По конкурсу - За строкой Маяковского. По эпиграфу

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2022/09/20/3904 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2022/10/30/5036 - Итоги конкурса

Завершен конкурс патриотических стихов «За строкой Маяковского», задача которого формулировалась следующим образом:

сделать фразу из В.В.Маяковского «Землю, где воздух, как сладкий морс, бросишь и мчишь, колея, но землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя» эпиграфом стихотворения и предложить его на данный конкурс. Тема и жанр стихов - на усмотрение автора, главное, чтобы содержание стихов соответствовало мысли  и духу заданного эпиграфа.

Мною было принято 30 стихотворений - ровно столько, сколько  было указано в условиях проведения конкурса - очень разных произведений по стилю их написания, содержанию и способу раскрытию темы, тем не менее, все они повествовали о любви к своему родному краю, родине. У кого-то - отвлеченно, обобщенно, у кого-то - очень конкретно: были посвящены какому-то конкретному эпизоду нашей истории, месту или времени. Подавляющее число стихов можно с уверенностью отнести к патриотической поэзии и они более или менее соответствовали духу эпиграфа.

Читать пакет принятых стихов мне было интересно: очень много искренних, задушевных и достаточно глубоких  авторских монологов или рассказов. Было трудно определиться с отбором конкретных стихов для публикации в этой статье: даже те произведения, которые грешили техническими недочетами, нравились содержанием и, к тому же, многие стихи были написаны специально к конкурсу - точно попадали в заданную тему, а таких авторов, особенно тех, кто ПОКА ЕЩЕ не мастера, мне всегда хочется поощрить и заодно подсказать им неудачные места, которые помешали отбору их произведений. Поэтому я и решила опубликовать здесь стихи ПОЧТИ всех участников. Может быть только за исключением тех произведений, что были уж очень сыро написаны или мало соответствовали заданному эпиграфу.

Кстати, мы давно в ТМА не разбирали примеры технических недочетов (я в последнее время стараюсь публиковать в статьях только мастерские произведения!), но, если совсем не показывать примеры единичных ошибок, то от них не избавиться. Поэтому предлагаю вам приготовиться к чтению объемной подборки стихов наших участников с моими минимальными комментариями к ним. Не поленитесь, пожалуйста, прочесть их все (а не только свои!), потому что изучение текстов  ЧУЖИХ стихов - это наилучшая школа самообучения!!!

******************************************

1. НАША ОЧЕРЕДЬ. НИКОЛАЙ ЮРЬЕВИЧ ЮРЬЕВ

На Россию опять охота,
Только ей ведь не привыкать
По нехоженому болоту
К торжеству прокладывать гать.

Мы – наследники новгородцев,
На Неве разгромивших чудь,
Ополченцев и полководцев,
И ещё поэтов чуть-чуть.

Каждый век на восток походы
И ответки с востока потом,
Собираются все народы
И наваливаются гуртом.

Не дают нам пожить спокойно,
Каждый век для России лих,
Господа начинают войны,
А Россия кончает их.

Не ходили мы райской кущей
Ни вчера, ни позавчера,
Но дорогу осилит идущий.
Наша очередь, нам пора.

Стихи публицистического жанра, стихи по событиям текущего времени  с отсылкой на историю ("Мы – наследники новгородцев, на Неве разгромивших чудь, ополченцев, и полководцев, и  ещё поэтов чуть-чуть"). Пусть и не напрямую, но они отражают дух эпиграфа. Все очень симпатично написано, кроме, пожалуй, 3 строфы, сделанной наспех: там и разговорное "ответки" хочется заменить, и повтор значащего слова убрать "Каждый век на ВОСТОК походы и  ответки с ВОСТОКА потом" - мне вся эта фраза не нравится - не по содержанию, а по ее построению и подбору слов.

3. КАК БЕЗ ЭТИХ ПОЛЕЙ... ОЛЬГА ИВАНЫЧЕВА

Как без этих полей и берёз?
То не льстивая дань пустословью.
В землю прочно корнями я врос,
Если рвать - по живому и с кровью.

Над прудами кружащих стрекоз
Не заменит даров позолота.
Мне милО, кОгда зреет овёс,
И кулик кОгда "хвалит болото".

Знойный луг и хмельной сенокос -
Всё в душе на почётном престоле.
Разлюблю ли (напрасный вопрос),
Что возлюблено было дотоле?

А снега, а кусачий мороз!
Нахожу первозданное счастье
В здешнем климате метаморфоз,
Надо мной обладающем властью.

Неужели я это всерьёз?
А экзотики дивные дива?
Каждой клеткой в Россию я врос
И привязанность к ней не фальшива.

К теме - никаких претензий, первые шесть строк просто хороши, а дальше сыро по технике: "Мне милО, кОгда зреет овёс, и кулик кОгда "хвалит болото" - фонетические ударения слов стоят на безударных зонах  3-х стопного анапеста, а фраза "мне милО" - очень портит стиль - она больше для народных частушек годится... Вставка в описание фразеологизма про кулика, хвалящего болота, здесь не совсем понятна... Я бы заменила другим эпитетом  и "ПОЧЕТНЫЙ престол", не совсем поняла и необходимость определения "ПЕРВОЗДАННОЕ счастье" - избыточный акцент, никуда не ведущий. "Экзотики дивные дива" - также воспринимаются в тексте как случайная фраза, вставленная только ради заполнения строки, а не для передачи  чего-то нужного. А в целом, с учетом того, что стихи новые и еще будут доработаны - это хорошие по замыслу стихи!

4. РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ! ФИДЕЛЬ САГИТОВ 
 
Русские не сдаются!
Да и кому сдаваться,
Если тут насмерть бьются,
Даже, кому семнадцать.

