Нило-Столобенская пустынь

Терехов Максим Юрьевич
    «Озеро Селигер – жемчужина русской природы». Эта избитая фраза из путеводителей не отражает и одной десятой доли той красоты, которая открывается изумлённому взору паломника, посетившего этот удивительный уголок России. Обширные плёсы озера с большими и малыми островами навсегда запоминаются путнику, созерцающему эти нерукотворные пейзажи.
      Как знать может быть именно эта почти неземная красота позволила в этих местах возрасти одному из великих подвижников земли русской – преподобному Нилу Столобенскому.
       Родился он в Новгородской области у благочестивых родителей, на этом сведения о его семье заканчиваются. После их смерти начал подвизаться в Псковском Крыпецком монастыре из которого приняв иноческий чин ушёл в 1515 году в ржевские леса для отшельничества. Жизнь любого отшельника всегда полна различных опасностей и трудностей. Это дикие звери, резкие перемены погоды и конечно алчные разбойники. Помимо этих невзгод, подвижник испытывает на себе различные страхования и духовные искушения, имеющие особенную силу при длительном одиночестве. Но уже на этом этапе молитва преподобного была такова, что позволяла преодолеть эти трудности.
      Проблема была в другом. Слух о подвижнике стал распространяться по окрестным селениям и люди потянулись к иноку за советом и молитвой. Их благодарность и похвала смущали смиренный дух инока. Для большего уединения он решил переселиться на маленький остров. Сейчас он называется Столбным. Место было ему указано во время слёзной молитвы  голосом свыше.
      На острове он вырыл пещеру и поставил деревянную часовню, для молитвы, а спустя время срубил себе деревянную келью. 27 лет преподобный Нил подвизался на этом острове смиряя себя постом и молитвой. Спал он почти стоя, опираясь подмышками на крючья. Таким образам повторяя подвиг столпников, которые ради стяжания благодати проводили большую часть своей жизни в молитве, стоя на столбе, или на другом строго ограниченном и неудобном месте. Деревянные фигурки монаха находящегося в этом подвиге и сейчас можно приобрести во многих церковных лавках. Они являются особым благословением Нило-Столобенского монастыря.
      И здесь вскоре люди узнали о подвижнике. Разбойники, пытавшиеся ограбить преподобного ослепли от взгляда на икону в его келье и после покаяния были им исцелены, рыбаки не раз были спасены его молитвой во время шторма на озере и в благодарность приносили ему пойманную рыбу. Подвижник уже при жизни прославился многими чудесами.
      Люди беспокоили его, но видимо на острове посетителей было гораздо меньше, чем в лесу. Подвижнику было открыто время его кончины. Перед смертью он призвал к себе игумена Никольского монастыря Сергия и причастился святых Христовых тайн. При этом он поведал ему, что в будущем на острове будет обитель. Преподобный Нил тихо отошёл к Господу после 40 лет подвижнической жизни. На его могиле стали происходить исцеления больных, а намоленное место привлекало других подвижников, но долго они на нём не задерживались, уходили в другие места, так продолжалось до прихода сюда примерно в 1590 году инока Германа.
       Вместе с проживавшим здесь же странником Борисом Холмогорцем по благословению митрополита Новгородского Александра и при помощи многих боголюбивых окрестных жителей они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Вокруг храма стали собираться иноки. Постепенно были построены кельи и обнесены оградой. Так и возникла в этих местах мужская обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Иеромонах Герман стал ее первым настоятелем. Произошло это событие в 1594 году по благословению патриарха Иова.
      Сначала монастырь был не богатым, и первая его церковь возведённая на острове была деревянной. Это был храм в честь Богоявления Господня с приделом освящённым в честь святого Василия Блаженного. Чудеса совершавшиеся на месте погребения святого привели к расцвету обители и увеличению количества деревянных храмов, но в1665 году они были уничтожены пожаром.
     На восстановление монастыря царь пожертвовал крупную сумму денег и при закладке Богоявленского каменного собора были обретены нетленные мощи преподобного. Местное почитание святого возникло существенно раньше этого события в 1595 году была написана его первая икона, а к 1600 году были написаны канон и житие святого. В 1756 году состоялась канонизация святого.
      После пожара в обители стали появляться каменные строения и храмы. Особый расцвет строительства произошёл после 1820 года, когда монастырь посетил царь Александр первый. С этого момента обитель постепенно начала приобретать ту красоту и величие, которые мы можем наблюдать и сегодня, после её восстановления в наши дни.
      К сожалению моё посещение монастыря состоялось в советское время. Последствия нахождения здесь приюта для малолетних преступников, лагеря для военнопленных, госпиталя, затем опять приюта были налицо. Я попал сюда с экскурсией. Парадокс времени заключался в том, что в окрестностях советского города Осташкова полуразрушенная пустынь продолжала оставаться одним из самых интересных туристических объектов. Не далеко правда есть ещё исток реки Волги, я там тоже был в детстве.
     И волей не волей, а экскурсоводу приходилось рассказывать о чудесах преподобного и последующем величии его монастыря в праздники собиравшего десятки тысяч богомольцев. Это было едва ли не первое в моей жизни знакомство с организацией церковной жизни до революции.
     Память святого совершается 20 декабря по новому стилю. В монастыре действует Богоявленский собор (наиболее восстановлен), надвратный храм преподобного Нила Столобенского, надвратный храм св. апостолов Петра и Павла, Крестовоздвиженский храм.
     Основной святыней являются мощи преподобного Нила Столобенского. Доехать до монастыря можно по автомобильной дороге от города Осташков до автомобильной стоянки. От Осташковского автовокзала до монастыря ходит автобус. Переход на остров осуществляется по понтонному мосту круглый год.