Да, путаница

Большаков Алексей
6. РИТМИЧЕСКАЯ ИНВЕРСИЯ (ПЕРЕАКЦЕНТУАЦИЯ)
Это явление, когда ударение в слове не совпадает с сильной долей ритмической схемы, и в результате возникает сильный ритмический перебой. Правда, есть стихи, в которых это явление — норма, но мы договорились рассматривать только случаи ошибок. Тем более, такие перебои ритма в силлабо-тонических стихах «чайников» в подавляющем случае как раз ошибками и являются)


Сгораю под огнём свечи!
Останови молюсь, мгновение!
Я БАБОЧКА же, не кирпич!
Но нет! Говорю по секрету,
На верх парить — ведь это ЖИЗНЬ! (с)


В предпоследней строке — грубый перебой: либо требуется читать «говОрю», либо придется основательно сломать и метр, и размер (сделать из ямба амфибрахий).


Мы рождены чтобы любить,
Неважно как, и с какой болью.
Себя безумно износить,
Но жить, живя одной любовью! (с)


Аналогичная ситуация в первой и второй строках — «чтобЫ», «кАкой») Когда в серьезном, вроде бы, стихотворении встречаешься с «кАкой-болью», на всей душещипательности можно сразу ставить крест)))


Все эти случаи — разновидности «диковинного зверя кОгды» (с), который нередко встречается на просторах сайта:


–> Я, когда слышу гневный рык,
И сам срываюсь тутже в крик (с)


Выражаясь наукообразно, зверь кОгда в ямбе является т.н. хореямбом (хориямбом) — т.е. происходит замена одной из стоп ямба на хорей, и ритмическая схема ямба –/–/ преобразуется в такую: /— –/
Прием вполне дозволительный, если уметь им пользоваться. Во-первых, перед хореической стопой должен быть смыслораздел (т.е. хореямб желательно ставить либо в начало строки, либо после цезуры). Во-вторых, ударение в стопе хорея обязательно должно падать на односложное слово.


Сравните два варианта строки четырехстопного ямба:


Сколько минут до самолёта, (с) /— –/–(/)–/–
и
 Путь недалек до самолета /— –/–(/)–/–


Схема совершенно одинаковая, в начале строк расположен хореямб, но в первом варианте явно слышен ритмический сбой, а второй встраивается в ямбическое стихотворение без проблем.


Зверь кОгда в хорее носит название «антиспаст» (ямбохорей), или «перебойный ямб»:


Не пойму я эту пору,
–> Когда дождь идёт.
Не отдам свою надежду,
Пусть стекляшки бьёт. (с)


Если же перебой ритма при замене одной из стоп хорея на ямб не ощущается, такой ямб называется вправленным. Таковым он будет в том случае, если стопа ямба рассечена смыслоразделом, а ямбическое ударение падает на односложное слово.


Сравните:


По причине избиенья пришла тётя в отделенье. (с)
и
 По причине избиения шла тётя в отделение.


В первом варианте — перебойный ямб (хочется читать «прИшла»), во втором — вправленный (ударения на своих местах).



8. ДВУЛИКАЯ СТРОКА (БИМЕТРИЯ)
Так называются строки, которые могут соответствовать более чем одной метрической схеме. Например:


Всё ясно. Я вам безразлична,
И вы мне совсем не нужны.
Я замужем, вы, как обычно,
Под гнётом любимой жены. (с)


Как читать первую строку? «Всё Ясно. Я вам б(Е)зразлИчна» — отчетливое ямбическое начало. Четырехстопный ямб — один из самых привычных для русского слуха размеров. И только по остальным строкам можно потом понять, что автор писал все-таки амфибрахием, и схемное ударение должно приходиться не на «Я», а на «вАм».


Категорически не рекомендуется начинать стихотворение двуликой строкой — начало может быть полностью скомкано.



9. ВТЫЧКА
 Втычка — это вставка краткого (как правило, односложного), семантически избыточного слова, используемая на правах поэтической вольности, чтобы сохранить ритм стиха (с).


Мы исповедники судьбы — не иначе.
снова жёлтые цветы — , знать, к удаче!
 , одиночество — во сне ли было странном?
Любви итоги подводить рано... (с)


В квадратные скобки я взял лишние слова-втычки. Если прочесть без них, смысл не пострадает, но поменяется ритм. А в стихах лишних слов должно быть как можно меньше, в идеале — вообще ни одного.