Тот, кто продался, сдался,
Топит свой стыд в стакане,
Зная, что вслед плеваться
Будут односельчане.

Русские не сдаются,
Если беда накатит,
То до конца дерутся,
Коли патронов хватит.

А обойдут солдата,
А окружат героя -
Есть ведь ещё граната
С выдернутой чекою.

Русские не сдаются -
Нет среди нас такого,
Наши не продаются,
Можешь спросить любого.

Просто и сильно. Далеко от эпиграфа (что, наверное, и помешало номинации), но по сути - о том же. Хорошо написано. По мужски.

5. ВОСПРЯНУВШАЯ РУСЬ! ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА 

Ты взмахнула стальными крылами,
До тебя я едва дотянусь,
Воспарила ввысь над церквами
Моя добрая, кроткая Русь!
001 001 001 0
001 001 001
001 01 001 0
001 001 001
Не убьет нас нечистая сила
И не выклюет глаз воронье,
Силу вольную нарастила,
Ощетинилась, встав под ружье!

Охраняема правдой лучистой
И, отправив врагов в забытье,
Птицей стала вновь голосистой,
Имя гордое вспомнив свое!

Ты воспрянула, Русь огневая,
Набрала разудалый разбег,
К небесам с молитвой взывая,
Я с тобой не расстанусь вовек!

Сначала мне показалось, что есть ошибочное изменение ритма в 3 строке катрена, но поскольку такое повторяется во всех строфах, поняла, что это так странно автором задумано. Что это дает стихам - не поняла: чистый анапест  вместо логаэда звучал бы лучше. В целом хорошие стихи, хотя некоторые места я бы еще подработала. В первой строфе неудачное соединение "стальных крыл" и "доброй, кроткой" в одном предложении. Почему "правда ЛУЧИСТАЯ"? Если использовать столь странный эпитет, то он должен быть как то далее раскрыт или обоснован другими фразами. Здесь он просто заполняет строку. "Разудалый разбег" мне тоже не понравился.  И по выбору слов не нравится, и в  сочетании с остальными эпитетами России, очень противоречивыми, случайными. "К небесам с молитвой взывая". Взывают к Богу либо к его местоимению - Небесам (с заглавной). А так - язычество какое-то... "Сила вольная"... Как-то не в заслугу нам этот эпитет, добрая сила - та, что под контролем... А в целом, если еще чуть подработать, то будет хорошо!

6. ДА, Я МОГУ ПИСАТЬ НЕ О ВОЙНЕ. ПЕСОК ВЪ САДУ КАМНЕЙ 

Да, я могу писать не о войне,
любовные вплетать фиоритуры,
но это всё сегодня не по мне,
когда война кому-то синекура.

Лет сорок бы скостить, и чёрт бы С НЕЙ,               
что не прошёл я жизнь до половины.
Я бил бы ТАМ фашистов всех мастей.
Мне не нужны Укра;ины руины.

Пусть я теперь в глухом запасе, но
я помню русский клич Бородино.                смена рифмовки
И если суждено мне быть в строю,
я знаю, за кого умру в бою.

Хорошие стихи - в них есть авторское лицо, небанальные мысли. В последней строфе сменилась форма рифмовки, что лучше бы не делать, но с учетом того, что это концовка - грех небольшой, допустимый. А вот со второй строфой я бы еще поработала: "Лет сорок бы скостить, и чёрт бы С НЕЙ, что не прошёл я жизнь до половины" - туманная конструкция фразы, логичнее бы  -"и чёрт бы С ТЕМ, что не прошёл я жизнь....". И дальше тоже туман: "Я бил бы ТАМ фашистов всех мастей". Там - это где? Понимаем, что в жизни, но это литературное произведение, а не устная речь, значит, автору нужно умудриться вписать в рифму нечто более ясное - "ТОГДА я бил бы...". "Русский клич Бородино" - тоже смотрится туманно по конструкции.

7. ТИХО ЗА ГОРОДОМ. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА 

Тихо за городом, и оглядясь,
чувствую родину - тонкую  связь
с лёгкою бабочкой, ярким цветком,
с радостной ласточкой над родником,
с речкой в зелёном огне камышей,
с горкою-домом смешных мурашей...

Как хорошо мне босой,  налегке
поговорить на одном языке
с птицами, липами: здравствуй, земля!
Где бы я нИ была, здесь буду я.
Не обесцветить и не извлечь
память из сердца - ни веру, ни речь,
ни этот синий простор, ширь полей -
мир, что Россией зовётся моей.

Замечательные стихи!  Только вот слово "оглядясь" стоит костью в горле - по форме оно правильно и может быть даже допустимо, но в русской речи редко используется, отчего царапает слух. А все остальное мне очень понравилось - яркий язык поэзии, образно, небанально и искренне: "Не обесцветить и не извлечь память из сердца - ни веру, ни речь..." А какие замечательные пейзажные мазки: "с речкой в зелёном огне камышей, с горкою-домом смешных мурашей..." Отлично!

9. НУ ЧТО ЖЕ ТЫ МОЛЧИШЬ, ПОЭТ? ЕГОРОВ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ

Ну что же ты молчишь, поэт?
Засохли мысли как чернила?
Слова всегда точней ракет,
У слов неистовая сила!

Идёт солдат в неравный бой
За мир, за правду, за отчизну,
И как без песни боевой
Ему давать отпор нацизму?

Кто подвиг ратный воспоёт
И для борьбы добавит силы
И слёзы горькие прольёт
На камень воинской могилы?

Оставь баллады о любви,
Они давно другими спеты
И как душою не криви,
Её не жалуют скелеты.

Поэт, ты гений и пророк,
Твой долг - зажечь надежды свет!
Но если трусость не порок,
Какой же ты тогда поэт?

