Верлибр

Большаков Алексей
Верлибр
изыскания дилетанта

Марина Новикова
 
         Почему такое название? Я никогда не увлекалась верлибрами. Нет, читать - читала, но при этом не могла отделаться от мысли, что автору было просто лень или не под силу зарифмовать строчки.    Не одна я так думала. Как утверждает Владимир Монахов в статье "Мысль живёт не вширь, а вглубь себя", Александр Кушнер резко высказывался по поводу верлибров: "Верлибр хорош только изредка!". Олег Хлебников настаивал, что русский язык еще не исчерпал своих возможностей до того, чтобы верлибр стал вдруг столь же обязательным. Евгений Евтушенко заявлял, что по-настоящему свободным стихом могут пользоваться только поэты, которые полностью освоили грамматику поэтического мастерства в области регулярного стиха.    http://nashaulitsa.narod.ru/Monahov-Misl.htm       Впервые столкнулась с необходимостью написать верлибр, занимаясь "сочинительством" в классе поэта и сценариста Майкла Линча (Michigan State University). Надо сказать, что в англоязычной поэзии верлибр более распространён, чем у нас.    Итак, мой первый верлибр. Дело было летом на юге Франции, и мой верлибр был про гигантскую жабу размером с котёнка, реально увиденную мной на асфальтовой мостовой прованского городка. Этот мой опус на английском языке не сохранился, о чём я нисколько не жалею.    И вот новая встреча с верлибром, на этот раз, на Литсовете, в рамках конкурса "Соло для двоих". Боже, как я ругалась! Но тут же полезла во всемирную паутину разбираться, что же это такое - верлибр? С результатами этих поисков я и поделюсь с заинтересованными читателями.          Первое, что бросилось в глаза: почти все русскоязычные статьи приводят одно и то же определение верлибра, слово в слово, не ссылаясь при этом на первоисточник. Вот это определение:       Верлибр - (франц. vers libre - свободный стих) - форма метрической композиции, характерная для ХХ века. В целом верлибр определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине. Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр.       Автором определения является Вадим Руднев, лингвист и философ, автор книги Словарь культуры ХХ века.    http://www.kulichki.com/moshkow/CULTURE/RUDNEW/slowar.txt          Ещё одно определение:       Верлибр - стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в стихотворных строках, нет повторяющихся единообразных строф; может не быть и рифмы. В его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию, в которой произносят каждую из стихотворных строк - фраз свободного стиха. Эта повторяющаяся интонация, выраженная в синтаксическом построении фразы, и определяет своеобразный ритм стихотворения.       Источник - Тимофеева, Л.И., Венгров, Н.П. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: 1963. - с.137.    http://slovar.lib.ru/dictionary/verlibr.htm          Как видите, в этом определении не столь категорично провозглашаются негативные характеристики верлибра. "Может не быть рифмы" - значит, что верлибры могут быть и рифмованными. Говорится здесь и о повторяющейся интонации, и о своеобразном ритме стихотворения.       Поскольку слово верлибр (vers libre) - изобретение французов, я полезла искать французское определение верлибра. И вот что нашла (сокращённый перевод мой):       Верлибр - стих, который не представляет никакой регулярной периодической структуры: ни ритма, ни рифмы, ни строф. Между тем, он сохраняет некоторые характеристики стиха: как минимум, это разделение фраз на строки, благодаря чему свободный стих остается распознаваемым как стих.    Другие характеристики, напоминающие регулярную поэзию: присутствие прописных букв в начале строки и звуковых повторов (некоторые "верлибристы" поддерживают, и даже в существенной мере, принцип рифмы или созвучия в конце строк), переменный, но обнаруживаемый размер, и т.д.            Опять же, противоречивое определение. Сначала - "ни ритма, ни рифмы", а потом допускается "принцип рифмы или созвучия в конце строк".          В определении верлибра нет полного единодушия. В английской литературе понятие верлибра более широкое. Так, из англоязычной Wikipedia узнаём, что существует три вида верлибров:   - свободный ямбический стих или вольный ямб   - ритмический стих или белый стих   - свободный стих, где непостоянство ритма является главным условием               В русской традиции вольный ямб и белый стих верлибрами, вроде бы, не считаются, хотя тоже существует некоторая путаница в этих понятиях. Попробуем разобраться.       1. ВОЛЬНЫЙ ЯМБ - ямб, у которого длинные строчки незакономерно чередуются с короткими.       Это, например, размер русских басен:       "На ель ворона взобралась,    Позавтракать совсем уж, было, собралась" (Крылов)       2. БЕЛЫЙ СТИХ - нерифмованный стих с чётким ритмом. Белый стих обладает определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник.       Пример:       Сяду я за стол да подумаю:    Как на свете жить одинокому?    Нет у молодца молодой жены,    Нет у молодца друга верного. (Кольцов)       3. СВОБОДНЫЙ СТИХ - стих с непостоянным ритмом. Может быть как рифмованным, так и нерифмованным.       Примеры рифмованного верлибра:       Улица быстрым потоком шагов,    Плеч, и рук, и голов    Катится, в яростном шуме,    К мигу безумий,    Но вместе —    К свершеньям, к надеждам и к мести!... (В. Брюсов)       Чуть ночь превратится в рассвет,    вижу каждый день я:    кто в глав,    кто в ком,    кто в полит,    кто в просвет,    расходится народ в учрежденья.    Обдают дождем дела бумажные,    Чуть войдешь в здание:    Отобрав с полсотни —    самые важные! —    служащие расходятся на заседания... (В. Маяковский)

