25 ноября, Россия хранима

Валерий Уверский
От автора. Предисловие: Серафим, http://stihi.ru/2016/01/31/10575

Россия хранима. Роковые события конца 1825 года яркий тому пример. Воочию видел, надвигающую на Русь беду, молящийся в глубоком затворе Серафим. Ноябрь 1825 год. Заря декабрьского восстания полыхала в полную силу. Мечта начала царствования Александра о свободной Руси сбывалась. Воспитанники созданного им Царскосельского лицея, вобравшие дух европейской вольности выросли и готовы её осуществить, и если надо, убить и самого Александра, породившего, когда - то эту мечту.

Он знал это, как знал и то, что для входа на трон к своим идеям и мечтам, будучи наследником престола,он, Александр, струсил и дал согласие на убийство своего отца, - Павла Петровича (Павла - первого). И вот теперь они, по сути его дети (будущие декабристы),которые прошли войну и победили, многие получили свои знания и сформировали свои взгляды в созданном им лицее, готовы убить его.

Как же всё вышло? Это же он, Александр, готовил проведение либеральных реформ в государственное устройство с умнейшим М.М.Сперанским, который и создал по его высшему указу Царскосельский лицей. А теперь другой близкий его соратник и друг,  Аракчеев, требовал арестов и тюрьмы заговорщикам. А он, Александр, в не покаянном страхе за, по сути участие в убийстве отца, должен был принять решение об убийстве своих воспитанников, лучших офицеров России.

Тайной канцелярии известны все, нужен только его приказ, приказ царя и приговор приведут в исполнение. Страх вины. Страх греха. Что делать? Бежать, бежать подальше в Таганрог. Престол Николаю, - манифест[2] о наследии престола им подписан. Что будет то и будет. Никаких решений.

Молится Серафим, просит Серафим Господа уберечь Россию от страшной смуты. 15 лет затвора, глубокого поста и молитвы. Находясь в глубоком отрешении от земной суеты, в непролазных глухих местах, он, Серафим, знает и видит всё, что происходит в стольных городах.

По преданиям за благословением к старцу приезжали братья Волконские: Сергей и Никита, Серафим очень холодно обратился к Сергею: "Гряди откуда, ты, пришёл", а брату сказал, "что он замышляет недоброе, что смуты не окончатся хорошим и что много будет пролито слёз и крови". Келейник спросил батюшку, которого никогда не видел во гневе, почему не милость? А, Серафим, подвёл келейника к источнику и тот увидел, как вода в нём помутилась. Никита Григорьевич Волконский остался верен царю и в событиях декабря 1825 года участия не принимал.

И вот развязка: 19 ноября, - смерть Александра. Кто наследник? О манифесте наследия почти никто не знает. Он в Москве у Митрополита. Санки бегут к наследнику престола русского Великому князю Константину в Варшаву. Другой курьер мчится в Сан- Петербург. Роковой день 25 ноября. Константин, принимает решение об отречении от престола, - 25 ноября[1]. Это решение везут в столицу. А там уже присягают новому царю Константину.

Идёт заговор. Генерал - Губернатор С. - Петербурга, М. А. Милорадович имея под своим командованием 60000 штыков, настаивал перед Николаем о приглашении цесаревича Константина в Петербург и верности данной ему присяге. Он, крайне не хотел видеть на престоле Николая, как человека жёсткого и привыкшего к военной дисциплине. Милорадович знал о заговорщиках, мог арестовать их, но зо конца препятствовал Николаю в принятии решения войти на трон, не сделал этого.