Втычки в виде коротких (обычно односложных) союзов, частиц, притяжательных и указательных местоимений на местном жаргоне носят название «ужи» («ужики»). Вот как раз стихотворение с ними и о них)):


Уж я вам сейчас правду открою, не прячьте глаза!
От обиды такой навернется скупая слеза:
Уж скажу я вам, дальше терпеть уж такого нельзя!
Уж поверьте, такая порочная эта стезя!
Уж мне ужиков жалко, зачем ополчились на них?
Уж — нормальная змейка, не хуже, не лучше других.
Если ты литератор, если ты, браток, типа, поэт,
Уж загубишь в стихах много ужиков во цвете лет! (с)


Бывает, что ритмические дырки затыкают и более длинными словами, чаще всего эпитетами (т.н. украшающими эпитетами). Их иногда еще называют «джокерами», потому что они слишком легко рисуют запланированную картинку, слишком ожидаемы и часто банальны, но никакой серьезной смысловой нагрузки не несут, выполняя только роль украшения, как бы адаптируя текст для неискушенного читателя.


В медленном вальсе, несмело танцуют,
Под музыку зимних морозных богов.
Прекрасную сказку они нам рисуют,
Красивых узоров и снежных ковров. (с)


В первой строке вместо «медленный» и «несмело» можно поставить любые другие эпитеты. Во второй строке «зимних» — еще и лишнее слово (а что, бывает что-то летнее морозное?)).
В третьей — «прекрасную», в четвертой — «красивых», «снежных» — банальные пустышки. Фактически, все эпитеты в этом катрене (кроме, пожалуй, «морозных») — типичнейшие джокеры, чистой воды втычки-украшательства.



10. УДАРНАЯ КЛИТИКА
 Клитикой называются короткие служебные (или иные зависимые) слова, которые произносятся без ударения заодно с основным словом, образуя т.н. фонетическое слово. Если безударное слово стоит перед ударным, оно называется проклитикой, если после него — энклитикой.
Как правило, это предлоги, союзы, частицы, междометия, иногда короткие местоимения, глаголы, числительные, некоторые вводные слова и др.
Например, «на столе» произносится слитно с одним ударением: «настолЕ». Здесь «на» — проклитика. «Сказать бы» — тоже одно фонетическое слово «сказАтьбы», «бы» — энклитика.
Когда схемное ударение приходится на клитику, то второстепенное слово поневоле акцентируется, хочется произнести его с ударением, что в результате рождает некоторую неестественность звучания:


А эти звезды путь подскажут,
–> И солнце обо всем расскажет,
–> О том, что без меня здесь было,
–> И о друзьях, что я любила, (с)


Более отчетливые примеры можно отыскать среди трехсложников:


От вас прошу я лишь ответа
–> Как бы решить мне этот мой вопрос (с)


По сути, ударная клитика относится к следующему пункту моего обзора, но я специально вынес ее отдельным пунктом — во-первых, это достаточно обособленный и наглядный случай ошибок, а во-вторых, чтобы чрезмерно не перегружать следующий пункт, который и так не маленький.



11. НЕСВОЕВРЕМЕННЫЙ ПРОПУСК СХЕМНОГО УДАРЕНИЯ
 В двухсложных размерах (ямбе и хорее) пропуск ударения приводит к появлению стопы, состоящей из двух безударных слогов — пиррихия (— –). Сами по себе такие пропуски не являются ошибкой, даже наоборот, придают стихам желательное ритмическое разнообразие, т.к. ударные и безударные слоги различаются по длительности, и с помощью пиррихиев и спондеев можно регулировать динамику стихотворения. Но нужно иметь в виду, что пиррихии на разных по счету стопах неравнозначны.


Самая грубая ошибка этого типа — нарушение правила константности последнего ударения: последняя стопа в ритмической схеме никогда не замещается пиррихием. Ну, почти никогда)) (встречается изредка и такой прием акцентуации, например — «Воле моей супротИв / Эти глаза напрОтив…»).
В качестве ошибки такое явление тоже нечасто наблюдается, т.к. даже авторы с самым никудышным слухом избегают его интуитивно.


