Слеза Моисея, - в день Церк. Новолетия 2021. Синай

Вера Гиоргадзе
         
           Ибо сказал Моше: посвятите сегодня руки ваши Господу…." *
_________________________


Огни  Шарм-эль-Шейха неоновых сказок
Ривьеры Египетской в сладкие сны, 
Все тают вдали, и иные уж краски
В верблюжьи и ноги, и шею, горбы
Маячат вдали. ….На плече кто-то дышит
Прям в ухо мне правое…
— Помню. Взяла.
……………………………………………
…………………………………………….
К печатному слову и — «Сим победиши»
Кольцом от Мощей одарившим и мя*.
.......................................
.......................................

...Вдали монастырь. Впереди восхожденье
В себя средь хребтов;  в Новолетия ночь
Со тьмой первозданной в горах, — в заблуждения
О силе фонарика просто помочь
Текущим наверх тонкоструйно рекою,
Не впасть коей в море…. И — в Красное то,
Что съев не пуд соли, все — насмерть живое,
Чермным  помня  пыль и «Исхода»  всем дном.   

И помнит Синай, как …недолго дрожали,
Как вечно роптал преждь Избра'нный народ;
Как были даны и — разбиты Скрижали;
Сколь страшен во гневе вновь преданный Бог!

***

…В руках моих камень, и вроде бы с виду
Ничем не приметный, но мал да велик —
Водами, что катит  нисаном  арык 
И  Арктики ширше, длинней  Антарктиды
К остывшей пустыни сей жарким устам,  —
В Уста  вопиющего гласом и ныне….

Араб-проводник, взяв за плечи, сказал:
—  Молись…
—  …там Восток?

И —  пошла «Катерина»,
Покуда и петел еще не пропел,
Будить не Обители сей многотрудность, —
Во всех языков медь от Русских царей
Приветсвуя звоном грядущее утро
В «улыбку Востока востоков» восход.

И виделось мне, стоя  в тьме острозубой,
Где звездной короною весь небосвод,
Без страха что сретит  и день, хоть и Судный:
Посольство Московии снова вот-вот
Домчит от «Всея…»  до Синая и  просьбу*
Молиться о Насте голубке его,
И о «сохранении» чад их, о  грозном
Для врагъ «Третьем Риме», что вверил Господь…

…Молчал бедуин под луною растущей,
Ведущий по скалам все бережней плоть
Души и безкрылой, летяшей все выше…

…и ветра не слышно!  Чуток,  и взойдет
То солнце, светило что и'  Аврааму
Сквозь крону листвы…

— Слава Богу за все!»,—
Да  где?! — У стены Святой Троицы храма!
(О том и не знала, читая...)

Ну, встало!
И даль озарилась! Румяным лицом —
Библейский восторг лепоты небывалой!

В Христа* лик земнаго пасхально яйцо
И Крест — в потеплевших руках! И  да — камень…

…с нутром в блеск брильянтов…  …Купила в Низу,
Хранящем «тельца» в валуне* —  рядом с глыбой
Хорива в одну  золотую «слезу»
Очей  Боговидца  пророка и —  «рыбы»,
Мессию дождавшейся,  хоть и в Аду.

***

Сын Девы ж  Бог Слово  и смерть победит,
И выведет Еву с Адамом из Ада,
Предтеча где  первым опять возгласит
О Царстве Небесном, что ближе чем рядом;
Моше с Илияху,  приидет что вновь,
Бы пасть-таки в землю зерном! — еще прежде
Спасителя узрят во Славы Его
Сияния  правдой  белейших  одеждах.

…О Пре'ображения церковь Господня!
Быть может и видел арабский Восток
Синайской красивее, но и сегодня
И стрелы из глаз, и горючих поток
При виде богатсв сей древнейшей Святыни,
Покоящей Мощи во раке любви,
И «Спаса Синайского» образ  холстиной
В глаза Вседержителя и Судии.

