Письмо о символах

Мария Курякина
ПИСЬМО О СИМВОЛАХ

Дорогой друг! В трепетном ожидании поступления ты просматривал фотографии академического сайта и увидел смутившее тебя явление: священника в обручальном кольце. Ты спрашиваешь, не закралось ли в сердце православного мира еретическое лжеучение, не поколебалась ли христианская вера, не сотряслись ли основания святой сергиево-посадской земли. Прибегнув к сухому языку канцелярита, я отвечу, что 20 декабря 2019 года на Епархиальном собрании духовенства города Москвы Патриарх Кирилл сказал, что священники могут носить обручальные кольца. А потом, вернувшись к нормальному человеческому языку, я продолжу своё письмо, потому что заданный тобой вопрос задевает меня за живое.

Ты знаешь, друг, как любит наше сердце красивые ответы, символические толкования и мистические числовые ряды.
– От Авраама до Христа – три раза по 14 родов, – бескорыстно радуемся мы удивительному совпадению, пока занудливый библеист не разрушает гармонию выпавшими из родословной именами.
– Рипиды – символ присутствия на богослужении ангельского мира, – благоговейно объясняем мы ребёнку, а литургист прозаично добавляет:
– Раньше ими отгоняли насекомых от Чаши.
– О путешествующих надо молиться Николаю Чудотворцу, – обсуждают верующие подруги, а молодой неопытный батюшка портит им настроение рассказами о собирательных образах и исторически недостоверных житиях.

В христианстве, как и во всём другом, есть первостепенное и второстепенное. Первостепенное, изложенное в Символе веры и 10 заповедях, нужно знать, понимать и соблюдать. Второстепенное, касающееся стихир на «Господи, воззвах» и фасона подрясников, тоже нужно знать, обсуждать и при необходимости творчески преобразовывать. «Насущный хлеб» русского человека может превратиться в «насущного тюленя» эскимоса и «насущную рыбу» алеута. Это не будет ересью. Это будет живой верой в Живого Бога.

Надеюсь, ты согласишься с тем, что обручальное кольцо на пальце – это про второстепенное. Благочестивая традиция – снимать кольцо на хиротонии – имеет примерно такой символический смысл: «Ставленник венчается на служение, «женится» на Церкви». Кроме того, я слышала и практический аргумент, гласящий, что при совершении проскомидии под кольцо могут попасть крошки. О проскомидии может рассуждать только стоящий у Престола (упомяну лишь, что за четыре года под моё кольцо ни разу ничего не попадало, но, бесспорно, это тот случай, когда лучше перебдеть, чем недобдеть). О символическом же толковании я, как жена женатого на Церкви, хочу выразить тебе накопившееся недоумение.

Писание наполнено сравнениями, но сравнение не равно знаку равенства. Закат можно сравнить с догорающим костром, но от этого он не станет пригодным для жарки сосисок. Два венчания не делают священника двоеженцем, и данные на хиротонии обеты не аннулируют обетов брачных. Кольцо на пальце и крестик на шее делаются из разных кусочков металла, и одно не отрицает существование другого. Зачем искусственно сеять конкуренцию там, где должна быть разносторонняя полнота бытия?

Кольцо – тоненькая золотая ниточка на пальце – занимает так мало место в пространстве. Но сверкнувшая искорка на правой руке священника – крестящей и благословляющей – видна всему храму. Священник в кольце не просто женат, он вопиюще женат. И эта подчёркнутая женатость может огорчать три категории людей: гнушающихся браком, влюблённых в батюшку прихожанок и борцов за неизменяемость форм церковной жизни. Первым я бы рекомендовала почитать о гностических ересях, вторым – послушать советскую песню «А я люблю женатого», а третьим – набраться терпения и говорить: со священниками, друзьями-христианами, катехизаторами, хорошей литературой и Богом. Задавать вопросы и вместе искать ответ – это нормально. Может быть, собеседники переубедят вас, а может быть, их переубедите вы. Но, даже если в этом второстепенном каждый останется при своём, нельзя допустить, чтобы это стало причиной ещё одной вражды.

Кольцо – просто символ. Символ любви, который обручающиеся надевают друг другу на пальцы с благоговением и радостью. Символ раздора, который в момент ссоры прячется в нижний ящик стола. Символ верности, который показывается в ответ на неуместно горячие взгляды. Символ памяти, который, печально блестя на левой руке, связывает нас с ушедшими в вечность.

Снятие кольца – просто символ. Он может означать всё что угодно от «я – раб Господень, да будет мне по слову Твоему» до «я свободен, словно птица в небесах». Снятие кольца может быть смиренным послушанием традиции, скрытым желанием увильнуть от семейных обязанностей, незамеченной в круговороте дел мелочью или вынужденной необходимостью после перелома пальца.

Ношение и неношение кольца – личный выбор каждого. Это не ересь, за которую низвергают из сана, и не добродетель, без которой не спастись. И надеюсь, друг, что кольцо – снятое или надетое – не станет символом нашего с тобой раздора.

Твоя Маша.