И свищет,воет за окошком,
Для снежной бабы вскоре ком,
С тобою слепим, лишь немножко,
–> Нам подождать то времечко. (с)


Фактически, здесь наблюдается уже рассмотренная выше грубая ритмическая инверсия на последней стопе.
Аналогичными соображениями объясняется нежелательность пиррихия непосредственно перед цезурой (фактически, это тоже последнее ударение, хотя и в полустишии, а не в строке):


В грядущем феврале их только двадцать восемь:
Пологих, и крутых ступенек до весны.
Что это за зима? ... Простуженная осень,
В не выпавшем снегу, но ты ее прости.
Ведь без любви твоей в дождях лишь нотки блюза
–> И, губ касается, бесполый ветерок. (с)


Самый низший уровень ритма наблюдается на уровне стоп и состоит в чередовании ударных и безударных слогов. Это известно практически всем. Но мало кто знает, что в строках наблюдается и ритм более высокого порядка: чередование стоп более или менее значимых, или т.н. «опорных» и «свободных».
Самой важной (главной опорной), как уже отмечено выше, является последняя стопа, и если вести отсчет от нее, чередуя «сильные» и «слабые» стопы, то получится такая картина: в четырехстопном двусложнике опорными являются вторая и четвертая стопы, в пятистопном — первая, третья и пятая. Именно в них утрата ударения наименее желательна, т.к. создает явное впечатление ритмической шероховатости:


Потом, увидим мы, сквозь тучи:
Заплаканы ее глаза,
Сквозь боль, с любовью дарит лучик
 И улыбается Луна. (с)


Во второй строке упорно хочется прочитать «заплаканЫ» — пиррихием замещена вторая стопа.


Вот аналогичный случай в пятистопном ямбе:


–> Когда ты чувствуешь её тепло,
И ощущаешь рук прикосновенье,
Прекрасно жизни каждое мгновенье
–> Когда ты чувствуешь её тепло (с)


Очень осторожно следует использовать более одного пиррихия в одной строке:


В жизни не познав беды и риска,
Зла людского, горя и обид,
–> И предательства от самых близких —
Разве можно нам счастливым быть! (с)


В третьей строке два пиррихия, и она явно сбоит — кажется, что там не хватает слогов. Как я уже говорил выше, это связано с ускоренным звучанием безударных слогов по сравнению с ударными.



Пропуски ударения в трехсложных размерах встречаются гораздо реже, чем в двухложниках. При этом желательно, чтобы пропущенное ударение приходилось на начало или конец многосложного слова — на те места, которые несут естественное полуударение (например, в слове «самолет» основное ударение падает на Е, а менее явное можно поставить еще и на А; точно так же — «пЕрестУк», «впЕчатлЕниЕ», «задУмчивЫй» и т.п.) — тогда пропуск ударения не так бросается в глаза.


Сравните:
Облезлая крыса ползла по подвалу,
Преодолевая потоп. (с)
и
 И он разглядел сквозь сознанья осколки,
С догадливостью неземной, (с)


В первом случае полуударение не попало на свое естественное место: вместо «прЕодолевАя» схема амфибрахия заставляет читать «преОдолевАя», и ритм сбоит. Во втором случае «догАдливостьЮ» читается более гладко.



12. НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ
 Лишние ударения в двухсложных размерах приводят к появлению спондеев (//). Как и пиррихии, они ошибкой не являются, если ими пользоваться умеючи.


Знать законы должен каждый,
Но всем в принципе плевать
 Лишь когда петух в зад клюнет,… (с)


В третьей строке сбой — нарушено правило односложности первого слова спондея, и поэтому создается эффект «скачки по кочкам» — ритм спотыкается.


В трехсложниках сверхсхемные ударения возникают часто, причем существует множество более или менее ритмически гладких комбинаций в зависимости от числа и положения сверхсхемных ударений в стопе и строке, смысловой значимости слов, на которые они падают, числа слогов в этих словах, положения смыслоразделов… в общем, подробное описание ошибок во всех этих вариантах могло бы занять статью, бОльшую, чем все эти три, вместе взятые, и не один месяц для подбора примеров, и не меньше — для последующего ее изучения) Так что в эти тонкости углубляться не будем, пожалуй…


Приведу лишь несколько правил, самых простых и чаще всего нарушаемых.


В анапесте рекомендуется избегать сверхсхемного ударения на второй стопе:


Где-то в мире земном, в дрУг на друга похожих минутах,
СредИ пасмурных будней в каком-то нежданном году
 Вдруг свершится еще раз такое обычное чудо –
ЛЕд и пламя сойдутся вплотную — себе на беду…


В этом примере сверхсхемные ударения выделены, но заметный сбой имеется только во второй строке: ударение подсознательно хочется перенести на первый слог (СрЕди), чтобы превратить стопу анапеста (— –/) в амфимакр (кретик) (/–/), что считается вполне допустимым, особенно в начале строк.


