Гера Шторм. Экспертный обзор конкурса Метафора

Чалиева Елена
Дорогие друзья, участники конкурса "Метафора" и гости нашей площадки!

Сейчас будет самое интересное - экспертный обзор поэтессы Геры Шторм. Действительно, выбор эксперта сильно влияет на итоги конкурса, но не определяет их полностью. Стихотворение только тогда становится призёром, когда кроме эксперта за него проголосует большое количество авторов в "народном" голосовании. И этот конкурс это подтверждает: в этот раз не все стихи, выбранные экспертом, заняли призовые места. Итоги я уже подвела и скоро опубликую. Геру хочу поблагодарить за подробный обзор - она не пожалела своего времени, чтобы подробно обосновать свой выбор, и написала своё мнение о всех стихах лонг-листа. Она оценивала стихи по присланному ей лонгу без имён авторов. Публикую обзор без изменений, лишь добавив имена.

Редактор площадки Елена Чалиева.


Итак, сам обзор.


Здравствуйте дорогие любители поэзии, начинающие авторы и устоявшиеся поэты!
Бегло пролистав шорт, обратила внимание, что «начинающих»
свой путь в этом непростом ремесле здесь много. И это неплохо, всегда интересно будет вернуться и почитать первые вирши, когда автор состоится. Вам самим будет интересно в первую очередь.

Что я хочу сказать первое: стихи о поэтах и поэзии для меня, как и для многих читателей, к сожалению, редко вызывают интерес. Ну кому интересно читать о том, как рождаются стихи, куда исчезла Муза и как подбираются рифмы? Это такие, больше ученические стихи, которые, думаю, у нас у всех есть и которые пишутся, как правило, в самом начале поэтической жизни. И у меня тоже где-то пылятся в закромах такие.)

Второе: поучительные стихи тоже мало кто любит, их можно писать, безусловно, но, наверное, для детей. А нам – нас сами-то зачем и чему учить-поучать? Все мы взрослые люди и знаем, что такое хорошо и что такое плохо. Это же не конкурс стихов для детей или для не поумневших взрослых?

Третье: Я абсолютно не против стихов на других языках мира, другое дело – я их не читаю. Зачем? Есть поэты-переводчики, они живут этим и это не я.
И потом, вы где-нибудь встречали, чтобы в английских или испанских стихах, например, авторы использовали слова или фразы на русском или французском языке? И я более снисходительно к этому отношусь, если в стихотворение указан бренд, например. Ну как без упоминания CHANEL или Gucci, если вам важно, подчеркнуть марку парфюма или сигарет – Винстон, Кент и т.п.?) Но, согласитесь – винстон и кент я написала по-русски, и смысл с «красотой» названия от этого не пострадали. А когда в стихотворение написанном на русском языке целые фразы или даже катрены на китайском, я, честно признаюсь, их даже не читаю. Зачем мне это? Автор не позаботился обо мне, как о читателе, а я, например, чужой язык не знаю, так зачем мне насиловать себя? Гуглить. Думаете, я без этого пропущу поэтический шедевр гениального автора нашего века?)

И еще: каждое стихотворение должно нести смысл, в первую очередь для его автора. Автор всегда должен задавать себе вопросы: зачем я это написал, кому, для кого?
Для себя? – похвально, если оно вам помогает развиваться.
Но стоит ли такие стихи нести на конкурс? Впрочем, пусть каждый решает это сам.

В стихотворении важен финал, точка. Точка отсчета, после которой читатель либо испытает восторг, либо ностальгию, либо гнев или боль вашу почувствует, либо посмеётся вместе с вами, но в любом случае послевкусие должно остаться. Стихотворение и пишется ради последней точки. Но это, как правило, приходит с опытом.

Я знаю, что поэты люди ранимые, поэтому заранее прошу не обижаться, а постараться понять, где собака зарыта, чтобы улучшить свои тексты и технику. Вы же написали стихи, выложили на всеобщее обозрение и, мало того, принесли их на конкурс не для того, чтобы услышать лесть? Нет, плюшки, несомненно, будут, но по делу.
Я всегда обращаю внимание на технику, на грамотное изложение авторской мысли, на что-то нестандартное, на Поэзию. Да-да на поэзию.
Можно писать стихи, но не иметь поэтического слуха, голоса. Понимаете, о чём я?
Что важнее в поэзии – о чём писать или как писать?
Поэтому, сразу предупреждаю, сюсюкаться со взрослыми людьми мне совершенно не интересно и некогда. Ну а если вы и сами с усами, то не читайте то, что я здесь напишу, по крайней мере, пока вам действительно не станет интересно, где же она (собака-то) зарыта.


Ну что, приступим:



1.«Сплавы» Лена Оливвла

Сколько порой в человеке металлов и сплавов,
Множество формул химических в нравах людей.
Стержень - стальной, он в характере разве не главный?
Именно эту основу не купишь нигде.

