Сказы о Мишеронских фараонах - стеклоделах

Юрий Алексеевич Белоусов
Сказы о Мишеронских «фараонах» - стеклоделах

На старинной карте Покровского уезда поселение при Мишуронском стеклянном заводе Селищенской волости расположено в 64 верстах от уездного центра. Из поселка можно было добраться до Покрова по старой Владимирской дороге через село Илкодино, либо по зимнику по реке Поле до Клязьмы и дальше.
Селищенская волость была образована в 1803 году в составе Покровского уезда Владимирской губернии. В середине XII - начале XIII веков территория принадлежала Ростово-Суздальскому княжеству, южнее проходила граница с Великой Рязанью, где лежали земли древнего монастыря Иоанна Предтечи, «на речке Волмече, да на речке Дмитровке». Скорей всего земли монастыря простирались от места впадения Дмитровки в Воймегу и до реки Поля. Сейчас земли Селищенской волости входят в состав городского округа Шатура.   
    В XVIII-XIX веках на территории Покровского и соседних с ним уездов, стали появляться многочисленные «стеклянные» и хрустальные фабрики. Строились они на, так называемых, песчаных гривах - залежах кварцевого песка, необходимого для изготовления стекла.
В середине XVIII века в связи с угрозой истребления лесов на топливо, Указом Правительствующего Сената, категорически запрещалось строить в ближнем Подмосковье новые стеклянные заводы. Императрица Елизавета Петровна повелела снести все фабрики на расстоянии 200 вёрст от Москвы. Тогда промышленники обратили свой взор на ближайшие Владимирские земли. Наличие в Мещере месторождений мелкого кварцевого песка, известняка и огнеупорных глин, нетронутых лесов, чистейших озёр, рек и ручьев и, наконец, само географическое положение земель в междуречье Оки и Клязьмы, между Москвой, Владимиром, Рязанью и Нижним Новгородом, весьма подходили для развития стеклоделия. Поэтому уже в начале XIX века в Мещёре располагалась пятая часть отечественных предприятий.
К концу XIX века особую известность в России приобретает Мишеронский (ранее Мишуронский) стеклянный завод купцов Костеревых. Расположился он на месте бывшей деревни Мишуринской на речке Мишуронке, известной еще из Писцовых книг Владимирского уезда XVII века времен царя Михаила Фёдоровича. Братья Андрей, Анисим и Семен - сыновья московского и покровского купца Григория Костерева, построили стеклянный завод неподалеку от деревень Гармониха и Лемешнево на купленной в Селищенской волости Покровского уезда в вечное владение земле в 3000 десятин. Датой начала строительства Мишеронского стекольного завода следует считать 13 сентября 1835 года, а пуск завода состоялся 24 января 1837 года сразу после завершения строительства.
 С первой трети XIX века, при заводе Костерёвых, складывается рабочее поселение. «Московские купеческие дети» - заводчики Костерёвы, набирали и переманивали к себе на завод квалифицированных мастеров «по стеклянным изделиям» из соседних Меленковского и Судогодского уездов Владимирской губернии. Местные жители называли приехавших мастеров «фараонами» и с этим связано немало легенд.
«Мишеронские фараоны» заметно отличались от жителей ближайших сел и деревень, и поведением, и уровнем жизни. Для всех, они были зажиточными чужаками. Простые люди и крестьяне говорили, мол, стекольные мастера слишком хорошо живут, получают и плату за работу на заводе, и имеют усадьбу с огородом – оттого и «фараоны». Стеклодувы же «акали», произнося слово «фараоны» с излишним выделением буквы «а». Отношение к прозвищу мастеров-стеклоделов у местного население изначально было негативное, даже завистливое. Шло время. Завод процветал, за счет умения и мастерства стекловаров и стеклодувов. Постепенно, прозвище «фараон», стало олицетворять «высокое мастерство». Оно уже несло превосходное значение. Дети первых «фараонов» стали гордится своим прозвищем, и сейчас их потомки задают друг другу вопрос: «Ты из «фараонов», или как»?
    Люди сказывали еще, что мишеронских стеклодувов называли «фараонами», так как они пили много чая из мещерских трав, называемого ещё напитком фараонов.
    А, еще «фараоновым племенем» традиционно на Владимирской земле называли цыган, с кем и пытались сравнить мастеров стеклодувов, местные крестьяне, так как в отличии от них, «фараоны» - стеклоделы переезжали с завода на завод, туда, где платят больше и условия лучше. Порой, стеклодув за свою трудовую жизнь менял несколько стекольных предприятий.
