Крынды

Фарит Валеев
Село вдоль долины зовётся «На грани».
В переводе с родного на тоже родной.
В почёте мечеть, дом культуры да бани.
А на склоне церквушка сквозит пустотой.

Церковная тушка пропала без прока.
Колокольня и купол лишились креста.
Для местных: Жилище во имя пророка,
Проезжающим мимо: «Хоромы Христа».

Мессия в ауле лишился прихода,
А кому приходить? Все ушли в джамаат
Последний священник сбежал от народа,
Дабы там с голодухи не бить ракаат.

Без слёз раздеваются луковки, главы.
Закомару пиявкой морит урема.
Но даже такою, лишённою славы,
Ты чудесно творение рук и ума.

Печально. Прекрасному нету обратки.
Всяк презренный народом падёт до трухи.
Но пока я уверен в крепости кладки,
Ей подобно пытаюсь уложить стихи.

Пытаюсь забыть суету и карьеру,
Всё возможное мною давно прожитО.
Я просто взглянул из той веры на веру
Сквозь пока разрешённое мне решето.

В конце XVII века татар деревни Крынды насильно крестили и в официальные документы записали как в православной религии. В документах 1795 года имена жителей указывались двояко по -мусульмански и по — христиански. А потом, например, в 1858 году имена записывались в документах только по — христиански. 1860—1870 годах в России среди татар, которые считались «новыми крещенными», развертывается движение, требующее от царского правительства познавать себя «документально мусульманами». Борьба за это признание продолжалась десятки лет. В ходе борьбы против насильственной христианизации неоднократно возникали беспорядки, имели место поджоги, насильственные действия и угрозы со стороны местного население, которое продолжало считать себя мусульманами и исполняло традиционные обряды. В ходе это борьбы многие мужчины села Кырынды были осуждены и отправлены на каторгу. Ради возвращения жителей деревни к христианству правительство принимает разные меры. В 1871 г. в деревне открывается школа миссионеров, в 1874 г. было принято решение построить большую каменную церковь. «Петропавловская церковь» была построена в 1892 г. на краю деревни, так как разместить её в центре села из-за противостояния местных жителей не удалось. Священники на этом приходе влачили жалкое существование, часто находились без средств. Люди там в церковь не ходили. Например, один из настоятелей той церкви. Борис Гаврилов, из крещёных татар, из-за тяжёлого материального положения оставил место службы через год после назначения. Татары деревни Крынды 659 человек, которые всегда считали себя мусульманами, получили право называться ими официально только в 1906 году после указа Никалая II о свободе религии. В этом же году получили разрешение построить в деревне мечеть, «Петропавловская церковь» села Крынды. сейчас сохраняется в полуразрушенном виде. Ныне является "Объектом культурного наследия Республики Татарстан.