Воодушевляющее содержание, с которым трудно не согласиться, и в духе эпиграфа, и особых технических ляпов нет, но хочется добавит несколько ярких штрихов для того, чтобы хорошая рифмовка стала мастерской поэзией. Например, изменить структуру предложения: "Оставь баллады о любви, они давно другими спеты и, как душою не криви, её не жалуют скелеты". К чему относится слово "её"? В этой конструкции к "душе" (других слов женского рода нет!), получается, что "скелеты душу не жалуют". И само слово "скелеты" - это неудачный выбор синонима для "погибшие". А еще - и это совет для многих начинающих поэтов! - не стоит рядом располагать  несколько разных сравнений: "Засохли мысли КАК ЧЕРНИЛА? Слова всегда точней РАКЕТ.." То чернила, то ракеты - очень уж разномасштабно! Если мы в одном предложении делаем несколько сравнений, то их нужно постараться породнить, связать между собой, чтобы следующее сравнение продолжало бы образ, созданный первым сравнением.

10. Я. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ   

Я русский штык в четыре грани,
Я танка крепкая броня,
Я крест на православном храме
И ветер с Дона тоже я.

Я звон ручья, карельский мрамор,
Я древний кедр, что выше скал,
Я коршун, что над пашней замер,
Я лёд на озере Байкал.

Я Ржев, Одесса, Севастополь,
Я Сталинград, Москва и Брест,
Я "Искандер", "Сармат" и "Тополь",
Я в праздник Пасхи благовест.

Я Крым, Урал и Черноземье,
Камчатка я и Сахалин,
Я полюс, где застыло время,
Я журавлей летящих клин.

Я Млечный путь июльской ночью,
Я Ангара и Енисей,
Я Байконур, Плесецк, Восточный,
Я небо над Россией всей.

Я деревенька из Сибири,
Я Суздаль, Новгород, Кижи,
Я на иконе капля мирры,               
Всё это Родина и жизнь.

Стихи, которые отобрали многие судьи, стихи ставшие призерами конкурса. Хорошие стихи, стихи с настроением, с энергией, с использованием языка поэзии, а не зарифмованной прозы. Здесь нет сюжета и нет пояснений - все произведение построено на цепи ассоциаций - что для ЛГ составляет ощущение его родины. И все бы замечательно, если бы не напрасное (на мой взгляд!) обращение автора к религиозной терминологии. Уже не в одной статье по итогам конкурса я остерегала авторов - не воцерковленных, не верующих или хоть и считающих себя верующими, но никогда не стремившихся и не пытавшихся разобраться в своем вероисповедании - не вставлять в свои стихи для рифмы, для красоты слога термины религии. Часто это бывает не к месту, почти всегда - без понимания. Если чего-то не знаешь глубоко, то лучше  этого не касаться совсем, тем более, если это что-то - вопрос веры. О чем это я? А вот о чем. "Я "Искандер", "Сармат" и "Тополь", Я в праздник Пасхи благовЕст". Во-первых, блАговест, а не благовЕст. Благовест - это церковный звон одним большим колоколом, извещающий о начале богослужения. То есть,  то, что в любом храме происходит ежедневно, а не только на Пасху. А про Пасху - главный праздник Православия, действительно верующий человек никогда не скажет " В ПРАЗДНИК Пасхи" - ему такое уточнение странно. Он скажет "на Пасху". А столь близкое соседство отождествления  себя с то с Пасхой Христовой, то с "Сарматом" и "Тополем" коробит. И еще: "Я на иконе капля мирры". Мирра - это камедистая смола, получаемая от африканских и аравийских деревьев - то, что собирает в живой природе и использует для своих нужд человек. На иконе, если она мироточит, то на ней образуются капли не мирры, а МИРО - то, что по  мнению церкви является не рукотворным продуктом, а проявлением божественной благодати. Ошибки в использовании слов случаются у нас всех, но когда автор в мирских стихах касается религиозной тематики, то предельное внимание к пониманию значения и смысла каждого слова и выражения особенно важно.               

11. С ПЕРВЫХ ДНЕЙ. ОЛЬГА БУРЫГИНА 
 
Если рос ты средь берёзок белых,
Сосен-мачт и голубых озёр,
А в объятьях ноченек белёсых
В сладкий сон впадал. То явный вздор,

Что навек забудешь на чужбине
Нежную прохладу, шелест ив,
И волшебный вкус лесной малины
С мест, где ты был счастлив, и мотив

Песен, что впитали мы с рожденья.
Сколько б  не был очарован ты
Всей экзотикой до восхищенья
Стран далёких, но всегда мечты

Будут об одном: скорей вернуться
Под родное небо и крыло
Той отчизны, где земли коснулся
С первых дней. До боли уголок,

Звоном колокольным и с церквами,
Дорог сердцу. Испокон веков
Здесь трудились прадеды, с корнями,
Честно жили, без черновиков.

И уже не прикипишь душою
К стройным пальмам из далёких стран,
Из родного родника водою
Лечишь боль, открывшихся вдруг ран.

Стихи, написанные специально к конкурсу, это всегда в плюс участнику. Тема раскрыта хорошо, точно, а техника исполнения пока еще требует доработки. Почти все стихотворение построено на переносах - предложения начинаются в середине строки и заканчиваются на середине другой, часто уже в другой строфе. Такая интонация чтения годится для стихов эпистолярного жанра, для лирики с сюжетом желательно избегать такого приема (хотя он и сильно упрощает автору рифмовку!) - конец строки и пауза при чтении конца мысли должны по возможности совпадать. Но это - в качестве совета. Что хуже - в стихах есть потери рифм или очень слабые, параллельные рифмы (белых-белесых, вернуться-коснулся, душою-водою). Но самый неприятный недочет - нечеткие конструкции предложений, что обнаруживается, если читать каждое от заглавной буквы до точки: "Если рос ты средь берёзок белых, сосен-мачт и голубых озёр, а в объятьях ноченек белёсых в  сладкий сон впадал." То что? - обрыв фразы и конструкции "если - то". Далее тоже рваная конструкция в предложении: "До боли уголок, звоном колокольным и с церквами, дорог сердцу".(я уже не говорю здесь о пунктуации!). А есть и странности смысла предложений: "Испокон веков здесь трудились прадеды, с корнями, честно жили, без черновиков". Кто здесь с корнями? Прадеды с корнями???  Несмотря на это, произведение понравилось содержанием: в стихах есть авторские мысли и  язык, стремящийся к поэтическому. И стихи - к эпиграфу. Осталось просто немного подкорректировать, потому что написано в спешке.

