Сказ об аргунах и их наличниках

Юрий Алексеевич Белоусов
          Сказ об Аргунах, и их наличниках

      Слово «аргун» происходит от названия старинного села Аргуново, которого на современных картах вы уже, увы, не найдете. Сегодня это урочище с одинокой колокольней, оставшейся от разрушенного в 50-е годы прошлого века Никольского храма. А когда-то большой колокол колокольни весил 400 пудов, это между прочим – четыреста пудовых гирь, каждая по 16 килограммов!
   На старой музейной карте Покровского уезда, от уездного города Покров, до больших сел Аргуново и Никольское всего 17 верст. Сейчас это расстояние, до заброшенного урочища Николо-Аргуново, чуть меньше 25 километров. Это двадцать пять-тридцать минут спокойной езды на автомобиле.
   Находится урочище на левом берегу реки Киржач между деревнями Плотавцево, Цепнино и Барсково, это сейчас Петушинский район Владимирской области. Здесь, на теле холма из красной кирпичной пыли, зияют железные ребра Никольского Храма, сложившегося вовнутрь после взрыва безбожниками, которым не досталось ничего, ни единого кирпичика. Кирпич храмовый, так плотно был связан раствором, как единая глыба. На совесть поработали местные строители. У входа в одинокую часовню, использованную нынче, как ориентир для грибников и охотников, встречает заблудших путников огромный камень - волновик, записавший на своем теле, подобно компьютерному диску, информацию, еще времен Ноевого ковчега и Вселенского потопа. Он, как бы предлагает прохожему прочитать страницы Ветхого завета.
   Место это намоленное, было центром знаменитой Аргуновской волости Покровского уезда, где большинство мужчин на жизнь зарабатывали плотничеством и занимались отхожим промыслом. Каждый год, тысячи аргунов-плотников оставляли свои дома и уходили на заработки, кто в Москву, кто в Питер, а кто на Каспий, в саму Астрахань. Назад в деревню они возвращались к Петрову дню на покос, потом лишь на Козьму и Демьяна, а кто и на Рождество, так что связи с землей мужики не теряли.
   А земля на Владимирщине была большей частью дурна так, что, глядя на этот сыпучий песок, перемешанный с какой-то мертвою, серою пылью, глядя на болоту, мшину и кочкарник, обгорелые пни и коряги, невольно понимаешь о потовом труде мужика, поднявшего лемехом каждый клочок и уголок своего надела, там, где только можно было протащить одноконную соху.
   Еще, в начале прошлого века, в деревне самыми уважаемыми людьми были печники, плотники и резчики. Печку хорошую сложить, сруб на совесть поставить, да символы правильные на наличники нанести, для этого не только мастером своего дела нужно было быть, но и традиции знать, те что отцы и деды передавали из поколения в поколение. Ведь, что такое правильные народные символы, например, в резных украшениях окон?
   Окна в народе не просто «оком», или глазом жилища называли, но и главным из органов чувств дома, оберегом семейного очага. На фасаде, в элементах наличников, «на лице» избы, мастер-резчик вырезал символы, в которых заложено и семейное счастье хозяев, и здоровье их детей, а также крепость и тепло дома во всех его смыслах. Наличники изготавливали по канону и не покрывали краской, показывая тем самым первозданную красоту дерева.
   Наличник - это исключительно русское изобретение, больше такого элемента в украшении фасада Вы нигде в мире не встретите. А на просторах Руси, Вы нигде больше не найдете резьбы похожей на аргуновскую. Это архаичная глухая, не прорезная резьба, слаженная в строгой и сдержанной манере. Популярные элементы ее – «картуш» и две «валюты» по бокам. Так мастера изображали солнце в окружении водной стихии, двух набегающих волн.
   Символы на аргуновских наличниках загадочны, но всё имеет свое объяснение. Чтобы разгадать смысл рисунка: кружочков, кустиков, ромбиков и веточек, говорят, нужно обратиться к дохристианскому и раннехристианскому мировоззрению наших предков, представляющих мир в трех ипостасях. Первая - небесный мир Богов, или правь, то, что находится над окном, вверху. Его называли очельем, лобанью. Вторая ипостась - земная жизнь, или явь - средняя часть наличника, по бокам от окна. И, наконец третьей был загробный мир, или навь, то, что мы видим под подоконником, внизу.
   Солнце находится на небе, светит на землю, согревая все сущее. Его место – в очелье, может оно размещаться и в «земной» части, так как имеет прямое отношение к хорошему урожаю и сытой жизни. Есть и христианское изображение солнца, так называемый «Христос в Силах» – крест в мощных солнечных лучах, то есть в максимальной силе и полном могуществе. Его можно встретить не только на домашнем наличнике, но и в православных храмах.