Но вот 25 ноября в этот же роковой день, Серафиму во сне является Богородица с двумя святыми: святым Климентом[3] (один из мужей апостольских. Широко почитался в Древней Руси, как один из первых христианских проповедников на территории северного Причерноморья, которые через тысячу лет станут русскими землями. Встретил мученическую смерть в Херсонесе. Память в Православной церкви отмечается 25 ноября.)  епископом Римским, одним из семидесяти и святым Петром[4] Александрийским, победившим ересь Ария и принявшим смерть усечением главы 25 ноября 311 года в Александрии на месте смерти евангелиста Марка, во имя прекращения народной смуты. 25 ноября день почитания этих святых. Во время казни Петра Александрийского был глас с небес: Конец александрийских мучеников, в истории России читай поражение декабристов, конец (александрийским мученикам) воспитанникам Александра. Может ли это быть слепым совпадением. Столько благотворных стрел в одну точку рокового мгновения. И, Богородица 25 НОЯБРЯ говорит Серафиму, всё Серафимушка, выходи из затвора, иди в мир. Это можно расценить, как признание. что Господь внял молитвам СЕРАФИМА И СПАС РОССИЮ. Воин духа, Святой пустынник земли русской. Серафим, вымолил прощение у Господа для Руси в тот роковой момент истории.

25 ноября (7 декабря) цесаревичем в Варшаве был получен из Таганрога рапорт о кончине Александра I, в котором начальник Главного штаба И. И. Дибич обращался к Константину Павловичу уже как к императору.

Свою реакцию Константин изложил в письмах к императрице-матери и — в соответствии с тайным манифестом о наследовании престола — к новому императору. В частном письме Николаю он напомнил ему о воле Александра Павловича: «Не сомневаясь, что ты, любезный брат, привязанный к покойному душой и сердцем, в точности исполнишь его волю и то, что было сделано с его соизволения, приглашаю тебя распорядиться соответственно тому…» В официальном послании на имя Императора Николая Павловича он подтвердил, что
«по силе Высочайшего собственноручного рескрипта покойного Государя Императора, от 2 февраля 1822 года ко мне последовавшего, на письмо мое к Его Императорскому Величеству, об устранении меня от наследия Императорского Престола, которое было предъявлено родительнице нашей, удостоилось как согласия, так и личного её Величества мне о том подтверждения, уступаю Вам право мое на наследие Императорского Всероссийского Престола».

— Грамота Его Императорского Высочества Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича к Его Императорскому Величеству Николаю Павловичу
26 ноября (8 декабря) эти письма были отправлены в Петербург с великим князем Михаилом Павловичем.

В Петербурге известие из Таганрога о кончине императора Александра I было получено только утром 27 ноября (9 декабря).

Объявление о кончине Александра I и присяге императору Константину I в «Русском инвалиде» от 29 ноября 1825 г.
В этот же день после некоторых колебаний Николай Павлович первым принёс присягу Константину и приказал привести к присяге дворцовый караул и собравшихся в Александро-Невской лавре высших гражданских и военных чиновников, а затем и гвардию. На состоявшемся через несколько часов заседании Государственного совета были оглашены тайные документы о престолонаследии, но его члены решили последовать примеру Николая Павловича и присягать Константину[6][~ 1].

Константину были отправлены официальные документы: докладная записка и копия журнала Государственного совета за 27 ноября (9 декабря) и донесения о присяге. В личном письме Николай Павлович написал старшему брату в Варшаву письмо с известием о принесении присяги и с просьбой прибыть в Петербург:
«Любезный Константин! Предстаю перед моим Государем с присягою… которую уже и принёс ему со всеми меня окружавшими, в церкви, в ту самую минуту, когда разразилась над нами весть о жесточайшем из всех несчастий. Как сострадаю я тебе и как все мы несчастливы! Бога ради, не покидай нас и не оставляй одиноких. Твой брат, верный подданный на жизнь и на смерть Николай».

Развитие ситуации:
В последовавшие за 27 ноября (9 декабря) дни принятие присяги продолжалось. 30 ноября (12 декабря) присяга была проведена в Москве.

Пушкин писал П. А. Катенину из Михайловского 4 (16) декабря 1825:
"Как верный подданный, должен я, конечно, печалиться о смерти государя; но, как поэт, радуюсь восшествию на престол Константина I. В нём очень много романтизма; бурная его молодость, походы с Суворовым, вражда с немцем Барклаем напоминают Генриха V. — К тому ж он умён, а с умными людьми всё как-то лучше; словом, я надеюсь от него много хорошего".