В жизни встречались мужчины в кольчугах из меди:
Несокрушимые, будто крутая скала.
Сильным и твёрдым под стать лишь железные леди:
Хрупкие внешне, внутри - металлический сплав.

Кто-то, бывает, покажется принципиальным,
Тёмным - пустяк, ведь чернеет же и серебро.
Словно трансформер его разбери на детали,
И удивишься - увы, проржавело нутро.

Внешность обманчива, верить обёртке не стоит.
Яркость и блёклость отличны, но дело в цене.
То, что блестит, далеко не всегда золотое,
А неказистое часто дороже втройне.

--------------------------
С первой строки недоумение, и сколь же порой в человеке металлов и сплавов?) А потом идут перечисления и объяснение – что ржавеет или чернеет. Очень интересный внутренний мир. А итог какой? Не всё то золото, что блестит? Так мы все это знаем. И это звучит намного лаконичней.
Вопрос: зачем описывать многословием то, что давным-давно умещено в одной фразе, если нового ничего не сказано и открытий не сделано?
Где авторский голос, открытия? Что читатель может для себя из этого почерпнуть? Может кто-то захочет эти стихи наизусть выучить, чтобы потом цитировать мудрости-премудрости? сПЛАвов-ГЛАвный, принципиАЛьным-детАЛи – созвучие, не рифмы. Если я к созвучиям отношусь более ровно, когда они не торчат из текста, чтобы обратить на себя внимание, то –сплав-скала – вообще не рифма.
И потом, чтобы удержать размер текста, автор использовал много ненужных слов: он, разве не, но, то, что, именно эту, лишь , ведь, же, увы, часто…
------------------------------

2.«Зубоскалы-острословы...» Валентина Веселова

Зубоскалы-острословы,
Подрывая все основы,
Вы за шуткою бедовой
Не полезете в карман.

Ваши рифмы, ваши строчки
Не измерены до точки,
Скачут лихо, как по кочкам,
Исполняют свой канкан.

Шутка требуется срочно,
Хоть пиши сегодня ночью,
В час работы неурочной
Замани её в капкан.

Стих придумать надо сочный,
Выразительный, несклочный,
Залепить, чтоб прямо в точку,
И сразить всех наповал.

Разгораются пусть споры,
Закулисные раздоры,
С мертвой точки сдвинут горы
Острослов и зубоскал!

----------------------------
Стих то, действительно, нужно «придумать», чтобы всех сразил наповал, здесь автор прав. Но вот «придумать» его автору не получилось, увы... А рифмы и схема рифмовки хорошие. Слово «хоть» здесь чужеродное.
---------------------------------

3.«Серебряное зеркало души» Луша Ступина

Серебряное зеркало души, -- /почему серебряное, потому что зеркало? Ну ок, тогда дальше почему?/ –
серебряное зеркало - глаза, ---- /Да, зеркало может быть почерневшим, но, как правило, оно всегда серебряное. К чему тогда уточнения?/
создание портрета - не спеши,  --- /создание портрета не должно спешить?/
а что на сердце - можно ль рассказать? ---/нужно, чего уж там!) «Ль» зачем, для  удержания размера?/

Куда заводит зыбкая стезя,
когда мечта возносит к небесам?
Любовь случилась - знаешь это сам, ---/точно ЛГ знает?/
о ней сказать обыденно нельзя. ---/ни в коем случае!) Извините, автор, здесь прям улыбнули)/

Мелькает обязательный набор -
привычных будней незаметный штрих, --- /набор из штрихА? Набор привычных будней?/
на полотно легко ложится стих--- /на полотно? Ну ок./
и проступает медленно узор -
Твой лик начертан красками любви, --- /проступивший узор – это твой лик начертанный?
Тааак, нестыковочка – Любовь случилась - знаешь это сам и ТВОЙ лик начертан. А казалось, что ЛГ влюблён, так почему тогда ЕГО лик начертан, а не лик его любви?/

ты по-другому это не зови... --- / вот здесь, как бы не хотелось по другому назвать, точно после призыва автора не стану.)/

-----------------------------------
Автор, не обижайтесь, но вот правда, несколько раз прочитала этот текст и у меня возникло чувство, будто автор, хорошенько погуляв на взрослой вечеринке, пытается несвязно донести случайным людям о своей любви (тут не совсем понятно к кому, чему). Это красивый набор слов и фраз, который понятен только автору.
--------------------------------------

4.«Вне закона» Евгений Аксельрод

Надежду, веру и любовь
решив поставить вне закона,
в постели плыли мы с тобой,
как через Берингов пролив.
Менял всё время скорость свет,
трещал по швам закон Ньютона,
и тихо плакал Архимед,
из ванны воду всю пролив…

И близость катастрофы мы
с тобою ощутили вскоре,
когда помчались в мире тьмы
сквозь полночь и вселенский мрак.
А Волга так же, как всегда,
в Каспийское впадала море,
и грека ехал в никуда,
и цапал греку тот же рак…