13. Я - НОВОРОССИЯ.  ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ   

Всё гнило. Дух в среде такой
Томился, ноя.
Решилась твёрдою рукой
Отсечь больное.

Пошла дорогою прямой
К живым истокам.
И Бог смотрел на выбор мой
Небесным Оком:

В рассвет – за линию огня,
Во тьму – обратно.
Благословила Мать меня
На подвиг ратный.

Иду, былое хороня,
Сквозь дым обочин,
Где злобы дыбится броня,
Клинок заточен,

Где хай и вой за то, что вдруг
Сказать посмела:
«Мне ваш кумир – не бог, не друг,
А ложь, омела».

Что вдруг решила быть собой,
И не спросила.
За то, что к Свету – смертный бой,
И в Правде сила!

Чувствуется рука опытного мастера - небанально, небуквально, а образами, интересно, эмоционально. И о главном.

15. РОДНАЯ ЗЕМЛЯ.  АЛЕКСАНДР БЕЛИЦКИЙ
 
Где ковыль робко шепчет в янтарных степях,
Где цветком почитается даже репях*,
Где в небесной дали растворились поля,
Здесь Отчизна моя. Здесь родная земля.

Где верблюжьи горбы терриконов растут,
Где под каждою вербой – комфорт и уют,
Где в шеренгу по двое стоят тополя,
Тут Отчизна моя. Тут родная земля.

Где прозрачнее слез мелководье реки,
Где горят васильков голубые зрачки,
Где роса на крапиве светлей хрусталя,
Вот Отчизна моя. Вот родная земля.

Где глазницей бездонной чернеет овраг,
Где стократно бежал опозоренный враг,
Где мальчишки под пулями пали в бою
За Донбасс. За любимую землю свою.

Где презреньем встречается мелкая месть,
Где в почете добро, справедливость и честь,
Где не плечики в шкафчике, а тремпеля**,
Здесь Отчизна моя! Здесь родная земля!

*Репях - диалектное. То же, что репейник, репей.
**Тремпель - донбасский региолект. То же, что плечики; приспособление для развешивания одежды.

Автор позволил себе использование местных, диалектных выражений, которые пояснил в сносках - это возможно (если этим не злоупотреблять, не писать ТОЛЬКО для своего местного круга читателей). Стихи мне понравились искренностью и содержанием - любовью к своей родной земле. И образы в них чудные - небанальные: "... робко шепчет в янтарных степях",  "прозрачнее слез мелководье реки", "горят васильков голубые зрачки", "глазницей бездонной чернеет овраг". Здорово!

16. КИНЕШЕМСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ. АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЕТРОВСКИЙ

Рыбий плес по мелководью,
Ночь изрезали зарницы…
Разве есть на Русь поводья?
Смерть не спит. И нам не спится.
Днем с огнем не сыщешь правды,
Для вельмож живот дороже.
Враг лютует град от граду,
Мы - все пятимся... Негоже.
Ратник, примеряй бармИцу,
Разгибай, оратай, спину!
БрАты! Нави ли бояться?
Сраму мертвые не имут!
Плач юродивых у храма...
На щитах червленых – кречет.
Мы коней парным туманом
Напоили... Будет сеча.
С ладанкою под рубахой,
С оберегом под кольчугой
Ляжет воин... сгинет пахарь…
Вороньё поживу чует.
Вынес княжий виночерпий
Дрожь унять по чарке меду.
«Смерти нет! Рубитесь, черти!» -
Зычно рыкнул воевода.
Мы – рубились! Лихо…Яро…
О бок – Дух Святой и Силы.
Князю – честь, мошна – боярам,
Нам – часовня над могилой.
Огонек  лампад поминных
Песней оживет народной.
Враг не видел наши спины.
…Смерти нет.
             Прав воевода.

Стихи обращаются к дням минувшим, отсюда  лексика, соответствующая описанию исторической обстановки - ратник, браты, червленый, навь, имут, виночерпий... В стихах, описывающих современность, эти слова были бы неуместны, а здесь - то, что требуется. Понравились строки: "Разве есть на Русь поводья?", "Враг не видел наши спины" и "Мы коней парным туманом напоили...". И в целом очень достойные стихи на тему патриотизма и любви к родине.

18. ИЗБОРСК. ИГОРЬ СЫЧЕВ 3 

 Есть на Руси «железный город» –
Изборск - прозвали так враги…
Он претерпел осады, голод,
Пройдя все «адовы круги»…
Но, помня заповедь Словена:
«За землю Избора стоять!»,
И горожане непременно
С набатом превращались в рать…
В бой шли с надеждой во знаменья:
Стоял лишь звон мечей окрест!
И в память о былых сраженьях
Поставлен Труворов был крест…

…Века, как реки протекали,
Как те Словенские ключи:
В них силы предки обретали –
Все – изборяне, псковичи…
Да, в битвах мы не отступали –
О том и ныне помнит враг,
И славу вечную снискали,
Не предавая русский флаг!..

