Чукоккала

Большаков Алексей
Корней  Иванович  Чуковский
Заповеди  поэта,  пишущего  стихи  для  детей
( из Главы шестой  книги  «От двух до пяти» )

Первая  «заповедь»
Стихотворения  должны  быть  графичны,
в  каждой  строфе,  в  каждом  двустишии  должен  быть  материал  для  художника.
Автор  должен  мыслить  рисунками.  Если  нет  темы  для  художника, то эти  стихи  не  пригодны  для  детей.
Сюжет  стихов  должен  быть  так  разнообразен,  подвижен,  изменчив,  чтобы  каждые  пять-шесть  новых  строк  требовали  новой  картинки.

Вторая  «заповедь»
Наибыстрейшая  смена  видений.
Если  для  целой  страницы  стихов  хватает  одного  рисунка,  зачеркните  эту  страницу  как  явно  негодную.

Третья  «заповедь»
Стихи  для  детей  должны  быть  лиричны.  Нужно,  чтобы  в  стихах  были  песня  и  пляска  -  стихи  должны  быть  родственны  детским  стихам-экикикам.

Четвёртая  «заповедь»
Всякие  сказки-поэмы  и  вообще  крупные  фабульные  произведения  в  стихах  должны  иметь  вид  цепи  лирических  песен  -  каждая  со  своим  ритмом,  со  своей  эмоциональной  окраской.  Должны  быть  переходы  от  хорея  к  дактилю,  от  двухстопных  стихов  -  к  шестистопным.

Пятая  «заповедь»
Повышенная  музыкальность  поэтической  речи.
Экикики  всегда  музыкальны  из-за  необыкновенной  плавности,  текучести  звуков  в  них.  Дети  никогда  не  допустят  скопления  согласных.
Взрослый  автор  пишет:  Пупс  взбешён  -  ПСВЗБ -  и  взрослому  это  не  выговорить!
Или:  Вдруг  взгрустнулось  -  ВДРуГ ВЗГР  -  непосильно  для  детской  гортани.
Или:  Ах,  почаще  б  с  шоколадом  -  ЩЕБСШ -  нужно  ненавидеть  детей,  чтоб  так  писать  для  них.
Четырёхлетний  малыш  сочинил: Половина  утюга  -  на  семь  слогов  шесть  согласных!
Двухлетний  малыш  очень  любил  строки  Пушкина:
Черногорцы?  что  такое?
но  читал  их,  устраняя  лишние  согласные:
Тетеготи?  то  такое?

Шестая  «заповедь»
Рифмы  должны  быть  поставлены  как  можно  ближе  одна  от  другой,  стоять  смежно.

Седьмая  «заповедь»
Те  слова,  которые  служат  рифмами  в  детских  стихах,  должны  быть  главными  носителями  смысла  всей  фразы.
Простой  опыт:  закройте  левую  половину  стихотворения,  и  попытайтесь  уловить  его  смысл,  читая  только  правую  половину  -  не  получилось,  стихи  нужно  переделать.

Восьмая  «заповедь»
Каждая  строка  стихотворения  должна  жить  своей  собственной  жизнью  и  составлять  отдельный  организм.  Две  строки  -  два  предложения.  Шесть  строк  -  шесть  предложений.  Например:
Мама  умная  была
И  меня  не  посекла!
Ай,  люли,  люли,  люли!
Ты  меня  всегда  люби!
Я  теперь  тебя  люблю,
Не  кап-риз-ни-ча-ю!
Для  детей  постарше  каждое  предложение  может  замыкаться  не  в  одну,  а  в  две  строки,  но  за  эти  границы  уже  никогда  не  выходит.
Поэтому  длинные  стихи  для  детей  чаще  всего  состоят  из  двустиший.
В  сущности,  пушкинский  «Салтан»  и  ершовский  «Конёк-горбунок»  по  своей  структуре  являют  собой  цепь  экикик,  из  которых  редкое  выливается  за  пределы  двух  строк:
В  синем  небе  звёзды  блещут,
В  синем  море  волны  хлещут.
Никаких  внутренних  пауз  детские  стихи  не  допускают,  иначе  будет  нарушен  напев.

Девятая  «заповедь»
Не  загромождать  стихи  прилагательными.
Стихи  с  эпитетами  могут  восприниматься  только  старшими  детьми.
Маленького  ребёнка  в  литературе  по-настоящему  волнует  лишь  действие,  лишь  быстрое  чередование  событий.
Больше  глаголов  и  меньше  прилагательных!
Любовь  к  прилагательным  свойственна  ( да  и  то  в  малой  мере )  только  созерцательно  настроенным  детям,  а  ребёнок  с  активным  отношением  к  жизни  строит  свою  речь  на  глаголах.

Десятая  «заповедь»
Хорей  -  преобладающий  ритм  стихов  для  детей.

Одиннадцатая  «заповедь»
Стихи  для  детей  должны  быть  игровыми.
«Ладушки»,  «Каравай»  -  порождение  игры.
Дети  играют  не  только  предметами,  но  и  звуками.
Даниил  Хармс:                А  вы  знаете,  что  у,
А  вы  знаете,  что  па,
А  вы  знаете,  что  пы,
Что  у  папы  моего
Было  сорок  сыновей?
Самуил  Маршак:
Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!

Двенадцатая  «заповедь»
Поэзия  для  детей  должна  быть  и  поэзией  для  взрослых!

Тринадцатая  «заповедь»
Автор  должен  в  своих  стихах  не  приспособляться  к  ребёнку,  а  приспосабливать  ребёнка  к  себе,  к своим  «взрослым»  ощущениям  и  мыслям.
Самый  объём  каждого  стихотворения  определяется  тем,  что  оно  должно  быть  произнесено  перед  непоседливой  и  нетерпеливой  толпой,  психика  которой  вовсе  не  похожа  на  психику  каждого  отдельного  слушателя.