У стен монастырских во толщу косы,
Что косит богатых и бедных на равных,
Внимательно глянь и на  ноги твои,
Пред тем как ступить на духовныя травы
И рощи олив во Эдема сады, —

Где  звон колокольный и имет свой  запах
В пропахшее напрочь все Русью Святой
Да вечной невестой Христовой со плахи
С Катюшей и в имени, — над головой
Где  вороны вьются веками, но страха
Все  нет; где  услышал «иззуй сапоги…»
«Спасенный из вод»* под хребтами в папахах,
Над  той Купиной, что вовек не сгорит.





_________________________

*   "…Так  говорит  Господь,  Бог  Исраэйлев: Возложите  каждый  меч  свой  на  бедро  свое, Пройдите  туда  и  обратно,  от  ворот  до  ворот,  в  стане,  и  убивайте  каждый  брата  своего,  и   каждый  ближнего  своего,  и  каждый  родственника  своего.  И  сделали  сыны  Лейви  по слову Моше: и  пало из  народа  в  тот  день  около  трех тысяч  человек;  Ибо  сказал  Моше:  посвятите  сегодня  руки  ваши  Господу…."   (ТОРА,  ШЕМОТ  32-33 )

*Камень «Слеза Моисея». Говорят, что это застывшие слезы пророка, который оплакивал грехи своего народа.

*В монастыре паломникам дарят по серебряному колечку, освященному на мощах святой  Екатерины.  Я же оставила там свою книгу "Сим победиши" и все связанное молитвенно-стихотворно с Великомученицей и состоявшимся на Крите в 2016 г. лже-православном соборе, от участия в котором  и Русская Православная Церковь отказалась в последний момент, вслед за Грузинской.

*В 1558 году царь Московский Иоанн Грозный отправил посольство к Восточным патриархам с золотом шитым покровом на мощи св. вмц. Екатерины. Царь писал: «Ты бы, отче, сам и во всем своем архиерействе и в Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях цесаревичах Иване и Феодоре и о всем православном христианстве».

Второй раз Иван Грозный посылал милостыню на Синай в 1582 году об упокоении своего сына: «Пять сот рублей денег в Синайскую гору на сооружение церкви великомученицы Екатерины». На эти деньги был построен каменный храм на вершине горы, где были найдены мощи святой. Этот храм стоит там до сих пор.

*Христос  —  Помазанник (греч.).

*"иззуй сапоги от ног твоих" (Исх.3:5

*Моисей — «спасенный из воды».

*http://www.youtube.com/watch?v=78L5eJRzzRI
Откровения Эдуарда Ходоса. Часть 5.(И о паломничестве на Синай)