...И мы – потомки тех героев,
Что отстояли мир для нас,
Хранить должны все те устои,
Что всех скрепляли в трудный час.
А стены крепости седые –
Теперь, как витязь на посту,
В дозоре рубежей застыли,
 Вновь охраняя высоту.
Здесь начинается Россия
И летопись родной земли…
Изборск – истории мессия,
Что предки свято сберегли.
И нам, потомкам тех героев,
Россию выпало беречь.
А древний град был в битвах стоек,
Готовый рубежи стеречь.

Поскольку мне приходилось быть на территории Изборской крепости в Псковской области, то передо мной по стихам очень зримо встали перед глазами картины, которые создал автор: "А стены крепости седые –теперь, как витязь на посту, в дозоре рубежей застыли, вновь охраняя высоту". Удачен прием связи современности с ратными подвигами далеких предков: "А мы – потомки тех героев, что отстояли мир для нас, хранить должны все те устои, что всех скрепляли в трудный час".  И еще раз в концовке: " И нам, потомкам тех героев, Россию выпало беречь". Хорошая работа!

19. ВЕЛИКА РОССИЯ. ГАЛЛА ОСТАП

Велика ты, матушка Россия,
и сильна историей своей,
сколько было всякого насилья,
начиная с трех богатырей.

Ты рождала дух свободный сильный,
этот дух от русских матерей
их сынов - великая Россия,
ты на зависть всем сейчас и впредь.
10 01 01 01 01 0
10 10 10 00 1
10 10 10 00 10
10 10 10 10 1
Потому тебя боится ирод всякий,          лишн. стопа
помнят нашу силу на Руси,
и глядят побитою собакой
и пытаются украдкой укусить.                лишняя стопа
00 10 10 10 10 10
10 10 10 00 1
10 10 10 00 10
10 10 00 10 00 1
Не надейтесь, бесполезна злоба,
распознаем всех мы подлецов.
Мощь России в праведном народе
и в отваге сыновей, отцов.

Чтоб напасть на нас, подумай прежде,
не спеши, помысли вот о чем:
мы миролюбивы, но повержен
будет каждый, кто придет с мечом.

Добротная гражданская лирика о величии родины, о любви к ней с обращением к истории прошлого. Все замечательно, жаль только, что в 3 строфе 5-и стопный хорей в 1 и 4 строке вдруг стал 6-и стопным. Эту беду легко исправить, заменив, например, некорректные  строки т.о.: "Оттого тебя боится всякий, помнят силу матушки Руси, глядя вслед побитою собакой, всякий раз стремятся укусить". И еще рифму бы сделать поточнее, чем "матерей-впредь", хотя...  можно и оставить.

20. МОЯ ЗЕМЛЯ. ЖАРКОВА ГАЛИНА    

Моя земля, моя отрада,
Моя душа, свет и награда.
Она, как мать, меня вскормила,
Учила жить, любить учила.
И верить в дружбу, честь, единство,
И ненавидеть зло и свинство.

Не раз терпела испытанья,
Врагов на землю притязанья.
И приходилось ей бороться,
Россия никогда не гнётся.
Мы победили в сорок пятом,
Повесив знамя над Рейхстагом.

А в девяностые, ребята?
Задерживали нам зарплату.
Всем в перестройку было сложно,
Забыть такое невозможно.
Трудились, верили и знали:
«Мы русские. Мы крепче стали».

Россия —  мирная держава,
Она красива, златоглава.
Как широки страны просторы,
Поля, моря, леса и горы.
Дарами недра в ней богаты,
Здесь люди добротою святы.
И нет нужды нам в заграницах,
Россия — Боженьки частица.
Другую землю мне не надо,
Хоть дни не все из шоколада ….

Сейчас у братьев есть проблема —
Фашистская возникла тема.
Спешит на помощь им Россия,
Нужна сегодня терапия:
«В спецоперации спасенье —
За будущие поколенья.
Мы за Победу, в правде сила,
И наша цель — добиться мира».

Стихи написаны двустишиями с парной рифмовкой. Сама стараюсь применять ее в очень редких случаях: звучат такие стихи просто, скучно, частушечно, а требования к рифмам (рядом стоящим!) в этой рифмовке завышенное - здесь нужны только точные. А в данном тексте много параллельных рифм и есть даже потери рифм: пятом - Рейхстагом. Оценила, что стихи написаны к конкурсу - стихи точно по заданной теме, но, к сожалению, в них мне не только красивой мелодии звучания, но и  поэтической речи не хватило: автор просто рифмует свои мысли, а этого мало для того, чтобы правильный текст стал  красиво звучащим и рождающим зрительные картины и настроения стихотворением.

21. РАЗГОВОР С ВЕТЕРАНОМ. КОРНИЛОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
 
А дед вспоминал и, прильнув к стене,
Кряхтел, мол, тепла стена.
И все говорил, все пытался мне
Всю душу излить до дна:

Смерть обходила его стороной,
Да, он уцелел тогда.
И дед говорил, говорил со мной:
- Остался один - беда.

Вот раньше мы с бабкой... слеза стекла.
... Был взрыв, а она с бинтом.
Тащила, стонала, как снег бела...
Затих. - Ну, а что потом ?

- Ну, что? Дотащила и вот, спасла.
А дальше опять война.
А пули свистели - у них дела!
Попали. Опять она,

Ко мне наклоняясь, глядит в глаза
И, снова бинты и стон.
Я думал, что Богу на фронт нельзя,
А он был со всех сторон!

И жизни спасал, и хранил любовь -
С тех пор мы в руке рука.
А? Что про войну? Дед припОднял бровь
И плечи поднял слегка.

Да, как же забыть? У беды цена -
Смертей не початый край!..
А бабка моя такая одна...
А, может, чайку давай?

И дед был наполнен весь день войной,
На запад торил свой след.
Сегодня он был, как тогда, молодой -
Там бабка была... здесь - нет.