Мы осознать смогли теперь:
"любовь  -  не вздохи на скамейке",
но как нащупать к счастью дверь,
понять нам, видно, не дано.
И стало скучно и смешно,
как в надоевшем всем ремейке,   
где чувств молекулы давно
рассыпались, как домино…

-------------------------------
 Вооот! Видно, что автор с большим чувством юмора описал всю «трагедь» любовных переживаний, но так легко и непринужденно, что я вжилась в образ. О чем стихи, спросите вы, да все о ней же, о любви. Но послевкусие... Пишу и улыбаюсь.)
Техника хорошая, схема рифмовки – прошу обратить свое внимание всех авторов, на высоте.
 Рука набита, разум светел. Бегу в шорт, естественно!)
----------------------------------

5.«Alt Backspace» Николай Юрьевич Юрьев

Как жить, когда вокруг тебя проблемы,
Не помогает Vision антистресс!?
Попробуй отменить всю эту тему:
Удерживая Alt, нажми Backspace.

Отец и мать – расисты и сексисты?
Скажи, зачем тебе такой эксцесс?
От них без колебаний отрекись ты –
Удерживая Alt, нажми Backspace.

Россия и Китай уже достали?
Так просто отмени Московский рейс
И все контакты с этими местами!
Удерживая Alt, нажми Backspace.

Поставь курсор на всей прошедшей эре,
Включённой мною в обновлённый кейс,
И, не особо напрягая череп,
Удерживая Alt, нажми Backspace.

Как просто отменить свои ошибки,
Пришествие нирваны торопя!
А дети с непосредственной улыбкой
Уже готовы отменить тебя.

----------------------
Ой, даже не знаю, что еще добавить к моему предисловию выше.
--------------------------


6.«Утро День Вечер Ночь» Сергей Суворов 60

В бирюзовой рубахе навыпуск
По полям, по лесам с ветерком,
Разнотравье росою усыпав,
МАЛЬЧИК-УТРО бежал босиком,

Улыбался и зверю, и птице,
Даже хмурому ЮНОШЕ-ДНЮ -
Жаль не долго всё это продлится,
И никто не заплачет отнюдь.

Юный ДЕНЬ, с каждым часом взрослея,
Приводя в оживление всё,
Направлялся на запад взрослея
Мимо пашен, речушек и сёл.

За околицей ВЕЧЕР-МУЖЧИНА
Шёл с гармошкою наперевес...
О любви нёсся клик лебединый
Из лиловых закатных небес.

НОЧЬ-СТАРИК, как всегда, засыпает,
А влюблённая пара в стогу,
Снова МАЛЬЧИКА-УТРО встречает.
На осеннем туманном лугу.

------------------------
Ровненькое. Мне нравится, когда в стихах что-то, будь то ночь, месяц или год – не важно, олицетворяет людей. Я это называю сказки-сказочные. И несмотря на то, что я вижу в этих стихах начинающего автора, здесь все разложено по полочкам и финал хороший.
Единственное, что посоветую - избавляться от плохих рифм: засыпает- встречает, взрослея- взрослея, и ,естественно, не нужно выделять капсом слова – это портит, ну и слово «отнюдь» мне здесь видится чужеродным.
-------------------------

7.«Заплутавший ангел» Николай Сыромятников

Заплутавший ангел – божия потеря, -   --\-\-\---\-
песнопевец гимнов и псалмов,
сам себе, своим словам не веря, ---/сам себе своим/
эталоном безымянной меры
пел про вечную любовь.

Тьму ночную ослепляя тогой боли,       \-\---\-\-\-
поднимая звёздную метель,
путая диезы и бемоли, -
идол от мелодии неволи.
Лоцман оценивший мель. ---/сбой/

Солнце - символ мертвеца - висит на рее.    \-\---\-\-\-
Время без начала и конца.
Жар хтонический печёт - не греет.  --- /тоже сбои/
Ямбы – провозвестники хорея –
звёзды - фрески для слепца.
-----------------------
Автор только начинает разбираться в ритмике, ритмическом метре и всей остальной поэтической составляющей, но Муза в нем уже поселилась.
На первую ошибку укажу сразу, а дальше с содержанием, я думаю, автор сам справится:
сам себе, своим словам не веря – так сам себе или своим словам? Тут одно лишне.
Либо сам себе не веря, либо сам своим словам не веря.
Много вопросов по содержанию. В тексте много всего намешано, даже то, что не нужно. Вот началось все с ангела, а чем закончилось? О чем сказать хотел автор? Что значит: Ямбы – провозвестники хорея – звёзды - фрески для слепца. ?
Вопросов больше, практически к каждой строке.
Спроси меня о чём стихи, я затруднюсь ответить. А автор ответит сам?
Ритмические сбои по всему тексту. Но схема задана интересная, видно, что автор учится, пробует себя, набивает руку. Совет: читать основы поэтики, поработать с ритмом и содержанием.
--------------------------

8.«Ледяной дождь» Евгения Белто

Туча разбилась на тысячу льдинок, --- /интересно, никогда не видела./
Город покрыла в мгновение ока,
Спрятав дома в ледяных палантинах, ---/ палантин-это платок такой мягкий и уютный, как это ледяные палантины?/
Нарисовав паутину на окнах. – /туча нарисовала паутину на окнах? Одну на всех окнах? так туча или палантины?/

Лужи хрустят под ногами, а листья
В инее светятся, словно - в бриллиантах.
На проводах серебристых повисли
Свечи хрустальные бледной гирляндой.