2 (14) декабря Константин Павлович ответил на письмо Николая Павловича от 27 ноября (9 декабря), что его «намерение неподвижно и освящено покойным моим благодетелем и государем. Твоего предложения прибыть скорее в Петербург я не могу принять и предваряю тебя, что удалюсь ещё дальше, если всё не устроится в согласность воле покойного нашего государя».

3 (15) декабря прибыл в Петербург великий князь Михаил Павлович с подтверждением отказа цесаревича Константина Павловича от престола. На сомнения Михаила, «что теперь будет при второй присяге в отмену прежней и как Бог поможет все это кончить», Николай ответил: «Едва ли есть повод тревожиться, когда первая присяга была совершена с такою же покорностию и так же спокойно»

Тем не менее, Николай решил отправить старшему брату в Варшаву письмо с просьбой подписать манифест об отречении, который мог бы стать причиной и объяснением новой присяги[7].

6 (18) декабря по распоряжению министра финансов, графа Е. Ф. Канкрина на монетном дворе начали чеканить пробные рубли с профилем нового императора и надписью «Б. М. КОНСТАНТИНЪ I ИМП. И САМ. ВСЕРОСС»[~ 2]. Типографии приступили к печатанию портретов нового российского императора, приказов, паспортов и других государственных документов с печатными заголовками «…по указу императора Константина Павловича»[~ 3].

7 (19) декабря из письма, отправленного из Варшавы 2 (14) декабря, Николай понял, что Константин считает принесённую ему присягу нарушением воли Александра I, приехать в Петербург отказывается и угрожает уехать за границу, «если всё не устроится сообразно воле покойного нашего императора». Сам Николай впоследствии описывал эту ситуацию так:
"Константин, мой Государь, отверг присягу, которую я и вся Россия ему принесли. Я был его подданный: я должен был ему повиноваться".
— Письма императора Николая I родным.

Нежелание Константина приехать в столицу или подписать официальное отречение подтолкнуло Николая к решительным шагам и написанию манифеста о своём вступлении на престол. Окончательный текст манифеста, подготовленного М. М. Сперанским и подписанного Николаем, датирован 12 (24) декабря. В тексте манифеста датой начала царствования Николая задним числом указана дата кончины Александра I — 19 ноября (1 декабря), соответственно, все события междуцарствия были отнесены к правлению Николая, а присяга и иные меры, исходившие из того, что царствует Константин, стали недействительными.

Присяга Николаю
13 (25) декабря на вечернем чрезвычайном заседании Государственного Совета Николай Павлович объявил о своём вступлении (с 19 ноября (1 декабря) 1825 г. — дня смерти Александра I) на престол. Присяга была назначена на 14 (26) декабря.

14 (26) декабря в 7 часов утра в Зимнем дворце одновременно с сенаторами присягу Николаю I принесли генералы и старшие гвардейские командиры, а позже — и члены Государственного совета.

В Москве присягу приняли 18 декабря.

.14 (26) декабря участники тайного общества вывели восставших на Сенатскую площадь под предлогом защиты законных прав императора Константина.

Восстание было подавлено (расстреляно картечью).

16 (28) декабря Николай I написал Константину Павловичу: «Дорогой, дорогой Константин! Ваша воля исполнена: я — Император, но какою ценою, Боже мой! Ценою крови моих подданных!»

Через несколько недель после восстания, 4 (16) января 1826 года, Николай I в письме просил брата всё же приехать в Санкт-Петербург:

"Я бы во всех отношениях очень желал вашего приезда, как бы ни тяжела была наша встреча. Не скрою от вас, что в войсках наблюдается ещё некоторое беспокойство, что не видят вас, и что ходят слухи, будто бы вы двигаетесь с корпусом на Петербург. Только ваше присутствие может окончательно установить спокойствие в этом отношении"

Константин приехал в Москву только на официальную коронацию Николая I в августе 1826 года и вернулся в Варшаву сразу по завершении торжеств.

После отказа от престола Константин до конца жизни продолжал титуловаться цесаревичем. Тем не менее из очереди престолонаследия он был исключён: согласно манифесту 1826 года, после Николая и его сыновей престол наследовал четвёртый брат, Михаил Павлович.

