Не умеешь - не берись

Большаков Алексей
Например, возьмем такую распространенную штуку, как сонет. Классический сонет — воистину форма ну очень твердая)))) Вот перечень основных требований только к форме: 1) 14 строк, объединенных в два катрена и два терцета; 2) строгая силлаботоника — пяти— или шестистопный ямб; 3) абсолютно точные рифмы; 4) две рифмы в катренах и еще две (редко три) — в терцетах; 5) смежная или охватная рифмовка; 6) жесткий запрет на повторы значащих слов; 7) строгое соблюдение правила альтернанса; 7) полный запрет строфных перебросов; 8) строго определенная рифмовка терцетов, зависящая от вида рифмовки катренов.


Ночь за окном. Бумаги белый лист,
наполненный звенящей тишиною...
От робости немею пред тобою,
как первый снег, ты холоден и чист.


Возможно, я для рая неказист,
богатство — лишь фантазия, не скрою,
но помогает стать самим собою
 загадочный, как созиданье, лист...


Нырнув в стихосложенье с головою,
открою карты, сданные судьбою...
Ах, много, много в них, знакомых лиц!


Им невозможно чувствовать со мною,
забыли, как искрится снег зимою...
Позволит оживить их белый лист. (с)


Приведенный сонет от классической формы далек, и, строго говоря, содержит ряд ошибок (нарушены требования 3, 4, 6, 7). А нестрого говоря — ну что же, сейчас модно придумывать разнообразные формы неправильных сонетов и вообще экспериментировать в области размягчения твердых форм)) И опять же, критерий — мотив автора: если он пишет, отступая от правил сознательно с определенной целью, а не потому что не знает, как нужно, или знает, но не получается, — то это не экспериментальные вольности, а самые обычные ляпы.
А некоторые виды строф со сложной рифмовкой, например, онегинская строфа, вообще не выдерживают никаких вольностей — перестановка, выпадение или внедрение лишних строк будет явной ошибкой. Так что с твердыми формами совет один: не умеешь — не берись)))


И наконец, изредка встречается грубая ошибка совсем начинающих — вставка или выпадение строк из строф, как говорится, «от балды». В стихотворении, состоящем из катренов, могут совершенно необъяснимым образом возникать трех-, пяти-, шестистишия… В общем, как «свыше надиктовалось», так и записалось прилежным автором, а сам он особо не заморачивался по поводу соблюдения какого-то порядка))


Лена, милая, родная
 Стихи тебе я посветил
 Холсты, тобой я заполняя
 И мысли те, в которых я любил


Тебя одну я проклинаю
 Тебя одну я полюбил


И в красках и словах поэта
 Ты нежная как лепесток роз
 Уколом стебля раненое сердце
 Ты так прекрасна, но,
Любимая и ненавидишь всех… (с) и т.д. аналогично…


Еще забавно бывает наблюдать случаи, когда у автора имеется более одного варианта какой-то строки, и он, не желая выбирать, без смущения проявляет находчивость — вставляет оба варианта (один берет в скобки)) — мол, выбирай, читатель, что больше по душе)))) А то, что текст стихотворения должен восприниматься как единое целое, без подобных отвлекающих маневров, — это автора нисколько не волнует…



6. СТРОФНЫЙ ПЕРЕБРОС
 Вообще, ПЕРЕБРОС (ПЕРЕНОС, АНЖАМБЕМАН (франц. enjambement — перенос)) — явление, при котором начало и окончание более-менее законченных по смыслу отрезков предложений не совпадает с началом и концом строк (выражаясь наукообразно, имеет место расхождение законченности метрической и незаконченности синтаксической единицы (с)). О строчном перебросе, который более распространен, речь пойдет в следующей статье, посвященной погрешностям ритма.


При строфном перебросе, проще говоря, предложение, начавшееся в одной строфе, заканчивается в другой, что может при неумелом употреблении ломать восприятие.


И люби себя в самом –
В краткой жизни всё мгновенно.
Не бери других умом,
А борись ты вдохновенно


За любовь. Она зовёт
 К связи крепкой, ночи тёмной
 И весь пыл души прольёт
 В полубреде мысли сонной. (с)


Вы знаете, как перебросы влияют на интонацию, на эмоциональную окраску стихов? Или просто фраза в катрен не влезла?)) Ответив на этот вопрос, я думаю, вы сами догадаетесь, считать ли ваши перебросы техническим браком или художественным приемом))
Строфные перебросы иногда маскируют искусственным слиянием строф. Насколько этот ход удачен — зависит от конкретного текста.



7. ОТДАЛЕННАЯ РИФМОВКА
 Вы не задумывались, почему в стихах для детей часто используется парная рифмовка и редко — охватная? Да потому что если раздвинуть зарифмованные строки слишком далеко, то ребенок просто забудет, что с чем должно рифмоваться, не заметит рифму) Конечно, у взрослого читателя способность поддерживать внимание обычно получше)), но и у него есть предел. Существует даже т.н. "правило охватывающих рифмических цепей": между двумя рифмующимися строками могут находиться строки не более чем на одну рифму.
Поэтому чем длиннее строка и чем дальше отстоят друг от друга рифмованные стихи, тем слабее межстиховые связи и тем хуже воспринимается ритм на уровне рифмы — вплоть до того, что стихотворение будет казаться белым.


Мне недавно в одной поэтической игре довелось составить чудовищную конструкцию, которую я считаю выразительным примером данного недочета в рифмовке (привожу только одну строфу):


К примеру, идет совещание. Начальнице — снежной бабе —
Хоть расшибись, а демонстрируй приязни-привязанности —
И вот сидит, бедняга, с деревянной улыбкой на морде синей,
А губа его в это время нежится где-нибудь в Абу-Даби —
Торчит из коктейля, изучая изгибы и недосказанности,
Чуть прикрытые (или, скорее, открытые) шнурками бикини…


Чем более отдалены друг от друга рифмующиеся слова, тем точнее, звучнее должна быть рифма, иначе она просто затеряется без следа в массиве текста.