   Кустик с расходящимися лучиками на аргуновском наличнике, это тоже солнце, или «лицо» небесной звезды. Это картуш – самый верхний элемент над «оком» дома. Встречается он только в аргуновской резьбе, и находится всегда в очелье, где его сдерживают по краям две «валюты» - две волны, останавливая силу палящего солнца. Вода играет одну их ключевых ролей в понимании символики домового наличника. Вода – это пища земная, связывает все три мира, без нее невозможна жизнь. Дождик начинается на небе, падает на землю и уходит под землю, питая все живое и обеспечивая, вместе с солнцем, богатый урожай земледельцам крестьянам - нашим предкам. Две волны – валюты на верху и вода в виде дуг, расположенных по бокам окна, как бы окружают, обволакивают всю модель мира Великим океаном.   
   Если вода – символ пищи земной, то христианский символ - виноград - это пища духовная, знак святого причастия, кровь Христова, которую православные вкушают в виде вина в храме. Южную ягоду можно встретить во всех трех мирах, а изображал ее русский мужик так, как видел в Евангелии. Аргуновский деревянный виноград схематичен и далек от реальности. Его размещали во всех трех частях наличника: и над окном, и по бокам, и под подоконниками. То, что в одном наличнике были дохристианские и христианские символы, говорило о том, что наши предки, приняв христианство, не отказались от народных традиций.
   Если Вы посмотрите вниз, под подоконник, то мысленно попадете в царство Матери Сырой Земли, или в загробный мир. В центре его овал, украшенный резьбой в ромбик. Кто-то в шутку назвал его фруктом заморским - ананасом. Ромб - это символ тверди земной, место упокоения предков, память о которых является неотъемлемом частью традиций живых. Русский наличник говорит нам: без прошлого нет ни будущего, ни настоящего. Без памяти о ушедших не будет внуков и правнуков. Без связи с корнями не будет процветания и благоденствия ни отдельно взятой семье, ни народу в целом. А вот ромбик с точками - это уже засеянное поле. Как все рядом, и какая глубина! В самом низу наличника, на так называемом полотенце, капельки, направленные вниз. Эти капельки, и есть кровь предков, на которых стоят все последующие поколения.
   Местные аргуны своим искусством славились по всей России, и брали их на работу с закрытыми глазами. Мастера эти про себя говорили с гордостью, что они, пол-Москвы построили! Аргунами звали при русском царе всех владимирских плотников. Однако на их родине, в Аргуновской волости, аргунов никогда плотниками не называли, а звали их «древоделами».      
   Мастера-древоделы владели сразу четырьмя специализациями. Они были краснодеревщиками, изготавливая шикарную резную мебель, еще со времен царя Иоанна Грозного. Их работу можно было увидеть и в Кремле, и в театрах: в Большом и в Малом. Аргуны были удивительными паркетчиками. Императрица Екатерины II издала Указ, по которому выписала покровских мастеров для укладки паркета в своем Царицынском дворце. Мастера-древоделы могли поставить избу от основания до конька по всем канонам. И, наконец, аргуны были уксусными резчиками, которые украшали фасад избы уникальными традиционными наличниками.
   Мало было поставить дом – его обязательно нужно было защитить от злого глаза и недобрых людей, что и делали наши предки. Хозяева – заказчики звали мастера и рассказывали ему свои желания, что бы они хотели иметь: много детей, богатство, здоровье. Резчик предлагал им конкретные детали резьбы, которые символизировали успех. Выбор был ограничен набором традиционных элементов. И, если, например, извозчик, которых в Покровском уезде было особенно много, хотел вырезать лошадь, или телегу, и тем самым привлечь удачу в свое дело, ему отказывали. Не по канонам резать было нельзя.
   Со знающими традиции и заговоры мастерами, соседи старались не сориться. Ведь каждому придет время, срубить новую избу, для себя, или своих детей, и украсить ее лицо, обращенное на улицу, наличниками. Вот и может тогда мастер нахулиганить, даже отомстить обидчикам может, тем, кто сильно насолил. Вырежет он что-нибудь нехорошее, или щепу в тайное место вставит, а ты потом живи без счастья, со страхом, да с гулом ветра в ушах. Так вот рассуждали наши предки, когда заказывали мастерам наличники для своего жилища, придавая символам в резьбе большое значение.
   Самое малое, как могли проучить не честных заказчиков аргуны, это вставить щепу во мху в тайное место, в пазах между венцами. Таким же образом между концами бревен, в углу, клали в коробочку камни, которые мешали плотно проконопатить избу. Это мешало плотной осадке, поэтому дом в этих местах продувало и стены промерзали. Такой дом протопить было очень сложно.
   А еще аргуны могли просверлить дыру в бревне и вставить в нее бутылочное горлышко. Ветер завывает, задувая в это незаметное отверстие, а хозяин винит лешего.
