и погост Спас Железный посох

Давайте найдем на старой музейной карте Покровского уезда, старинное село Короваево! Да, пишется оно на старинных картах именно через две буквы «о», вот так - Ко-ро-ваево.
Это сейчас село стало Ка-ра-ваевым, из-за «акающего» столичного произношения, а раньше на Покровщине «окали».

Чем село отличается от деревни? В селе в отличие от деревни есть церковь. В Короваево было аж два храма. Церковь Успения Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней, и храм во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Стояли они на красивом берегу реки Пекша.

Село Короваево известно с начала XVII века как старинная вотчина дворян Кузьминых. В двух верстах от караваевских храмов находятся деревни Марково и Очеп. Две версты - это чуть больше двух километров, а точнее в версте – 1066,8 метра, значит: 2 километра и 133,6 метра от деревень до Короваева, не забудьте при случае проверить! Между деревнями этими сейчас дорога щебнем засыпана, а раньше по ней идти - беда была: одна глина под ногами. Чуть дождь, и путнику не пройти, и телеге не проехать.
   Как пройдешь Очеп, по правую руку будет стоять поклонный крест, на котором написаны слова: «1545-1552. Здесь началась Россия».
Чтобы понять, что же произошло в эти памятные годы, когда на Святой Руси правил первый русский царь Иван Грозный, нужно от креста идти полтора километра вперед по разбитой громадными колесами трактора дороге, зияющей колеями по колено.
Когда колея помельчает, упрешься ты в огромную, одиноко стоящую березу с лестницей в небо, за ней и нужно повернуть влево.
Здесь на железных четырех ногах-прутах блестит металлом православный крест, а ниже, на полсажени, на табличке из нержавейки с неровными, но старательно выбитыми буквами, можно прочитать текст: «Здесь стоял древний храм погоста Спас-Железный посох. Основан вXVI веке, взорван в 1955 г. Назван во имя спасения Ивана Грозного от татар».
   Храм тот знали еще с XVI века. Но не дожил он до наших лет, поглотил его огонь в 1807 году.  Да и новый, каменный Преображенский храм, построенный в 1809 году на месте утраченной церкви древнего погоста, был позже в ХХ веке взорван. Лишь гора битого кирпича от него осталась, да куски искореженного металла, пронзившие, будто копья, святое тело разрушенного храма. Обвили сейчас это тело корни деревьев, толщиной в два мужицких кулака.
   В прежнее время в деревнях грамотных мужиков и женщин было очень мало, и книжек никаких они почти не читали. Некогда крестьянину читать было, по правде говоря - дела у него, круглый день занят. Со временем в деревнях начали открываться школы – для всех желающих. Стало людей грамотных в деревнях больше, и возникла необходимость в источнике книг – библиотеке. Первая бесплатная земская библиотека в Покровском уезде открылась в 1898 году при Воронцовском волостном правлении. В 1899 г. появились еще две - в селе Караваево и в деревне Жары. Что же писали в патриарших и казённых книгах об это месте пречудном?
   А вот что: «Погост Спас-Железный посох при реке Пекше находится в 50 верстах от губернского города и в 32 от уездного», и что «по преданию, название «Железный посох» дано Спасскому погосту оттого, что царь Иоанн Васильевич Грозный приложил к местной церкви свой железный посох, который он обыкновенно каждый день носил в руках». А из уст в уста рассказывали местные жители Сказ о смелом и мудром царе Грозном, Иоанне Васильевиче, и о событии том достопамятном.
   По преданию устному, шел в тот день русский царь со своим войском в поход на Казань. Остановились они на ночлег на высоком берегу Пекши - там, где овраги древним городищем впиваются в тело реки. Место это было особым, сакральным, памятным для людей тысячу лет и больше. Кто-то считает, что еще «дьяковцы» (люди древней доисторической  культуры) здесь жили. Но лопата археолога к этим местам не притрагивалась. Люди говорят, что один важный экстрасенс московский был поражен энергетикой этого места. Сила земли этой, по его словам, сравнима лишь с силой земли у Гроба Господнего в Иерусалиме.
   Так вот, стали русские воины здесь лагерем, разбили царский шатер в месте, с видом на Пекшу. Сидит царь в уединении, думу думает. Вдруг откуда ни возьмись, злодеи выскочили: пробрались татары тайно к царскому шатру, на жизнь государя покусились, тело его и душу загубить хотели. Трое душегубов-то было. Но не дрогнул царь. Набросились татары на Иоанна Васильевича, думали одолеть. Да не тут-то было. Царь статью высок был, мышцей силён, движением проворен. Отбился Иоанн Васильевич своим железным посохом от злодеев. Так ловко он это сделал, что из двух дух-то сразу вышел, а третьего поколоченного уже подоспевшие рынды (охранники то бишь, по-древнерусскому) топориками да бердышами жизни лишили.
   В честь своего великого спасения велел тогда Иоанн Грозный гулять день и ночь и войску, и жителям ближайших деревень. Славно пировали, царя и Бога восхваляли, а на утро глядь, спохватились: царского посоха-то и нет! Целый день войско этот железный посох искало. Бродил в поисках и сам великий царь со свитою. И вот аккурат в том месте, где сейчас поклонный крест стоит у деревни Очеп, посох-то и нашелся. Люди говорят, что воскликнул тогда грозный царь Иван: «Здесь началась Россия»! И еще в честь этого гуляли день, и гуляли ночь. А на утро Иоанн Васильевич велел на месте, где татары на него напали, и где Бог его чудесным образом спас, вложив в руки посох и силу великую, заложить церковь в честь Преображения Господня – ибо как будто бы второй раз царь на этом свете родился. А в церковь эту посох как царский дар приложить для памяти людям, что никакая злая вражья сила с русским человеком не справится, ибо с нами Бог, во дни и нощи и всякий час. И пошел Иоанн Грозный с такими словами и мыслями на Казань, и обрёл государству своему земли и подданных, а себе - славу вечную.
   Сейчас на городище, близ церкви – старое кладбище. Окружает его овраг, который прозывается местными жителями «Оврагом заблудших». На дне оврага бьёт родник. Видит путник здесь ухоженные могилы: и недавно почивших земляков, к Богу ушедших, и старые надгробия их предков с почти уже не читающимися надписями. Местные жители свято берегут это место, где покоятся души прадедов и прапрадедов.
   Таково сказание о месте чудном, о месте славном, о погосте Спас Железный посох, что недалеко от села Караваево. И пока мы помнить будем сказы эти, будет земля родная процветать и силу давать. И никакие враги нам будут не страшны!

Юрий Белоусов
10 ноября 2022 г.