Шапками льда увенчались растенья,
Ветки застыли в стеклянных сосудах,
И преклоняют деревья колени,
Как перед образом зимнего Будды.

Ягода, словно игрушка на елке,
Смотрит на мир из хрустального шара,
Загородили стеклянные челки
Лица домов, подворотен и арок.

Скованный льдом замурованный город.
Замерло все: птицы, люди, машины.
Плачут о нем темно-синие горы,
Слезы стекают по белым морщинам.

-----------------------
Дочитав до конца, поняла, что стихотворение про ледяной дождь. Но, разбившаяся туча на тысячу льдинок—не убедительно, там (выше) я оставила замечания, пока делала разбор. Всё же это ДОЖДЬ, - который долетая до земли превращается в лёд.
Вот так, поточнее, без бьющейся тучи на льдинки. Ведь дальше-то все понятно и хорошо. И красиво. Но вот зафиналить бы. Я в предисловии писала. Финал важен.
И вопрос для чего, кого, зачем? Да здесь просто стихи – зарисовка (я так называю подобные стихи). Просто для красоты, на память.
Совет: чуть точнее с образами и не повторять уже сказанные слова: льдинок, ледяных, льда, хрустальные, хрустального, стеклянных, стеклянные.
--------------------------

9.«Колдовская ночь» Екатерина Рыскова

Ночь ослепла от лунного снега,
Два пути в путь единый сплелись -
То ли санный возносится в небо,
То ли Млечный спускается вниз.

Там - снежинки искрятся в созвездьях,
Здесь - полозья по звёздам скользят.
От луны отводить бесполезно
Волшебством зачарованный взгляд.

Всё забуду - и где я, и кто я,
В колдовской растворившись ночи…
Нам от царства любви и покоя
Сам Всевышний доверил ключи.

Я не знаю, то быль, или небыль,
Что пути наши переплелись,
Знаю то, что сейчас мы - на небе
И, пока что, не изгнаны вниз…

--------------------------
Ровненько, но вопросы, которые я озвучила в предисловии, остаются.
И рифмы, если вот здесь: кто я-покоя -- очень хорошо, то -- сплелись-вниз и переплелись-вниз – повторы, которые не украшают. А небыль-небо вообще так избито, есть, наверное, у всех. У меня, кажется, тоже где-то есть)
-------------------------


10.«Вечерняя заря» Омарт Криевс

Багрянец уцепился
за кромки сизых облаков;
разлился блёклой медной пеленой,
пожухшим заревом сникает,
стекает бронзой с крыш высоток, ветряков...
И тонут блики размывая горизонт
уснувших в серой мгле домов.
Пугливый шёпот стайки проводов,
заблудший скрип раскрытых рам;
угасший день – прожитый страх, успех... Иль срам.
Средь россыпи чужих, неведомых миров
Луна моргнув, стыдливо замирает
и покрывает белым волшебством
стеклянные озёра окон.
Лишь полуночник насладится
мгновеньем безмятежности почти ночной.
Последний ускользает бледный луч дневной
и наползает тьма – клубком Луна.
Белёсы нити света до утра;
в объятьях неги, город сна.

-------------------------------
Очень перенасыщенное образами стихотворение, не знаешь за что уцепиться, что ухватить, просмаковать. Сложно в прочтении из-за этого, всё сплелось и смешалось. Разбить бы построчно.
И так: багрянец- это цвет, как он может уцепиться? Разлиться, сползти, окрасить-да, но не уцепиться же.
Иль срам—лишнее. Убирайте сразу.
Вообще такие слова как «иль, средь» кажутся чужеродными в современных стихах. Здесь: «мгновеньем безмятежности ночной» - без почти. Зачем лишние слова?  Луч -- нравится, «дневной» -- нет, в этом месте я бы покрутила, поработала еще.

И вот ЭТО мог бы быть замечательный верлибр, но тут присутствуют рифмы. Честно, я бы убрала их вообще, разбила построчно и сделала верлибр.