   Шутники – древоделы вставляли под конек длинный ящичек без передней стенки, набитый берестой. При ветреной погоде, дом так завывал, что, слыша этот плач и вой, крик и вздохи, горе-хозяевам мерещилась не маленькая фигурка домовенка, а стая чертей с дьяволом во главе, либо простодушные люди считали, что из старого дома к ним ходит, сжившийся с семьей, доброжелатель-домовой и, подвывая, просится в новый дом, напоминая о себе, мол, не почтили его перевозом на новое место, а обзавелись соперником.
   После таких «хитрых» приемов, аргуны, за вознаграждение, порой превышающее недоплату заказчика вдвое, предлагали изгнать домового, и всю нечисть за одно. Делов то было, вынуть всего лишь тайную вещицу оттуда, куда ее сами шутники и вставили.
   Из-за таких страхов, новоселье в старину справлялось с таким же торжеством, как и свадьба: с посторонними гостями и подарками, с приносом хлеба-соли и с самыми задушевными пожеланиями.
   Перед строительством дома, и до его возведения, исполнялось множество обрядов: от жертвоприношения курицы, или барана, во время укладки первого венца избы, до укладки золотых, или серебряных монет под бревна первого венца, подушку окна и матицу.
Деньги, шерсть и зерно были символом богатства и семейного тепла, а ладан – символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением двеводелов и всех участвовавших в работе.
   Я рассказал не самые страшные истории. Бывали сказы и по громче.
   Аргунов топор одевал, топор обувал, да он же их и кормил, поэтому «знающие» и «общающиеся с тем миром» древоделы, жестко наказывали обидчиков. Одни бабы в Орловской губернии подслушали и подсмотрели, как владимирские мастера, достраивая хату, приговаривали, не получив должную оплату: «Дому не стоянье, дому не житье, кто поживет, тот и помрет», и бревна что те тесали не вдоль, а поперек, а в завершении всего - напустили червей. Стали черви точить стены и, едва успел хозяин помереть, как развалилась и хата его.

   А еще местные старики сказывали, что обидел как-то заказчик хорошего древодела, не доплатил по жадности, да еще обвинил мастера, чуть ли не в воровстве. Так тот аргун, вместо символа роженицы, богини Берегини с руками, направленными вверх к Богу и солнцу, которая должна была молить Всевышнего о счастье этому дому и охранять семейный очаг, вырезал богиню смерти Марену, с опущенными к сырой земле руками. Через какое-то время, все жители нового дома слегли со страшной неизлечимой болезнью. А семьи в то время были большие. Заказчик тот, хозяин дома, совсем отчаялся, и в церковь побежал свечки ставить, и к батюшке местному за молитвой, и к «бабкам знающим» за советом. Ничего не получается. Уже собрался он даже гробы заказывать всем родным, у того древодела, что обидел давеча.
   Вечером в субботу, постучался в дверь этого дома путник. Пустил хозяин его на порог, даже воды налил, что раньше никогда не делал из-за скупости, да рассказал, про свою беду. Выслушал его путник, и сказал, что может помочь ему, но для этого хозяин должен пообещать, что по утру, на воскресной службе в Никольском храме в Никола Аргунах поставит свечку Николаю Чудотворцу, а потом пойдет к древоделу, но не заказывать гробы, а заказать новые наличники по двойной цене, да поклониться ему до сырой земли, чтобы зла не помнил.
   Испил путник водицы, да и ушел в сторону реки Киржач. Почесал хозяин свою седую бороду, а затем худую голову, а и сделал по утру все, как ему путник велел. Делать нечего. Поставил он в Никольском пределе Аргуновского Храма свечу восковую, самую большую и дорогую, глядь на икону, а с нее тот самый путник на него очами смотрит. Перекрестился бедолага три раза, упал на колени, а потом спохватился, да бегом к древоделу. Поклонился ему заказчик до сырой земли, просил зла не таить, и предложил сделать наличники новые по двойной цене. Растаяло сердце мастера. Простил древодел обидчика, да смастерил наличники, лучших в округе никто не видывал, с солнцем, которое зовут аргуны: «Христос в Силах».
   В тот же день родственники пошли на поправку. А когда древодел наличники поменял, о болезни уже никто из них и не вспоминал. Вечером другого дня постучался кто-то в дверь нового дома. Открыл хозяин дверь, а на пороге стоит древодел с мешком подарков для всей семьи заказчика, и с иконой Николая Угодника. Да и наговорил аргун заговор тайный, который теперь навряд ли кто вспомнит. И все с тех пор в этом доме было ладно. И дети выросли, и внуки, и правнуки в добре и здравии. И многие из них историю ту помнили о аргуновских наличниках, и детям своим передавали. Так, спаси и сохрани нас Святой Николай Мирликийский Чудотворец от болезней и сор, и пошли благополучие в дома наши!