*Монастырь Святой Екатерины, или Синайский монастырь –
расположенный на Синайском полуострове едва ли не самый древний христианский монастырь на планете. Он построен почти полтора тысячелетия назад, вокруг него находятся гора Моисея, гора Сафсара и гора Екатерины.
Первые христиане на Синайском полуострове появились в 40-х гг. I в. В основном это были выходцы из Нижнего Египта, которые укрывались в этих пустынных местах от гонений римских императоров Деция, Максимина и особенно Диоклетиана. Отшельники селились близ вершины Синайского хребта, известной под названием горы Моисея (по-арабски – Джебель-Муса, христиане именуют ее Богосошественная гора), где, согласно Ветхому Завету, Господь явился Моисею и говорил с ним из огненного тернового куста – Неопалимой Купины. Здесь Моисею были даны десять заповедей, высеченных впоследствии на каменных скрижалях, хранившихся в Иерусалимском храме. На Синае находится множество мест, известных по Ветхому Завету. Здесь проходил путь, которым пророк Моисей вел древних евреев в Землю обетованную, спасая их от преследования египетских фараонов. Здесь до сих пор показывают треснувший камень, по которому Моисей ударил посохом и извлек воду, чтобы напоить жаждущий народ. Здесь сохранилась пещера пророка Илии. Все эти места на протяжении многих лет традиционно являлись объектами поклонения, особенно с тех пор, как на Синай были чудесным путем перенесены мощи христианской мученицы Екатерины, колесованной в Александрии в 313 г. в правление императора Диоклетиана.
В 373 г. Синай посетил первый из паломников, оставивших описание своего путешествия, – египетский монах Аммоний из Канопа. В IV в. императрица Елена, мать императора Константина Великого, приказала византийскому наместнику в Египте построить на Синайской горе, на том месте, где Моисею явился огненный терновый куст, церковь, а близ нее «крепкую башню». В начале VI в. император Юстиниан основал здесь монастырь Св. Екатерины. Его строительство было завершено в 557 г. После захвата Синая арабами монастырь Св. Екатерины остался крохотным островком христианства на землях ислама. Он стал и настоящим оазисом среди бесплодных гор и пустынь. На протяжении столетий в стенах монастыря были накоплены столь неисчислимые культурные богатства, что его по праву можно считать «островом сокровищ».
…Восемь тысяч ступенек, высеченных в скале, ведут от Синайского монастыря на гребень горы Моисея. Ее высота составляет 2244 м над уровнем моря. На вершине горы находится небольшая часовня Неопалимой Купины, заменившая ту, которую построила здесь императрица Елена. Под часовней располагается небольшой грот – по преданию, это то место, где Моисей дважды провел по 40 дней и 40 ночей в посте и молитве. Рядом сохранились развалины небольшой мечети, построенной в XIV в.
Несмотря на то что на протяжении своей долгой истории Синайский монастырь многократно подвергался разбойничьим нападениям, его обитателям удалось найти способ сосуществования с окружающими их племенами бедуинов. За установленную плату арабы доставляли в монастырь провизию, а гостеприимством синайских монахов был доволен сам пророк Мухаммед. В благодарность за это он пожаловал в 624 г. монастырю Св. Екатерины охранную грамоту, в которой подтвердил все прежние привилегии, данные обители императором Юстинианом, и добавил к ним свои. Эта грамота, ставшая одной из самых драгоценных реликвий монастыря, начертана древним арабским куфическим письмом на коже газели. Текст грамоты был заверен отпечатком руки пророка, под которой стояли подписи 21 свидетеля. С 1527 г. в монастыре хранится лишь копия этого документа, выполненная на турецком языке, – подлинник был взят султаном Селимом I в Стамбул, где эта грамота (турки называют ее «ахти-наме») хранилась в султанской сокровищнице вместе с волосом из бороды Пророка и лоскутком его одежды.
19 декабря 1798 г. Синай посетил император Наполеон. Он также выдал монахам Синайского монастыря охранную грамоту, освобождавшую монастырь от всех налогов.
На протяжении всей своей истории Синайский монастырь сохранял относительную автономию, несмотря на то что патриархи Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский вели из-за него тяжбу начиная с VI в. В 1575 г. специально созванный Константинопольский собор подтвердил независимость Синайского монастыря. Сегодня Синайская православная церковь является автономной, находящейся под юрисдикцией Иерусалимского патриарха.
В течение многих веков Синай был связан тесными узами с Россией. Царь Федор Иоаннович (1584–1598) выдал «милостынную грамоту» синайскому архимандриту Мелетию, посетившему Москву. Этим документом синайским монахам было предоставлено право ездить в Москву за «милостыней» через каждые три года. Царь Михаил Федорович Романов (1613–1645) подтвердил эту грамоту 16 июня 1630 г. В последующие годы «милостынные грамоты» Синайскому монастырю регулярно возобновлялись. До 1917 г. русские паломники были постоянными гостями Синая.
Синайский монастырь действительно похож на крепость – его стены, сложенные из гигантских каменных блоков, так высоки, что за ними не видно даже колокольни. В прошлом еще большее сходство с крепостью монастырю придавали торчащие из бойниц жерла пушек и ружейные дула. Несмотря на охранные грамоты византийских императоров, турецких султанов и самого пророка Мухаммеда, несмотря на бедуинов, охранявших обитель по древнему договору с монастырем, во все времена находились ватаги разбойных людей без роду, без племени. Не раз монахам приходилось отбиваться от нападений, а то и просто откупаться от разбойников.
Поэтому неудивительно, что еще с глубокой древности вплоть до ХХ в. существовал обычай постоянно держать ворота монастыря запертыми, а с внешним миром общаться с помощью веревок: на них поднимали и опускали доставляемую в обитель провизию, грузы, а нередко и паломников. Даже кованые железные ворота – кстати сказать, единственные – расположены так высоко над землей, что и к ним приходилось подниматься с помощью специального подъемного устройства. Открывали ворота так редко, что это превращалось в важное событие для всей округи.
Содержать монастырское хозяйство сложно: пастбищ вокруг нет, провизию и сегодня приходится доставлять из Каира. Благодаря наличию родника и системе искусственного орошения монахам удалось развести прекрасные сады с кипарисами, оливковыми, фиговыми, миндальными и апельсиновыми деревьями.
Рядом с садом располагается часовня со склепом, где погребают насельников монастыря. Перед этим тела умерших монахов закапывают в песок, пока не высохнут, а затем переносят в склеп.