Совет: поработать с ритмом, метром, если хотите рифмованные стихи, и не перенасыщать стихи образами, чтобы этюды-зарисовки оставляли читателю право на «посмаковать». Сладкое прекрасно в меру. С удовольствием взяла бы шорт, но стихотворение пока сырое, надеюсь, автор поработает над ним еще, оно того стоит.
И да, прошу всех обратить внимание на красивый поэтический язык автора. Не знаю кто автор, мне думается мужчина, не читала другие стихи этого автора, но здесь, в этих стихах, живет Поэзия.
----------------------------------




11.«Осенний степ» Екатерина Чаусова
Чарует разочарованье и заставляет вторить «в тон»:
стоят дела и дом завален отложенными «на потом»
раздумьями, клочками мыслей
под пылью прежних неудач...

А за окном, за мглой, за мысом –
летят, неведомо куда и кем отпущены на волю,
пегасов серых табуны…

Ночь: с непокрытой  головою,
в унылом отблеске луны,
дождь начинает бить чечётку –
по настроенью, наугад:
тряхнёт мальчишескою чёлкой
и попадая чётко в такт,
порывисто, задорно, звонко,
гарцует мокрым жеребёнком.
То (в разнобой) разбойно щёлкнет,
в оконную присвистнув щёлку…

С утра был слеп от счастья, шёлков…
Теперь – совсем иной походкой
идёт – пронзительно и колко, –
в степовках жёлтых фирмы «осень»,
со счёта вальсы сбросив вовсе…

Стучит в набат, вставая в позу.
И  как безумный
бьётся
оземь…
--------------
Хорошее. Ровное.
Не скажу, что меня всё порадовало в этих стихах:
Вторить в тон чему? --разочарованЬю? – несколько странно звучит.
Опять же: разочарованЬе, настроенЬю и много точек тоже не украшают.
Дождь, бьющий чечетку--прекрасно, но вот с непокрытой головою и тряся чёлкой – это перебор. Вот жеребенком гарцевать – да, но где у дождя голова и чёлка-то?
Вот как дождь может быть в ЖЕЛТЫХ степовках? Танцевать, бить чечетку, гарцевать жеребенком, быть косых, шелковым и т.п.—ДА, но дождь все равно остается дождем, поэтому желтый цвет здесь совершенно лишний.
Каким вы видели дождь в цвете на самом деле? И даже если автор хотел сказать, что дождь продолжает бить чечетку, но уже по осенним ЖЕЛТЫМ листьям, - .то сказать не получилось. Вот были бы степовки промокшими (мокрыми, сырыми, холодными, скользкими и т.д.) все сразу бы на места встало.

Думается мне, автор не новичок, но тем не менее, все еще набивающий руку, а раз так, то  непременно справится с мелкими недочетами.
-----------------


12.«Средневековая зима» Людмила Сильдам

Под белоснежные ковры
Собрались русла старых улиц.
Стоят дома, в веках ссутулясь,
Как антикварные шкафы.

Меняет ветер непогоду. –сбой ритма /схема нарушена/
Огонь мелькает в темноте.
В уютной старенькой корчме
Заменят время нам в угоду.

На перекрёстках новизны, -- /схема рифмовки нарушена/
По переулкам мирозданья
Бредут не вещие, но сны,
Пересекая путь познанья.

Завяжут помыслы в узлы,
Соткут, ещё осталась пряжа.
Из ангелов святая стража
Набросит саван тишины.
Не тратя мысли на слова,
Разлуку холод подытожит,
Но ничего не преумножит
Судьбы отдельная глава.
Победной встречи поворот
В тупик простого лабиринта
Втолкнёт и странника, и принца,
Замедлив времени отсчёт.

-------------------------
От чего же так начинающие авторы любят эти слова: мирозданЬе, сознанЬе, познанЬе..
Нарушен ритм (схема заданной рифмовки) во втором и третьем катрене. Легко исправить, поменяв местами строки.
А с образностью и содержанием здесь хорошо, в некоторых местах особенно. Но вот рифмы особо не могу отметить и похвалить. Неплохие стихи - зарисовка, но с ритмом работать нужно обязательно.
-------------------------


13.«Снег» Дэн Мартини

А с неба сыпались дома
Сгоревшие - зола и пепел...
А с неба сыпались тома
Истлевшие, библиотеки.
Горели пристани, мосты,
Деревья, травы и кусты.
На небе был огонь и дым -
Снег оставался девственно-седым.

Лежал безмолвно белый снег,
А небо заходилось в крике.
Над пепелищем человек
Стоял беспомощный," великий"--
Смотрел как догорает век
И слёзы капали на снег...
-
Да только снегу ,что за дело
Коль небо полностью сгорело?

---------------------------------------
Нуууу, тут сразу в шорт! 
Совет?: я бы «Коль» всяких там точно убрала)
Про ритм спросите, авторы? —здесь нет сбоев, здесь просто рваный ритм. Возможно, несколько не вымерено рваный, но ведь стихи от этого хуже не становятся.
В шорт, в шорт, в шорт!!!
----------------------------------------

14.«Дорожка лунного луча» Ольга Светова

Поблекла неба вязь узорная,
Погасла солнышка свеча.
Легла на зеркало озёрное
Дорожка лунного луча.