Оказалось, что и в Судогодском уезде Владимирской губернии мастеров-стеклоделов называли «Фараонами». Но там бытовало другое объяснение этого прозвища. По одной древней легенде, Бог потопил фараоново войско в водах Красного моря, и превратил воинов в лягушек, которых крестьяне в Мещере, порой называли «фараоновым войском». А поскольку в Судогодском уезде стекольные заводы находились среди болот, то и сравнивали стеклоделов с лягушками, то есть «фараонами».
           С большой вероятностью, человечеству подарили стекло фараоны Древнего Египта, так как самые ранние, точно датированные предметы из стекла относятся к правлению фараона Тутмоса III, а это между прочим три с половиной тысячи лет назад! Поэтому стеклоделы, в том числе и мишеронские могли считать себя «созданием фараонов», от сюда и название.
 В этом всем нам можно было бы потеряться, и не найти ответ. Но на помощь опять пришла людская мудрость. Ехала как-то краевед и хранительница мишеронского музея в автобусе, в компании с пожилой женщиной. Слово за слово, и возник вопрос, почему, мол, мишеронских стеклоделов называют «фараонами»? Женщина, не на миг не смутившись, сказала: «Моя бабушка говорила так: «Им, «хараонам», дома хозяин Костерёв построил не простые, а богатые, высокие, и построены они как пирамиды египетские - расположены углами по частям света, потому там весь день солнце, потому они и «хараоны». Вот и весь сказ! А ведь и действительно, все крупнейшие пирамиды Древнего Египта ориентированы по сторонам света с высокой точностью. Откуда наши прабабушки знали про Египет и пирамиды? Тоже загадка…
Дома, про которые упоминала бабушка, находятся на улице Советская (бывшая Павловская слобода) и были построены стекло-заводчиками Костеревыми для своих высококлассных работников. Они до сих пор находятся в хорошем состоянии. Прозвище «мишеронские фараоны» уверенно бытует в Мишеронском и сейчас. Только теперь потомки стеклоделов называют так тех, кто в настоящее время проживает в этих домах.
«Мишеронские фараоны», как «мастера – стеклоделы», перестали существовать в 2006 году, когда закрылся Мишеронский стекольный завод. В том году Глава городского поселения Мишеронский решил создать герб поселения. После закрытия завода, местный музей практически не работал, поэтому с краеведами посоветоваться не было возможности. В осиротевших стенах музея хранились тогда две старинные фигурные бутылки в виде медведя: прозрачный, с медалью, и белый - костяного стекла. Глава тогда выбрал первую, и изображение медведя в форме бутылки украсило герб и флаг городского поселения Мишеронский. Позже оказалось, что это был не родной Костеревский медведь, а его собрат со стекольного завода Альберта Ликфельда. В общем, не наш медведь! А наш был белого цвета костяного стекла. Форма для него изготавливалась именно в Мишерони, для крепкого мятного напитка.
    Когда уже новый Глава городского поселения Мишеронский устанавливал деревянного резного медведя на въезде в поселок, жители предлагали сделать мишку в виде бутылки с официального герба. Но градоначальник был против, сославшись на то, что медали такие при Петре I вешали пьяницам. Правда это или нет, но медалей у мишеронских медведей хватало. Продукция заводов Костерёвых неоднократно получала высокие оценки на всероссийских и всемирных выставках в Вене и в Париже. Говорят, сам император-миротворец Александр III восторгался продукцией Костерёвых! Завод производил бутылку, лампадки, плафоны, но специализировался на фигурной бутылке. Товарищество стеклянных заводов «Братья Н. и И. Костеревы» являлось одним из основных поставщиков стеклянной тары, и в 1901 году получило статус «Поставщика Двора Его Императорского Величества».
А как вообще пришло производство стекла на Русь? Ученные утверждают, что к нам технология производства стекла пришла из Византии с православием. В Киево-Печерской лавре археологи раскопали мастерские стеклоделов, относящиеся к XI веку, секреты которых были утрачены, и ремесло изготовления стеклянных изделий вернулось в Россию только в XVII веке.
А вот что рассказали старожилы поселка Мишеронский о технологии изготовления изделий из стекла на их заводе. До второй половины XIX века стекло варилось в двух больших круглых горшковых печах, которые размещались в гутах-сараях, построенных из хвойной древесины. Печи топились сухими дровами. В отдельных деревянных строениях, размещались кузницы, слесарные и ящичные мастерские, склады для сырья и готовой продукции, специальные сушильные печи для дров. Сухие дрова загружались в шурники - отопительные системы печей. Горшки изготавливались в гончарне из огнеупорной глины и имели, как правило, коническую форму, зауженную к основанию: 1 метр высотой и 1 метр в диаметре. Горшковая печь была круглой, с деревянным круговым верстаком для мастеров и баночников, а по её периметру были симметрично расположены летки - рабочие окна по числу горшков в печи. Перед каждой леткой лежали шустаны - чугунные плиты, служившие для предварительной обработки стекла, набранного на мастеровую трубку.