Недооцененные стихи. Они тоже новые стихи - к конкурсу, но совсем другие:  они построены на диалоге автора с дедом, главным героем стихотворения, причем, читатель через речь деда словно видит его воочию - художественный образ  создается несколькими строками! Автор сразу подключает нас в свой разговор, делает нас участником событий. А как интересно показано отношение деда к войне и к Богу, который его хранил: "...я думал, что Богу на фронт нельзя, а  он был со всех сторон! И жизни спасал, и хранил любовь - с тех пор мы в руке рука". Мне очень понравилась и идея этих стихов, и их исполнение.

22. КОНТРАКТ. МИХАИЛ ВЕЛЕЦКИЙ 2   

Бойцам 2-й Псковской бригады спецназа ГРУ, доблестно воюющим в Донбассе  посвящается

…Комбат продлил досрочно свой контракт…
Прощай мечта о выходе в отставку!
Что снова повезёт – совсем не факт
Уж очень нестабильна в жизни ставка…

На «дембель» провожая наш призыв,
Он как-то виновато раз запнулся,
И голос сел, и сердце на разрыв…
Наш Батя вдруг неловко отвернулся…

А мы стоим, не зная, что сказать,
Слов подходящих вечно не хватает…
Порою легче в деле побывать,
Чем слово взять, что душу утешает…

Вдруг Саня – снайпер и хохмач-артист
Взял слово в тишине на вес тяжёлой:
«Товарищ командир! Мы собрались,
Чтоб заявить, что мы начнём по новой!

И никуда со службы ни ногой!
Служили вместе! Вместе и дослужим!
Вся жизнь в спецназе… Рано на покой!
И ты, наш Батя, нам по жизни нужен…

Нам в передрягах даже чёрт не брат.
Ему мы хвост не раз в бою крутили:
Не страшен ни обстрел, ни камнепад –
Нас не сдаваться вы же и учили.

Вся группа остаётся, как один!
Контракты на продленье составляем…
«Салаги» пусть проходят карантин,
Мы ж вместе с вами в «точку» убываем»…

Прости за "ты", но это от души,
Ведь время "Ч" спрессовано в мгновенья.
И наводить порядок не спеши:
Мы все в порядке! Значит, прочь сомненья!..

...Так Саня свой окончил монолог,
Над плацем разнеслась команда «Вольно!»
Заулыбались все, кто только мог –
...Мы снова вместе! Жизнью все довольны!

Патриотизм и любовь к родине можно выразить по-разному: можно через описание родного края и своих чувств, а можно - рассказом о конкретных патриотах, людях, которые не словами, а делами доказывают свою любовь к родине. Как в этих стихах, поэтическим языком рассказавших о конкретных людях и конкретных событиях сегодняшнего дня. И как же убедительны и пронзительны эти строки в концовке стихотворения: «Ведь время "Ч" спрессовано в мгновенья, и наводить порядок не спеши: мы все в порядке! Значит, прочь сомненья!». Отличные стихи, тоже, на мой взгляд, недооцененные.

23. ДНЁМ ПОБЕДЫ КЛЯНУСЬ! ЧУЙКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА   

Расплодились предатели
Кто забыл про войну,
Кто не видел карателей
И в окопах страну.
Для кого слово Родина —
Оскорбительный звук,
Кто считает — уродиной,
Но сосёт, как паук.

Нынче сволочь пузатая,
Захватив монитор,
Ежедневно поддатая,
С пеной бешеных свор,
Изрыгает проклятия.
Клевету в уши льют —
Из «коричневой» братии,
Эти ноги растут.

Не таких недоношенных,
Побеждал наш народ.
Хоть извейтесь, хорошие, —
Ваша ложь не пройдёт.
Миллионы нас дышащих
Встанут грудью за Русь.
Вы, глухие, услышите,
Днём Победы  клянусь!

Эмоциональная и честная публицистика, стихи на злобу дня, нужные стихи о любви к родине, которая определяется поступками и делами. И после их прочтения твердо верится, что «Миллионы нас, дышащих, встанут грудью за Русь!»

24. МИР УЖЕ НЕ ТОТ... ВЛАДИМИР ДЕМИДОВ  ПП 

Мир не тот, что вчера: в чём-то лучше, а, может быть, хуже…
Это как посмотреть, но на каждого не угодишь.
Вот весна подошла, убираться приказано стуже,
На подтаявшем льду ей шуршит на прощанье камыш.

Мне приятно порой вспоминать, как мы молоды были,
И на годы вперёд намечали по жизни шаги…
А над полем туман, в нём сугробы на север поплыли
Под присмотром берёз, что пока беззащитно наги.

Как всё быстро ушло… Не жалею, одна ностальгия…
Мир не тот, и весна изменяет его на глазах.
После зимнего сна поднимается наша Россия,
Южный ветер уже изменяет цвета в небесах.

Изменяется мир, и меняемся мы поневоле.
Но опять по весне прилетели с чужбины грачи,
И сухою травой шелестит позабытое поле,
И бегут вдоль дорог так знакомые с детства  ручьи...

А здесь качественная, красивая философская лирика о меняющемся времени, о изменениях, которые произошли в мире ("Мир не тот, что вчера: в чём-то лучше, а, может быть, хуже…") и том, как эти изменения отражаются в душе ЛГ ("Как всё быстро ушло… Не жалею, одна ностальгия…). И все-таки, это не просто интимная лирика, а еще и гражданская ("После зимнего сна поднимается наша Россия, южный ветер уже изменяет цвета в небесах"). Очень качественно написанные стихи. Соответствуют ли они эпиграфу? Не очень. Но зато здесь есть чему поучиться - мастерству поэтического слова.