Устала я от одиночества,
Засох и сник души родник.
Я по любви тоскую ночи все
И нескончаемые дни.

Уже глаза все проглядела я,
Но пуст и мрачен горизонт.
В шкафу пылится платье белое,
А свадьба  -  только сладкий сон…

Так тяжко, так невыносимо мне
Жить без надёжного плеча.
Ты приведи меня к любимому,
Дорожка лунного луча.

Пусть сбудутся надежды давние,
Сны воплотятся наяву:
Я всю любовь свою отдам ему -
И наконец-то оживу.

--------------------------
Как же много подобных стихов о долгожданной любви. Женская лирика рулит!) Имеют ли право на существование? Да, пусть рождаются и живут, главное, чтобы автору от этого было тепло, спокойно и уютно. Рифмы, к сожалению, не могу отметить.
--------------------

15.«Трамваи, мосты и руины» Александр Котания

Вблизи она просторна и светла -
пустая улица, казавшаяся Уже,
трамваи закусили удила
- несут по кругу и вселяют ужас!

И ничего, и ничего не жаль -
мосты стоят, готовые на взводе -
которые разводятся-разводят,
иные рушат, в чём же здесь печаль?

Иду к руинам, коим не страшны:
как время, так и прочие напасти,
они бессмертны, ниже не упасть им,
и голову кружИт от глубины

того колодца, где они лежат
на самом дне, как высохшие кости -
лежат века на брошенном погосте,
лежат, свои эпохи сторожа –

ни ярости, ни слёз, ни куража,
а только вечность -глупое словцо...
в сачках мальчишек, бабочек ловцов,
скрывается Вселенной безупречность.

-------------------
Прекрасно! Очень атмосферно и крепко,
но,  «словцо»? -- во первых- не подходит, во вторых: сбоит, несмотря на рваность ритма. Сюда бы женскую или дактилическую рифму.
И потом, на будущее, не делайте так разбивку на конкурсы, тяжело работать полноценно. Я сама разбила (выше), чтобы работать не только на слух. Это лишняя работа отнимает моё время.
Несмотря на «словцо» добро пожаловать в мой шорт!
------------------

16.«Беглянка 2» Владимир Евангулов

            "Ветер - пение
             Кого и о чём?"
                Велимир Хлебников


Утро лунным бурленится зеркальцем
Раскаляя губительный зной.
В бирюзовых гортензиях грезится
Сердцу путь неизбывно-земной.

Нахлобучила, - Ух! - Нахлобучила
Жгучеглавую шляпу жара,
И гуляет вовсю нагловлюбчиво
По июльчивой чаше двора.

Это дикотягучее пиршество,
Ветер, пением не прогневи! –
Мне, печальному, пишется, пишется
О беглянке - дождинке любви!

--------------------
Очень интересное произведение. Интересно оно неологизмами.  Июльчивая чаша двора, жгучеглавая шляпа и утро, которое бурленится -прекрасны. Дикотягучее – не очень подходит, не срастается с тем, что выше сказано.
А какая звукопись здесь: «в бирюзовых гортензиях грезится», а? Аплодирую!
Вот финал не убедил совсем. Сначала ЛГ просит ветер не прогневить это солнцезелёное пиршество, (свой неологизм даже придумался)), но с ПЕЧАЛЬЮ пишет пишет ( зачем два раза?) о беглянке-дождинке любви? Во-первых, беглянка-дождинка, -- несколько странное сравнение, но там же еще ЛЮБОВЬ. т.е. беглянка-дождинка-любовь? Я правильно поняла? У ЛГ любовь к дождинке -беглянке, любимая дождь в бегах?
Над финалом нужно поработать.
----------------------

17.«Незнакомка» Неутомимый Читатель

Порою летней мне нередко
Встречается одна кокетка.
Всегда без спутников, одна*
Бредёт по улице она.

Ну до чего же хороша!
Лишь взглянешь, и поёт душа:
В глазах сверкают изумруды,
Походка  –  истинное чудо.

Легка, загадочна, негромка,
Как блоковская Незнакомка:
То повернётся грациозно,
То изогнётся виртуозно.

При встрече хочется мне часто
С ней хоть немного пообщаться –
О том, об этом. Но, однако,
Идей хороших –  кот наплакал.

Я имени её не знаю,
Но без неё уже скучаю
И, кажется, влюблён немножко.
Как жалко, что она…  –  лишь кошка.

*строка из стихотворения А.Блока "Незнакомка"

---------------------------------
Ровненькое. Кажется, будто стихотворение написано для детей, хотя в нем слегка и просвечивает взрослый подтекст. А ритм, заданный автором, очень удачен для чтения юной аудиторией.
---------------------------------



18.«Завтра когда-нибудь..» Гольгертс

"Время метёт и ссыпает лето
                в лиственные костры"
                /Центр Странных Услуг/


            
                Там, где разорвана связь мангуста
                с коброй когтями сов,
                между позором и нежным чувством,
                мимо котят и псов,
                рядом с познавшими тайны ядов,
                вслед за звездой двойной,
                мальчик слепой с оловянным взглядом
                шёл на весь мир войной.