    Еще Дмитрий Иванович Менделеев в своих трудах конца XIX века, рассматривал изготовление стекла, как одну из отраслей химии. Стекло варилось из шихты, которая составлялась из белого кварцевого песка, мыльной шкварки, поташа, соломенного пепла, глины, древесного угля и мелкого каменного угля в определённых пропорциях друг к другу. Смешивание шихты производилось в деревянных корытах. Затем готовая однородная масса смешивалась со стеклобоем, засыпалась в горшки и начиналась варка стекла при температуре до 1400-1500 градусов.
    На северо-западной окраине посёлка Мишеронский, в период производства гутного стекла Мишеронский завод брал глину для изготовления стекловаренных горшков, а позже - для изготовления красного кирпича, сейчас там остались несколько небольших, но глубоких водоёмов, в народе прозванных «ямами». Сразу за ямами шли луга, и начиналось Орефьево болото. Мужики мне рассказывали, что где-то там за ним, на север, ближе к Убитому полю, пятьсот всадников Батыя в омуте утонули. А может то не омут был, а грозное озеро Лихое, известное своими мшарами – ступил человек не зная, и провалился, лиха нахлебался.
За Орефьевым болотом, в районе бывшего казённого леса, берёт своё начало речка Мишеронка. Раньше звали её Мишуронкой, от того и поселок называли вначале Мишуронь, затем Мишеронь, а с 1968 года Мишеронский.
Мишеронка впадала в пруд с одной стороны и вытекала с другой, неся дальше свои воды и сказы разные в реку Поля, а дальше в Клязьму, и так до самого Каспийского моря слухи долетали о мишеронских фараонах.
На том болоте мастера-стеклодувы, из низких ветвистых отбракованных сосен вырезали чурбаки, из которых сами изготавливали долока. Брали они обработанный чурбачок длиной 400-500 мм и с чистого от сучков торца вырубали небольшое углубление. В процессе изготовления стеклянной посуды в начале ХХ века в этом углублении обкатывалось раскалённое стекло с одновременным его выдуванием с помощью трубки. Затем выдутый шар растягивался и опускался в форму. Форма закрывалась, и мастер снова начинал дуть в трубку, чтобы горячее мягкое стекло приняло форму изделия. После этого форма открывалась, и готовый продукт, например, бутылка, держалась на трубке в руках мастера. Затем изделие отмачивалось от трубки, и её горлышко заделывалось. Приёмщик посуды, на углублённой в форме изделия сетке, уносил её в опечек. После суточной закалки в нем, при определённой температуре, стеклянные изделия поступали в переборную, где их сортировали и упаковывали в кули для отправки потребителю.
    Наиболее опытных мастеров ставили на выработку больших бутылей ёмкостью от полутора до трёх вёдер, а то и больше. Рассказывают, что до последних дней существования завода, там работал мастер, выдувавший просто гигантские шары. И по сей день в некоторых семьях хранятся и используются изготовленные на заводе трехведерные бутыли.
    Гутные мастера и их подмастерья, а по-другому баночники, обутые в деревянные колодочки, работали у печей почти нагие, из-за жары. Зимой, в самые трескучие морозы, в гуте, случалось отливать холодной водой перегревшихся работников, чтобы они в себя пришли. За двенадцать часов работы, стеклоделы делали две одышки («перекур») и одну залогу – так называемый перерыв, чтобы дать людям отдых от печей. Отдыхали в одышку по четверти часа, а в залогу - по часу. В первую одышку пили чай, чтобы совсем не сомлеть. Чаепитие вообще отличало приезжих мастеров – стеклоделов от местных жителей. Дома, в кругу семьи, пили фараоны чай из самовара, потягивая с удовольствием чудесный напиток из блюдец. Старые мишеронцы пьют так чай до сих пор. В «залогу» семейные люди, в отличие от холостяков, ходили домой обедать. Летом, в самую жару работники не обедали вовсе, только брали с собой ломоть хлеба, да что-нибудь по мелочи. Кто лакомился яичком варенным, с огурчиком, а кто репкой, а запивали это все домашним квасом.
    Когда стекломасса в горшках вырабатывалась, мастера-стеклодувы уходили домой, а стекловары в это время вновь наваривали стекло в горшках. На заводе был заведён порядок: как только стекло было наварено, обходчик с длинной палкой шёл по улицам посёлка и стучал по окнам, вызывая мастеров - стеклодувов на работу, причём это происходило в любое время суток.      