И всё таки Царь всея Руси Волею Божией, Николай Павлович Романов, - Николай I.На своих могучих крыльях русского Духа, царь повёл Россию в самый яркий в её истории, золотой ХIX-й век. !937 пробная железная дорога в Царское Село и уже был опыт Демидовской железной дороги с паровозами братьев Черепановых, и наконец 1843 год начало строительства 5-и футовой (ширина) Николаевской железной дороги С. Петербург - Москва, возглавлял строительство сын Николая, Александр.


  "Будет это непременно: Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их, и на верх их снидет неправда пагубных замыслов их. Земля русская обагрится реками крови, и много дворян будет побиено за великого государя и целость самодержавия его; но не до конца прогневается Господь и не попустит до конца разрушиться земле Русской, потому что в ней одной преимущественно охраняется ещё Православие и остатки благочестия христианского".
                Из преданий и пророчеств
                Серафима Саровского.
              См. http://stihi.ru/2016/01/31/10575

 Примечания:
    Материалы и ссылки взяты из интернета (википедия, документально).
Обзор некоторых событий в ссылках.

  1)Согласно павловскому закону о престолонаследии после смерти бездетного Александра престол должен был унаследовать следующий по старшинству брат Константин Павлович (также бездетный). Лишь немногие приближённые императора знали, что Константин заранее отрёкся от наследования престола[1], что давало преимущество следующему брату, крайне непопулярному среди высшей военно-чиновничьей элиты Николаю Павловичу.

Более того, ещё до обнародования секретного документа об отречении Константина под давлением генерал-губернатора Санкт-Петербурга графа М. А. Милорадовича великий князь Николай Павлович поспешил отказаться от прав на престол в пользу Константина[1][2].

Великий князь Николай Павлович в 1825 году
25 ноября (7 декабря) цесаревичем в Варшаве был получен из Таганрога рапорт о кончине Александра I, в котором начальник Главного штаба И. И. Дибич обращался к Константину Павловичу уже как к императору.

Свою реакцию Константин изложил в письмах к императрице-матери и — в соответствии с тайным манифестом о наследовании престола — к новому императору. В частном письме Николаю он напомнил ему о воле Александра Павловича: «Не сомневаясь, что ты, любезный брат, привязанный к покойному душой и сердцем, в точности исполнишь его волю и то, что было сделано с его соизволения, приглашаю тебя распорядиться соответственно тому…» В официальном послании на имя Императора Николая Павловича он подтвердил, что
«по силе Высочайшего собственноручного рескрипта покойного Государя Императора, от 2 февраля 1822 года ко мне последовавшего, на письмо мое к Его Императорскому Величеству, об устранении меня от наследия Императорского Престола, которое было предъявлено родительнице нашей, удостоилось как согласия, так и личного её Величества мне о том подтверждения, уступаю Вам право мое на наследие Императорского Всероссийского Престола».