8. НЕСВОЕВРЕМЕННОСТЬ РИФМ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ТОЧНОСТИ
 Для начала — небольшое теоретическое отступление. Восприятие текста происходит в соответствии с законом края: лучше всего запоминается информация, которая находится в начале и в конце речевой единицы (строки, строфы, стихотворения в целом). Так что концевая рифма уже сама по себе — один из наиболее важных, привлекающих особое внимание элементов стихов, поэтому рекомендуется рифмовать не любые удобные слова из текста, а самые значимые. Кроме этого, нюансы интонации и выразительности зависят от звучности и своевременности той или иной рифмы.


Например, часто в стихах, построенных на достаточно точных рифмах, плохо смотрятся внезапно проскакивающие рифмы с ярко выраженной неточностью, особенно ассонансы или диссонансы. Они, как белые вороны, сразу бросаются в глаза. С одной стороны, это хорошо — это сильный акцент на данном слове. Но нужен ли этот акцент? Чаще всего он воспринимается как шероховатость техники, отвлекает внимание… Поэтому, если в роли неточной рифмы выступают недостаточно значимые или вообще вынужденные, неумело подобранные слова, то в таких случаях лучше избегать соседства рифм разной степени точности.
Иногда прибегают к такому приему маскировки недостаточно точных рифм, как слияние строк — таким образом, неточные рифмы оказываются внутренними, а к ним требования не так строги.


При перекрестной рифмовке сочетание неточной рифмы в четных строках с точной рифмой в нечетных строках (обозначу как ТНТН) обычно смотрится хуже, чем обратное сочетание — НТНТ, т.к. во втором случае точная рифма завершает еще и строфу. Если далее не подразумевается продолжения предложения или цельного смыслового отрезка стихотворения, то заканчивать строфу лучше рифмой поточнее. Точно так же и при охватной рифмовке: более предпочтителен вариант ТННТ, нежели НТТН.


Особое значение имеет точность рифм в тонических стихах. Поскольку в них ритм выражен не так четко, как в силлабо-тонических, то главная роль в поддержании ритмичности принадлежит именно рифме. Тоника без звучных, сильных рифм, как отмечал В. Маяковский, просто «рассыплется», поэтому подбирать их нужно с большей тщательностью, чем в силлабо-тонике.


Также требователен к точности рифмы финал стихотворения. Бывает, слабая рифма полностью убивает выразительность окончания, создает впечатление незаконченности и оставляет неблагоприятное впечатление от текста в целом, как в приведенном ниже примере (в котором, кроме этого, присутствуют и другие дефекты, уже рассмотренные ранее, — грамматические рифмы, недостаточные в сочетании с точными в наиболее невыгодных позициях, арифмия… на фоне дополнительной пачки ошибок в прочих областях — сами понимаете, что можно сказать о качестве творения):


Мне не спится, не спится, не спится,
Я не вижу, бодрствуя сны.
А мне хочется в них растворится.
И бежать от реальной судьбы.


Я хочу в этот мир сновидений.
Попытавшись зажмурить глаза.
Но опять вижу в комнате тени,
Они смотрят тайком на меня.


Может мне лучше взять и влюбиться,
В эту ночь, что пленила без сна?
Но ее уже любит другая,
Одинокая в небе луна.


Обернусь я, пожалуй, волчицей,
Чтоб бесстрашно по тропам блуждать,
Окрыленная светом зарницы,
Вечно что-то в томленьях ища... (с)


На этой оптимистической ноте, пожалуй, закончу… и пойду в томленьях искать материал для следующей главы, посвященной ритмическим ошибкам)


Использованные материалы для углубленного изучения:


Рифмовка. Способы рифмовки rifma.com.ru/...
Стиховедение: Понятие о строфике www.philol.msu.ru/...
Учебник стихосложения. Ч. 2 kritik.ucoz.ru/...
Школа Поэзии. Лекция 14. Чередование рифм stihi.ru/...
Т. Скоренко. Рифмовка www.timopheus.na.by/...
Ю. Лотман. Анализ поэтического текста. Строфа как единство www.gumer.info/...
Георгий Шенгели. Техника стиха. Глава 5. Строфика philologos.narod.ru/...
Стиховедение: Сонет www.philol.msu.ru/...
Твердые формы стиха bukvitsa.com/...
Антиквар. Клаузулы. Рифмы мужские, женские, дактилические www.stihi.ru/...
Тимофей Бондаренко. Основы стихосложения — строка www.stihi.ru/...
Тимофей Бондаренко. Основы стихосложения — строфа www.stihi.ru/...
Владимир Маяковский. Как делать стихи? rifma.com.ru/...



 III. Проблемы ритма



 На самом деле, название неполно — этот обзор посвящен ошибкам ритма, метра и размера.
Как всегда, для начала определяемся с понятиями, чтобы не было разночтений (а они, кстати, наблюдаются довольно часто).
Ритм — это система чередования сильных и слабых мест стихов (в простейшем варианте — ударных и безударных слогов).
Метр — это 1) название конкретной ритмической системы, обладающей определенной схемой, 2) название отдельной стопы. Например, метры — это хорей, ямб, дактиль, пеон и т.д.
Размер — более узкое понятие по сравнению с метром: оно включает не только вид ритмической схемы (т.е. метр), но и количественную его величину — число стоп. Например, четырехстопный ямб, двухстопный анапест и т.п.