Шри Ауробиндо. Мысли и афоризмы

Ирина Блуменфельд 2
      Пока у меня был всеразделяющий ум, я отвращался от многих вещей;
после того, как я забыл о нем, я искал по всему миру уродливое и
отвратительное, но уже не мог найти ни того, ни другого.

Господь открыл мне глаза; ибо я увидел благородство вульгарного,
привлекательность отвратительного, совершенство уродливого и красоту
безобразного.

Когда, изнемогая в несчастье, я называю его злом, или испытываю
ревность и разочарование, я знаю, что во мне вновь пробуждается вечный
глупец.

Когда я вижу, как страдают другие, я чувствую себя несчастным, но
мудрость, не мне принадлежащая, видит, как при этом совершается благо, и
благословляет.

Я забыл, что такое порок и что - добродетель; я вижу только Бога,
Его игру во вселенной и Его волю в человечестве.

Ощущать и любить Бога красоты и добра в уродливом и злом и при
этом стремиться в совершенной любви своей исцелить последние от уродства и
зла - вот подлинная добродетель и нравственность.

Ненавидеть грешника - самый большой грех, ибо это значит
ненавидеть Бога; однако же, впадающий в него упивается своей высочайшей
добродетелью.

Удивительно: люди могут любить Бога, но не в силах полюбить
человечество. Кого же, собственно, они любят?

Нет греха в человеке - лишь болезни, непроходимое невежество и
ложное применение сил и способностей.

Грех и добродетель - это игра, в которую мы играем с Богом,
сопротивляясь Его усилиям устремить нас к совершенству. Сознание собственной
добродетели помогает нам втайне лелеять свои пороки.

Исследуй себя без сожаления, тогда ты станешь более милосердным и
сострадательным к другим.

Когда приходит Мудрость, вот первый ее урок: "Такого понятия, как
знание, не существует; есть лишь проблески Бесконечного Божества."

Стыд приносит свои восхитительные плоды, и как в эстетике, так и в
этике мы едва ли смогли бы обойтись без него; но в остальном он является
признаком слабости и свидетельством невежества.

Преображенная Смерть становится Жизнью, которая есть Бессмертие;
преображенная Жестокость становится Любовью, которая есть нестерпимый
экстаз; преображенное Невежество становится Светом, который простирается за
пределы мудрости и знания.

Лишь через совершенное отречение от желания - или через
совершенное удовлетворение желания - можно войти в самые тесные объятия
Бога, ибо и в том, и в другом случае выполняется главное условие: желание
умирает.

Когда ты веришь опыту души своей и отрицаешь отличный от него опыт
другой души, знай, что Бог тебя дурачит. Разве ты не слышишь Его довольный
смех за покровами души твоей?

Все, что выше достигнутого человеком уровня, кажется ему
невозможным, и ему, действительно, трудно достичь этого одними лишь
собственными усилиями; но все становится вдруг легко и просто, когда за дело
берется Бог в человеке.

Эгоизм - единственный грех, подлость - единственный порок,
ненависть - единственное преступление. Все остальное можно легко обратить в
добро, эти же качества - самые упорные противники божества.

Мир - это бесконечная периодическая десятичная дробь, целая часть
которой - Брахман. Кажется, будто период начинается и кончается, но дробная
часть бесконечна; у нее никогда не будет конца и никогда на самом деле не
было начала.