    Рядом с гутой находился большой глубокий пруд, выкопанный для досуга хозяев и служащих завода, где были устроены отдельно мужская и женская купальни. Здесь в тёплое время рабочие купались в перерывах и по окончании рабочего дня. Вода в пруду была очень чистой, водилась разная рыба, особенно много было линей, даже красный карась был. Говорят, что одну из самых известных фигурных бутылок красного стекла, владелец Мишеронского стекольного завода сделал в честь нашей мещерской рыбы. Уж очень был вкусен красный карась, сладок, и употреблялся легко, как семечки. Сейчас уже почти не сыскать его в Мещере, везде только серебряный карась ловится. Последний, попадая в водоем, поедает икру своего красного сородича и захватывает территорию. А о такую сорную рыбу, только десны о кости колоть!
    Мишуронский стеклянный завод Костеревых к началу ХХ века стал одним из ведущих предприятий России по объёму и качеству выпускаемой продукции и был удостоен звания «Поставщик Двора Его Императорского Двора». Звание это было высоким и купить его за взятки было нельзя, от слова «никак»! В список Поставщиков входили крупные предприятия России. Если в какой-то отрасли появлялись два-три крупных монополиста, звание старались давать всем - чтобы не мешать честной конкуренции. Так было с стекольными заводами Костерёвых, Бахметьева и Мальцова.
       А еще стеклоделов звали «калганниками», но это прозвище особо не прижилось. «Калганниками» или «кулугурами» называли старообрядцев, чаще беспоповцев. Именно в наших краях, к востоку от Москвы, с конца XVII века, стали возникать старообрядческие общины. Прозвище «калганники» встречались и в бывшей Гуслицкой волости. Из старообрядцев Мещёры происходили знаменитые владельцы Никольской мануфактуры - Морозовы, в Мещере действовал фарфоровый завод купца - старообрядца Кузнецова, известно «дело о тайном расколе» хрустального фабриканта Акима Мальцова. Однако в Мишеронском не было старообрядческой общины. Были несколько семей, считавших себя «поморскими старообрядцами».
  В 1913 году во Владимирской губернии действовало 33 стекольных завода, из них лишь один в Покровском уезде -  Мишеронский завод. По уровню стекольного производства Владимирская губерния сохранила свою ведущую роль в России. Среди Владимирских стекольных заводов, прочные позиции занимал Мишеронский завод, созданный купцами Костеревыми. Это позволило в Советский период Мишеронскому стекольному заводу «Пионер» достичь величия и стать гигантом социалистической экономики СССР.
    В трудные годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.), унёсшей жизни десятков миллионов советских людей, стеклоделы поставляли стекло для изготовления бронированных стеклопакетов для «летающих танков» - самолетов – штурмовиков Ил-2. Это был самый массовый самолёт - штурмовик в истории! Только в годы войны было выпущено тридцать шесть тысяч боевых машин. Больше, в те годы, изготовили лишь легендарных танков Т-34!
    Сейчас стекольного завода в Мишеронском нет. Это большая беда для жителей посёлка. Остались только воспоминания о «мишеронских фараонах» и баннер с изображением фрагментов мозаики, сделанной к 150-летнему юбилею Мишеронского стекольного завода художником, потомком старообрядческого рода «фараонов» - стеклоделов Барсковых – Валентином Дмитриевичем Барсковым. Он мог бы многое рассказать, но, к сожалению, его с нами тоже нет.
На одной из мозаичных работ, Валентин Дмитриевич изобразил юношу, поймавшего в стеклянный кувшин жар-птицу – прообраз наивысшего мастерства мастера – стеклодува.
По приезду в поселок Мишеронский, обязательно придите к дубу-великану, который почти двести лет стоит в старейшем парке Шатурской Мещеры. У его подножья лежит камень-валун, в память о неутомимых краеведах и исследователях Мещеры братьях Барсковых. Уроженцы Мишерони Валентин Дмитриевич и Дмитрий Павлович всю свою удивительную жизнь хранили тепло родного дома и добрую память о предках. Я тоже прихожу к дубу поговорить с ними - старшими товарищами, которые открыли для меня мещерские сказы. После этих бесед, посещают мысли, которые рождают новые забытые истории.
    Например, вот эту, рассказанную мне однажды Валентином Дмитриевичем. Будучи «мальцом», он вышел ночью «по нужде» на крыльцо, а тут, откуда не возьмись, мужичок «махонький», косматый пред ним стоит на земле. Он, по простоте своей, хотел взять его в руки, а тот вдруг раз - и исчез. Испугался маленький потомок «фараонов», и бежать. Прыгнул он под одеяло и дрожал до утра. А утром мама, придя с работы, сказала Валентину, что это «домовой» был. Мальчик тот, в последствие, стал художником и за свою сознательную жизнь нарисовал тысячи картин и рисунков посвященных чудесной вере славян, и даже выпустил иллюстрированный словарь славянской мифологии. Есть там и жар-птицы, и тот домовой, который жил в доме потомка «фараонов-стеклоделов» в поселке Мишеронский.

Юрий Белоусов
29.11.2022 г.