25. НА УРЕНГОЙ! ГЕОРГИЙ БУЛЫЧЕВ

Третьи сутки бушует пурга
За четыре не видно шага.
Словно свод прохудился небес,
А вокруг только сопки и лес.

Все дороги укрыли снега,
Нас в капкан заманила тайга,
Не посадит сюда вертолёт
Ни один самый смелый пилот.

Лютый холод в тайге господин,-
Замерзает, как смазка, бензин
И стоят, как большие киты,
Остов вышки, КамАЗ и "кроты"*.

Снегопад над землёй, снегопад,
Хлопья снега под ветром кружат,
Замело все дороги, пути,
Не проехать теперь, не пройти.

Но я верю, утихнет метель,
Сквозь тайгу мы прорубим туннель
Мы пробьёмся к тебе, Уренгой,
И зажжётся огонь голубой!
                *"кроты" - наращиваемые трубами буровые установки

Стихи написаны по событиям 1966г, когда  в лютый мороз и пургу бригада мастера В.Б. Полупанова пробивалась к посёлку Уренгой для пробного бурения на нефтегазоконденсат. 6 июня их буровая вышка дала первый газ. Начало разрабатываться крупнейшее в СССР месторождение нефти и газа. В 1981 году город Уренгой был объявлен ударной комсомольской стройкой. Казалось бы, есть ли связь содержания стихов с заданным эпиграфом? Самая прямая. "Землю, с которую вместе мерз, вовек позабыть нельзя". Именно об этом и написаны стихи! Чем труднее был период жизни, в котором прошла молодость, тем большим патриотом становятся человек. А кому посчастливилось расти во времена, где и когда все вокруг "как сладкий морс", тот очень часто в  трудное для Отечества время  превращается в диванного критика, а то и в предателя.

26.  И ВРЕМЯ, ГДЕ БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ ТЫ. МИХАИЛ ПРОСПЕРО

...Достроил Северо-Крымский канал.
Потом был Южатоммаш.
Оттуда на самый Южный Ямал
направился поезд наш.

Поверят ли нынче, что в эру труда
мы были цельной горой?
Что назывался наш поезд тогда
так: "Укртюменжилстрой"?

Что рядом стояла база татар,
а град латышей - Вынгапур.
Что мы не путали божий дар
с темой "култур-мултур".

Что те, кто переженились тогда,
давно по родным местам.
...Нет, многие снова вернулись сюда,
не климат для братства там.

А здесь на всех одна мерзлота,
долбить её - не делить.
За 42 года и я привык так -
не малой нацией жить.

...У нового века войны черты,
а может быть - за чертой.
И время, где был человеком ты,
назвали ложной мечтой.
0100100101
Но домом остался юный Ямал,
для нас, нефтяных городов.
Земля, которой всю жизнь отдал
в эпоху честных трудов.

Вот еще одни стихи на похожую тему - о поколении тех, кто был патриотом в деле, а не на словах, о земле "которой всю жизнь отдал в эпоху честных трудов". А еще немного о  времени, "где был человеком ты", которое в наши дни "назвали ложной мечтой". Отличные стихи: четкий ритм 4-стопного амфибрахия и хорошо подобранные рифмы, интересные и правильно поднятые вопросы - "Поверят ли нынче, что в эру труда мы были цельной горой?" Здорово!

28. МАЛАЯ РОДИНА. ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА
 
Стою, на Млечный путь взирая,
Внимая голосу души,
И кажется частицей рая
Край в предком избранной глуши.

Здесь прадед – истинный крестьянин,
Для всей семьи построил дом,
Живя в заботах непрестанных,
Слыл умным справным мужиком.

А сын его – в полку Бессмертном
Прошёл торжественно в строю.
Под Старой Русой в сорок первом
Сложил он голову свою.

И внук – в трудах зимой и летом,
Всю жизнь работал на земле,
Но всё же был в душе поэтом –
Нашла стихи в его столе.

Он – мой отец… Придя с покоса,
Порой, совсем уже без сил,
Букет с лугов рязанских росных,
Смущаясь, матушке дарил.

Извечный зов и память крови,
По дому первые шажки...
Вот бабушкин наивный коврик,
Из детских лет половички.

Здесь – всех стихов моих питомник,
Повсюду – Божья благодать…
Живут здесь все, кого я помню –
И мне нельзя их забывать!

Спешу сюда и каждым летом
Лелею Богом данный рай –
Ну как мне бросить землю эту,
Ну как оставить отчий край?!

Замечательная лирика - поэтический гимн своим предкам и родной земле, которая "всех стихов моих питомник, повсюду – Божья благодать…Живут здесь все, кого я помню – и  мне нельзя их забывать!". Для любого человека  поняты и близки эти простые строки: "И кажется частицей рая край в предком избранной глуши". Потому что это - наш общий "извечный зов и память крови". Отлично!

29.   КРОВНОЕ. ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА

Трамваи и тройки отчалили в прошлое.
Отчаялись наши следы осторожные…

От чаек, голубок, кукушек убогих, –
поэзия, проза и орнитология
богаче становятся птичьими криками…
И микро и макро сетями-веригами
опутаны крепко, навек окольцованы…

Околицей, пёрышком… коли все стороны –
засовами памяти, песнями-стонами,
воплями-выпями, всхлипами-совами...
 
Вспомнятся – стерпятся:
колкие замети,
гнёзда для первенцев,
звонкие замыслы,
вздорные аисты –
пустоши заняты,
злые дозорные,
зорьки да заросли…

Прошлое акает, окает, укает, –
то ли аукает,
то ли баюкает:
птицу да вдовушку – души без адреса...
Имя ли, кровушка? – юшка навариста!

Соколы, ястребы –  (в)вороны чёрные…
Сколько же сгинуло в нечет и чётные?
Все обескровлены фениксы-финисты…

Крылья им – помочь! –
авось да и вынесут!