В целом нужно помнить, что сверхсхемные ударения не должны быть сильнее схемных по смысловой значимости соответствующих слов (в идеале надо бы их вообще на служебные слова ставить, чтоб ударения благополучно редуцировались), а также стараться, чтобы их не было слишком много, иначе стихи выглядят перегруженными, засоренными.


Планета с орбиты сорвалась,
А в Арктике тают снега.
Зимой лето образовалось,
А осень весной — как всегда. (с)


В этом примере третья строка выглядит сбойной, т.к. сверхсхемное ударение («лЕто») стоит на явно значимом слове, а также не отделено от предыдущего слова по смыслу (есть правило, что в стопе бакхия (–// или //–) слова, несущие схемное и сверхсхемное ударения, должны быть отделены друг от друга смыслоразделом (паузой)). Положение усугубляется еще и последующим недочетом в виде пропуска схемного ударения («(О)бразовАлось»). В итоге строка явственно выбивается из ритма. Попробуем соблюсти правила, например, так:


Планета с орбиты сорвалась,
А в Арктике тают снега.
Зима. Лета было так мало… — строка стала более гладкой.


Если стопа трехсложника несет сразу два сверхсхемных ударения, возникает тримакр (молосс) (///). Он звучит наиболее тяжеловесно и заторможено:


–> Как сквозь камень постройки знакомился с ней,
Как веревку к карнизу привязывал, (с)


Чтобы облегчить звучание, первое или последнее ударение тримакра должно быть отделено смыслоразделом от остальных.



В качестве резюме — последняя, наиболее общая рекомендация.
Какую бы ритмическую схему вы ни выбрали (пусть даже самую сложную), ее желательно придерживаться на протяжении всего стихотворения. Если вы допускаете серьезные отступления от этой схемы, они должны быть обоснованы художественно-логическими требованиями, а не только мало контролируемыми душевными порывами. И наоборот — в стремлении соблюсти ритм не забывайте о смысле и жалейте русский язык…)



Призрак Гуманизма



P.S. Ритмические ошибки, по моим наблюдениям, чаще всего относятся к тем ошибкам, которые авторы в упор не видят и видеть не хотят: мол, вы не так читаете! Я читаю — у меня все нормально звучит и ритм ровный!
Люди, поймите, стихира — не сцена… здесь читатель видит стихи на экране, и читает он их ТАК, КАК ЧИТАЕТ ОН. Он не может знать, что задумал автор, как он ставил ударения, где смягчал спондей, где по-быстрому проскакивал корявый переброс и т.п. И если сосед-сантехник дядя Вася, по слогам разобрав пару ваших катренов, не только не заметил ни одной ошибки, но и пришел в состояние мистического почтения к вашим талантам, то ЭТО ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ. Придет гадкий перфекционист ПГ и соберет в вашем стихотворении стадо кОгдов… а потом придет какой-нибудь нью-Холшевников и восхитится, как вы умело владеете приемом ритмического перебоя. Помните, что каждый видит то, что он МОЖЕТ ВИДЕТЬ… и если вы не видите суслика, то это еще не значит, что его нет. Но если вы упорно не желаете признавать этот факт, то пишите в стол и никому не показывайте — кроме себя любимого, умеющего читать именно так, как вы задумали.


И закончить хочу очень хорошим стихотворением, которое полностью отражает мои собственные эмоции от всех этих «кОгдов», «ужей» и прочих ритмических «оборОтней»…



Ударения


У нас с тобой не то, что было встарь.
Любовь ушла, настало время прений.
Ты говоришь: "УглУбить". "КиновАрь".
Как больно. Ты не знаешь ударений.


Меж нами истончилась счастья нить;
былого не вернуть, как ни пытайся...
Я "дОговор" ещё могу простить,
но в горле ком от слова "ходатАйство".


Не говори, что это лишь слова.
Ведь люди мы. И не пришли со свалок.
От слова "квАртал" я дышу едва,
и убивает начисто "катАлог".


Я мог бы, видно, стать и глух, и нем,
и притворяться долго и умело...
Я в целом терпеливый, но зачем,
скажи, зачем ты забеременЕла?!