  Примеры нерифмованного верлибра       Она пришла с мороза,    Раскрасневшаяся,    Наполнила комнату    Ароматом воздуха и духов,    Звонким голосом    И совсем неуважительной к занятиям    Болтовнёй. (А. Блок)       Там    в незримой протяжённости    твоего зрачка    в шар сжимается    горизонт... (Пётр Соловьёв)       А есть ещё разновидность верлибра - УДАРНИКИ. Это акцентные стихи без чёткого ритма, но с фиксированным числом ударных слогов в строке. Ударники могут быть как рифмованными, так и нерифмованными:       Примеры нерифмованных ударников       Вечерний сумрак над теплым морем,    Огни маяков на потемневшем небе,    Запах вербены при конце пира,    Свежее утро после долгих бдений,    Прогулка в аллеях весеннего сада,    Крики и смех купающихся женщин... (М. Кузмин)       Рифмованный ударник       ..И когда    осталось    на баррикады выйти,    день    наметив    в ряду недель,    Ленин    сам    явился в Питер:    — Товарищи,    довольно тянуть канитель! —    Гнет капитала,    голод-уродина,    войн бандитизм,    интервенция ворья,    будет! —    покажутся    не более родинок    на теле бабушки,    древней истории. (В. Маяковский)       Приведённые выше примеры верлибров из пункта 3 взяты из поэтического словаря Квятковского.    http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0751.htm          А теперь для сравнения несколько примеров из материалов конкурса "Соло для двоих", полуфинал, посвящённый верлибрам. Привожу лишь фрагменты стихов.       Пример 1       Ни на кого Вы не похожи.    Не похожи...    И что же сделать с этим? Как мне жить?    Я — тоже не похож. Сам по себе...    Прохожий. (С. Стукало)       ---!---!-    --!-    -!-!-!-!-!    -!---!---!    -!-    Частично рифмованный верлибр. Ритм меняется, длина строки тоже.       Пример 2       Когда порой осенней яркий луч    На день, на час разрежет серый саван    И мастихином золото набросит    На голубом подрамнике небес (С. Колонов)       -!-!-!-!-!    -!-!-!-!-!-    Это белый стих. Чётко прослеживается ритм ямба.       Пример 3       В твоих руках,    Пожелтевших от времени,    Временем сморщенных,    Маленький букетик    опавших листьев. (Декабрина)       -!-!    --!--!--    !--!--    !---!-    -!-!-    Верлибр, нерифмованный, двухударник (два ударных слога на строку), ритм переменный.       Пример 4       Захлебнувшись заморским теплом,    Онемев от восторга    Перелетные птицы следят    за мерцаньем колибри,    За полетами бабочек, крылья которых с ладонь,    И считают что сад-это рай. (М. Генчимахер)       --!--!--!    --!--!-    --!--!--!    --!--!-    --!--!--!--!--!    --!--!--!    Чётко прослеживается ритм анапеста. Длина строк разная. Белый разностопный анапест.       Вывод       Верлибр - свободный стих. Это особый творческий метод, основанный на возможности передать рисунок авторской мысли в наиболее естественной органичной форме, не ограниченной жёсткими рамками. И он свободен не только от ритма и рифмы, но, как ни парадоксально это звучит, и от необходимости полностью избавляться от оных. То есть верлибром, помимо разбитой на строчки прозы, могут считаться и рифмованные строки, и нерифмованный стих с выраженным, но непостоянным ритмом. Автор верлибра волен выбирать, хочет ли он начинать каждую строку с заглавной или с прописной буквы, ставить знаки препинания или не ставить, разбивать стих на абзацы или нет.    В таком случае - ура верлибру!