    2) Манифест Императора Александра I, утверждающий отречение Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича и утверждающий Наследником Престола Великого Князя Николая Павловича, 16 августа 1823 г.Божиею Милостию, Мы, Александр Первый, Император и Самодержец Всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая.Объявляем всем Нашим верным подданным… Наследником Нашим быть второму Брату Нашему, Великому Князю Николаю Павловичу.
   Известия о смерти Александра I, 25 ноября цесаревичем в Варшаве был получен из Таганрога рапорт о кончине Александра I, в котором начальник Главного штаба И.И. Дибич обращался к Константину Павловичу уже как к императору. Свою реакцию Константин изложил в письмах к императрице-матери и – в соответствии с тайным манифестом о наследовании престола - к новому императору. В частном письме Николаю он напомнил ему о воле Александра Павловича: «Не сомневаясь, что ты, любезный брат, привязанный к покойному душой и сердцем, в точности исполнишь его волю и то, что было сделано с его соизволения, приглашаю тебя распорядиться соответственно тому…» В официальном послании на имя Императора Николая Павловича он подтвердил, что«по силе Высочайшего собственноручного рескрипта покойного Государя Императора, от 2 февраля 1822 года ко мне последовавшего, на письмо мое к Его Императорскому Величеству, об устранении меня от наследия Императорского Престола, которое было предъявлено родительнице нашей, удостоилось как согласия, так и личного ее Величества мне о том подтверждения, уступаю Вам право мое на наследие Императорского Всероссийского Престола».
26 ноября эти письма были оправлены в Петербург с великим князем Михаилом Павловичем.
   Лишь немногие приближённые императора знали, что Константин, заранее отрёкся от наследования престола, что давало преимущество следующему брату, крайне непопулярному среди высшей военно-чиновничьей элиты Николаю Павловичу.Более того, ещё до обнародования секретного документа об отречении Константина под давлением генерал-губернатора Санкт-Петербурга графа М.А. Милорадовича великий князь Николай Павлович поспешил отказаться от прав на престол в пользу Константина.
    27 ноября население Петербурга, а несколькими днями позже и Москвы было приведено к присяге Константину, несмотря на то, что официального манифеста о вступлении на престол не появилось. Номинально в России появился новый император, было даже отчеканено несколько пробных монет с его изображением. При этом Константин престола не принимал, но и формально не отказывался от него в качестве императора. Создалось двусмысленное и крайне напряженное положение междуцарствия.Состояние неопределённости длилось очень долго. Высшее чиновничество, включая Милорадовича, всячески затягивало окончательное решение вопроса в расчете на то, что слывший либералом Константин изменит своё решение и всё-таки согласится взойти на престол. После повторного отказа Константина Павловича от короны Сенат в результате долгого ночного заседания 13—14 декабря 1825 года признал права на престол Николая Павловича. На 14 декабря была назначена вторая присяга — «переприсяга» Николаю I. Наступил момент, которого ждали декабристы — смена власти. Члены тайного общества решили выступать, тем более, что на столе у министра уже лежало множество доносов и скоро могли начаться аресты.
         
   3) 25 ноября 1825 года явилась ему во сне Божия Матерь в сопровождении св. Климента, епископа Римского, скончавшегося в 101 году, и Петра Александрийского, скончавшегося в 311 году (память которых празднуется в этот день), и разрешила преподобному выйти из затвора. Кли;мент I (лат. Clemens Romanus I, ум. 97, или 99, или 101) — апостол от семидесяти, четвёртый епископ Римский (4-й Папа Римский) (согласно официальной хронике Католической церкви, с 88 или 90 по 97 или 99), один из мужей апостольских. Широко почитался в Древней Руси. Почитаем в православии как один из первых христианских проповедников на территориях северного Причерноморья, которые затем через тысячу лет станут «русскими землями». По преданию, около 98 года был сослан из Рима в Инкерманские каменоломни, где проповедовал. Встретил мученическую смерть в Херсонесе. Память в Православной церкви — 25 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 23 ноября.

    4)Петр? был современником ересиарха Ария, которого он проклял и отлучил от церкви. С арианством связано вошедшие в житийную литературу и гимнографию видение святого Петра. Когда в 311 году Петр был арестован и заключён в тюрьму, то, согласно Синаксарю:
Христа яко младенца на святом жертвеннице видев, в раздранну облеченна ризу, и глаголюща, яко Арий раздра ю.
Арест Петра и решение о его казни спровоцировали народные волнения. Чтобы избежать казней своих сторонников, Петр попросил ночью разобрать заднюю стену тюрьмы и таким образом вывести его на казнь. Димитрий Ростовский так передаёт историю казни святого Петра:
      "Трибун с воинами удивлялись мужеству святого, шедшего на смерть, и, взяв его, привели на то место, где святой апостол Марк принял мученическую кончину, и там отсекли ему честную главу. Близ гроба святого Марка находилась одна девица, затворница; когда она молилась Богу в ту ночь, в которую святой Петр был усечён, то услышала голос с неба, говорящий: «Петр — начало апостолов, Петр — конец александрийских мучеников».
— Димитрий Ростовский. Жития святых (25 ноября)
Тело Петра было взято христианами и перенесено в церковь, где на время отпевания было помещено на горнем месте, на которое, согласно жития, он из смирения не дерзал садиться при жизни.