                Но оказалось: расчёт неточен.
                Сброшенный царь горы
                так и не понял – здесь всё не то, чем
                кажется до поры.
                В том, что написано, но не спето
                истинный смысл сокрыт.
                Время метёт и ссыпает лето
                в лиственные костры.

                После чего подкрадётся осень,
                тени своей длинней,
                фатумом возраста сорок восемь
                в голом саду камней.
                Там и закончатся все проблемы,
                долгих скитаний путь,
                где остановится всадник бледный..
                завтра когда-нибудь.

-------------------------------------------
Прочла не единожды. К технике нет вопросов, а вот к содержанию. Возможно, я не столь начитана, как автор данного стихотворения, но мне было сложно уловить о чём эти стихи, ибо намешано здесь щедро – и мангусты, и оловянный солдатик?-мне так видится, и царь горы, и всадник бледный… Почему не медный?
Всё же, что хотел сказать автор, что донести до читателя -рождаемся, боремся, умираем? Каждый ли читатель, как ему кажется, понял эти стихи, погрузившись в них с головой?
Автор имеет что сказать, проблема – донести, не замешивая в кучу все подряд, о чем читали в детстве.
Вот здесь: В том, что написано, но не спето истинный смысл сокрыт. —т.е. если то, что написано спеть, то смысл истинный раскроется? А истинный смысл чего?
Содержание, донесение до читателя авторской мысли страдает.

А вот эта строка очень выпуклая, в хорошем смысле. Она вне конкуренции, конечно: «Время метёт и ссыпает лето в лиственные костры.»- Браво! Браво, автор!

Техника хорошая. Здесь автору большой респект- умеет!
--------------------------------------------


19.«Ливень» Небо Трои

Стекал по веткам жёлтый фонарный свет
и в лужи капал, налитые тишиной.
И не сбывались угрозы самых плохих примет,
которые только вчера шли на меня войной.

Ещё вчера затягивалась петля
на тонкой шее надежды моей, и вдруг
нахлынул ливень, его приняла Земля
в объятья горячих, июлем сожжёных рук.

Как зверь весною, мир начинал линять,
смывая пыль, на глазах хорошел мой мир.
Жары неистовой рушилась западня,
и открывались окна высушенных квартир.

И, полной грудью вдохнув грозовой озон,
по свежим травам я босиком брела,
оставив дома красный ненужный зонт
и паутину прошлой жизни во всех углах.

-------------------
Очень сбоит, автору сразу указываю на ошибку. Многие начинающие авторы, пока не обладающие поэтически-ритмичным слухом, но умеющие донести в массы поэзию своей души, считают слоги, корректируют, работают над текстом порой ни один день. Вам обязательно нужно поработать над текстами в первую очередь над ритмом.
Содержание интересное, вам есть что сказать и как сказать, но вот оформлять это все без лишних слов и размазывания нужно учиться. Нужно работать над техникой.
----------------------

20.«Сквозь» Русаков Григорий

Сквозь дебри доброжелателей
На встречу своей звезде,
Задвинув к чертям понятия
Бреду неизвестно где.
И нет городам названия,
И встречные без имён.
Эх, кто бы сказал заранее -
Любовь, как хрустальный звон.
Колышется мир безумия
Истёртых о твердь сапог
И мы в нём музейной мумией
Глотаем любовный смог.
И головы к небу подняты,
И мысли взрывают мозг.
Вот только не все мы плотники,
Живущие между звёзд…
--------------------
Хорошая, ровная техника написания.
Есть вопросы к содержанию:

Колышется мир безумия истёртЫХ о твердь сапог – так мир безумия или мир сапог, или мир безумия истертых сапог?, здесь либо неграмотно изложены мысли, либо автор недотянул мысль, чтобы она встала на пуанты. И почему колышется? Раз там, как набатом – твердь и сапог, может лучше что-то типа – дрожит.
А может всё таки: колышется мир безумия итертЫЙ о твердь сапог?
Если так, то буду считать это невнимательностью и опечаткой автора.
Но, как это относится к тому, что сказано «до»?

Дальше:
И мы в нём музейной мумией глотаем любовный смог. – вот это вообще странно. Мы т.е. МЫ- нас много, но ОДНОЙ музейной мумией смог глотаем? Любовный? Это как? Как мумии музейные связаны с любовным смогом и как МЫ можем ей (мумией) смог глотать?

Финал:
Отсылка к плотникам на алее славы в Голливуде? или к пчелам-плотникам, хотя, причем здесь тогда звезды? Финал не убедил и озадачил. Выше ничего про плотников нет.
А начиналось-то как хорошо, думала - в шорт однозначно. Но текст стал рассыпаться на обрывки после звона. Очень жаль.