http://www.liveinternet.ru/users/5948164/post482913977/







Писано 2 Ноября 2022 года

Сегодня, Среда, 2 Ноября 2022 года (20 Октября 2022 по ст.ст.)

Велмуч. Артемія, военачальника Антіохійскаго (†362).
Прав. отрока Артемія, Веркольскаго чудотворца (†1545).
Муч. Зевина Палестинскаго (†308). Мучч. Евора и Евноя Персидскихъ (†341).
Преп. Матроны Хіосскія (†1462). Преп. Герасима Новаго, Афонскаго (†1579).
Прп. Гаврiила Самтаврiйскаго (1995). (Груз.)

«СЛАВА РОССІИ».
Календарь русской исторіи.
Сегодня, Среда, 2 Ноября 2022 года (20 Октября 2022 по ст.ст.)

1517. Рязанское княжество присоединено къ Московскому государству.
1696. День основанія Россійскаго флота Царемъ Петромъ I.
1700. Осадившія Нарву русскія войска открыли огонь по городу изъ всехъ орудій.
1707. Царевичъ Алексій осмотрелъ въ Москве возводимыя на случай прихода шведовъ земл. укрепленія.
1721. По случаю оконч. Сев. войны Царь Петръ I далъ прощеніе всемъ осужд. преступникамъ, освободилъ госуд. должниковъ, сложилъ недоимки, накоп. съ нач. войны по 1718 г.
1721. Девять Россійскихъ сенаторовъ обратились съ просьбой къ Царю Петру I принять титулъ «Отца Отечества, Императора и Великаго».
1790. Русскія войска подполк. Э. де-Рибаса въ Сулинскомъ гирле овладели турецкими батареями, защищ. входъ въ Дунай.
1812. Казачій корпусъ ген.-отъ-кавал. М. И. Платова выбилъ французовъ изъ Гжатска и занялъ городъ.
1812. Отрядъ полк. П. С. Кайсарова разбилъ франц. при Царевомъ-Займище и захватилъ ихъ обозъ.
1812. Отрядъ ген.-маіора В. Д. Иловайскаго вступилъ въ г. Рузу.
1812. Русскія войска ген. П. С. Котляревскаго взяли приступомъ персидскую креп. Асландузъ.
1821. Въ С.-Петербурге сост. премьера оперы Боальдье «Молодая вспыльчивая жена».
1832. Изданъ новый карантинный уставъ.
1853. Обнародованъ Манифестъ Имп. Николая I о начале воен. действій съ Турціей. (Крым. война 1853-1856 г.г.)
1860. Почила Императрица Александра Феодоровна, супруга Императора Николая I, мать Императора Александра II.
1864. Родилась св. препмуч. Елисавета Феодоровна, Вел. Кн., сестра Императрицы Александры Феодоровны, супруга Вел. Кн. Сергея Александровича.
1877. Бой съ турками у д. Петровенъ.
1887. Въ С.-Петербургскомъ Маріинскомъ театре сост. премьера оперы П. И. Чайковскаго «Чародейка».
1894. Почилъ Александръ III Миротворецъ, Императоръ и Самодержецъ Всероссійскій (1881-1894), сынъ Императора Александра II.
1894. Восшествіе на Всероссійскій Престолъ Императора Николая II Александровича.
1911. Въ СПб. сост. 1-е заседаніе «Цеха поэтовъ», организаторами котораго стали Н. С. Гумилевъ и С. М. Городецкій.