Сложные стихи, с интересным звучанием, интересным (не случайным) подбором рифм, с аллитерацией, с подтекстами... Мимо таких стихов сложно пройти, не перечитав их еще раз. Не уверена, что я все поняла в замысле автора, но уверена, что стихи не о птицах, именования птиц - это скорее метафоры, чем просто  подбор подходящего звучания.  Совместить то и другое - и формой поиграть, и смысл точно донести - редкое умение! Здесь его чуть-чуть не хватило: думаю, что не мне одной не всё понятно с расшифровкой метафор. Но стихи нравятся. У данного автора почти всегда  стихи не банальны и не просты - со своим лицом. Покажу строки, которые меня особо зацепили смыслом: "проза и орнитология богаче становятся птичьими криками…" -  рассказывая о мире птиц, автор повествует о мире людей, который сейчас действительно "богаче становятся птичьими криками". Люди "и микро и макро сетями-веригами опутаны крепко, навек окольцованы…" Разве это не чистая правда? Но сказано все метафорой, не в лоб, а это и есть язык поэзии! У птиц и у людей одна природа в этом стихотворении: "Прошлое акает, окает, укает, –то ли аукает, то ли баюкает: птицу да вдовушку – души без адреса..." И концовка хороша, где не случайно использован образ Феникса -(птицы, возрождающейся после гибели ) и Финиста, (воина, превращающегося в сокола): "Все обескровлены фениксы-финисты…Крылья им – в помощь! –авось да и вынесут!". Упоминание в концовке именно финИста (к сожалению, автор исказил в стихах ударение этого слова!) еще раз подсказывает нам, что  птицы здесь - метафоры людей. Соответствуют ли стихи эпиграфу, имели ли они право на номинацию? Не уверена. Но они точно соответствуют необходимости о них написать здесь в статье, потому что это очень достойные, интересные стихи.

30. КРАЙ РОДНОЙ... ТАТЬЯНА ЕВСЕЕВА КАБАКОВА

Между сопок крутых
И бескрайних степей -
Забайкальский мотив -
Детских лет колыбель.

Первый шаг, первый стих,
Встречи школьных друзей...
Важно всё - каждый штрих!
Строю жизни модель.

Пусть зимою мороз
И шальные ветра
Пробирают до слёз,
Достают до нутра...

Но, багульника цвет
И саранковый рай,
Бирюзовый рассвет -
Украшают мой край!

Здесь начало начал
И последний приют,
Голос мамы звучал...
Так теперь не поют.

Забайкалье моё
В сердце память хранит,
Как судьбы окоём,
Как маяк, как магнит!

И теме стихи соответствуют, и с любовью к родному краю написаны, и по форме все чистенько и грамотно, но могло бы быть гораздо интереснее, потому что при такой короткой строке катрена 2-х стопного анапеста здесь еще и крайне простой язык -  почти частушечный, а народные упрощения слов "стих" вместо "стихи или стихотворение" и "цвет" вместо "цветы" меня и вовсе огорчили.

**********************************************************

А теперь предлагаю вашему вниманию стихи наших судей - их внеконкурсные произведения:

 ВМЕСТЕ. МАРИНА ФОМИНА.   ВНЕКОНКУРСНАЯ

Мою тысячелетнюю страну
Хотят увидеть на кресте распятой.
Европа не простила нам войну,
Что проиграла в мае в сорок пятом.

Война, четыре лета и зимы…
Пришлось узнать ещё при жизни дедов:
Прививкой от коричневой чумы
Не стала долгожданная Победа.

Нацизмом болен целый континент
Хронически. Ужасное открытье:
Для русского – фашизм источник бед,
Для европейца – стадия развитья.

Вчерашний брат, союзник или  друг
Сегодня ждёт кровавого реванша.
Опять России врачевать недуг
От западных границ и до Ламанша.

Уже идёт Священная война,
Горит земля у самого порога.
Вставай, вставай, огромная страна!
Пора всем миром фронту на подмогу.

Русь  побеждает в схватке всякий раз,
Когда мы вместе поднимаем знамя.
За нами правда, и Господь  за нас,
А, значит, и победы день  за нами!

КОЛОКОЛЬНО-МОЛЧАЛЬНОЕ. МАРИ ПОЛЯКОВА.  ВНЕКОНКУРСНАЯ

Было время – и в бедах, и в радости мы колоколили,
языком тяжеленным качали да медно горланили,
и казалось, безмолвные крики и боль обездоленных
в этом звоне на миг превращались в минуту молчания.

Мы ревели, смеясь и целуя письмо треугольником,
и читали сто раз, то вполголоса, то с придыханием,
а когда приносили послания, полные горести,
то без слёз каменели в болючем тяжёлом молчании.

Всё крикливо-фейсбучно сегодня и заинстаграмленно,
непонятен уродливый мир, в безрассудстве затерянный…
а бывало, что жизнь измерялась блокадными граммами,
метрономом по стуже стуча безразлично-размеренно,

Буду бить, колотить, колоколить по душам без умолку,
дёргать в медной гортани язык за канат измочаленный,
чтобы вновь не терять сыновей в оголтелом безумии,
чтобы вечно святой оставалась минута молчания.

********************************

На этом все. Не ожидала, что этот конкурс удастся, но он состоялся и даже стал еще одной нашей творческой удачей. Приятно видеть, что большинство авторов даже в наше время испытания и великого очищения от паразитирующих и ненавидящих нас, остались патриотами, достойными гражданами своей страны, во благо которой они трудятся и любят в любые  времена. Прочла пакет конкурсных произведений с огромным удовольствием. Спасибо всем за участие в конкурсе, буду рада вам во всех других творческих состязаниях ТМА. Ваша Алкора, 30.10.22.