Рифма : плотники-подняты? Созвучие есть ПлОТНИки -ПОДНЯты, но рифма плохая.
-------------

21. «Охота холода» Андрей Мефро Перевалов

Первая снежинка – моль из шкафа. ---/моль из шкафа?  Откуда шкаф если автор про снег и зиму, или откуда снег и зима, если автор про шкафы и моль? /
Ноль на шкалах градусников. Мост.
К истотной радости он шёл, дождь капал. ---- /Кто шёл? Куда шел?/
Ни дед ещё, ни ватный бородинский папа, –
плюсминусное дремлющее детище –
не до скелетов пробирающий мороз. ---- /Чего? Какой дед, какой папа? Бородинский? Автор про дед мороза что ли? Он - дремлющее детище? Плюсминусовое? Не до скелетов?  Ну и чего в этом предложение хотел сказать автор? Оно так вычурно и путано началось и ничего не сказало читателю, кроме недоуиения./

Оленям лень – зевотно разминают лапы. ----/ Оленям лень чего? Лапы?) ЗЕВОТНО  разминаю?/
Какие к ёлкам хороводы, бабы,
когда шар праздника пытаются украсть?! ---/ вот здесь хорошо. Только препинаки подгуляли/

Всё, хватит колких утешений и подарков, –
наветная надежда – дым огарков.
Дорога – леденцом, а жизнь – не всласть.  ----/Откуда утешения взялись? Кого утешаем, зачем, почему? Надежда – дым огарков?/

От серой самости, от слабости излишней,
быстрее норовишь свалиться вишней
в свой самый иллюзорный из тортов.  ----/ хорошая строка, но тОртов, а читается тортОв/
Предвосхищая зовы новых троп,  ----/ ????/
ты скажешь за себя охотой холода, –---/Какой охотой холода? Охотой в смысле охотится или хотеть? И как это скажешь? /
такого холода, чтоб изо рта парило, ----/ при нуле уже парит, если что. Так какого такого холода? /
чтоб до зубного стука, до озноба, до камина,   ----/ а если камина нет?/
до солнечных подкорок мандаринов,  --- / до мякоти т.е.?/
до вкуса столь родного оливье,
душевной светлости на фоне длинного,
петлёй недотянувшегося года. ----/ тааак, и что здесь хотел сказать автор? О чем автор написал, кто-то понял? Я-нет/

А он следит, впустую проливая воду, –
вернувшийся не к той – к другой тропе. ----/ Кто он? Почему и за чем-кем следит? Какую воду? Это про дождь опять? Какая тропа? Где та и где эта тропа? А мост зачем вначале? А моль со шкафом?





-------------------
Ну, препинаки здесь явно подгуляли. А зачем здесь столько тире? Ни метр, ни размер, ни ритм не соблюден. Содержанием это назвать сложно.
Зевотно—не красивый неологизм, созвучен с рвотой. Брррр…
Лапы у оленей? У меня, кстати, тоже где-то есть у лосей лапы (в закромах), но там шуточные стихи, а у вас нет. Автор, то, о чём вы написали, очень сложно понять.
Обрывки неоформленных мыслей и фраз.
---------------------------
----------------------------
И это не первое стихотворение в данном конкурсе, которое поймет только сам автор. Почему же так сложно доносить свои мысли до читателей? Ну зачем читателю головоломки и умозаключения, которые понятны только автору этих шедевров?
Раз решили поделиться с миром своим внутренним миром (простите за тавтологию), то делитесь грамотно, доходчиво. Вот представьте будто вы попали в племя аборигенов и пытаетесь им сказать, что вы не вкусный и людей есть противозаконно, а они вас не понимают, котел с водой на огонь поставили, картошку чистят, чтобы наваристей суп с вами был.) Вот я сейчас чувствую себя одним из племени. С кем-то мы сразу контакт нашли, с кем-то пытаемся найти, а с кем-то ни в какую!) Насколько я поняла – это конкурс еще и ученический, поэтому честно пыталась понять и принять каждое стихотворение. К сожалению, есть стихи, которые неподвластны даже мне.
Учитесь выражать свои мысли, уважаемые авторы, связывайте их в единое целое, заканчивайте так, чтобы читателя зацепило и улучшайте технику.


Итак, мой шорт:


4.«Вне закона»
13.«Снег»
15.«Трамваи, мосты и руины»

Так как меня просили выбрать минимум 4 стихотворения, а к другим представленным стихам у меня много вопросов, четвертое стихотворение я выберу то, где живёт поэзия.
Авансом, конечно. В надежде, что автор его не отложит в долгий ящик, а доработает!

10.«Вечерняя заря»

--------------------------------
П.с. Файл со стихами получила без имён, читала и разбирала анонимно.
Всем творческих успехов, добра и мира!