Куда мы идем?

Марат Гайнуллин
Не взлететь над миром бренным
мне в небесные края...
То ли дух мой стал смиренным,
то ль в плену у бытия.

Не пронзают мысли-стрелы,
не волнует больше ширь,
не познать души пределы,
не избавиться от гирь.

16.12.2022г.

Поль Гоген. 1897-1898, холст, масло.
«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»
Музей изящных искусств, Бостон.

     По указанию самого Гогена картину следует читать, не как мы привыкли: слева направо, а наоборот, – справа налево. Очевидно, это объясняется тем, что художник увлекался чтение каббалистических книг. Три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии, которые в течение жизни задает себе абсолютно каждый человек, делая сюжет универсальным.
     Три женщины с ребенком, безмятежно спящим, представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, в левом нижнем углу картины, по замыслу художника, скорчившаяся старая женщина, понимающая приближающуюся смерть, примирившаяся и предавшаяся своим размышлениям, и, в тоже время, пристально смотрящая левым глазом на действия художника. У ее ног, как пояснял сам художник: «странная белая птица... представляет бесполезность слов».
      Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда он сбежал от Парижа. Для художника год начала написания картины был не лёгким. Он испытывал финансовые затруднения, а весной умирает его дочь Алина в возрасте 19 лет. У Гогена обострились проблемы со здоровьем. Потеряв надежду найти хоть какой-нибудь смысл жизни, он решает покончить с собой, но перед этим создать последнюю картину, которая бы стала главным шедевром его творчества.
      По завершении работы, в январе 1898 года, Гоген отправляется умирать в горы, прихватив с собой «лошадиную» дозу мышьяка, с мыслями: «Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Удивительно, но художник выжил – организм чудесным образом отторг большое количество яда.
      Он прожил еще пять лет, а картина воистину стала шедевром мировой живописи.
      Картина, с ярко-жёлтыми верхними углами полотна, чем-то напоминает фрески в храмах, написанные на золотом фоне, а фигуры людей на переднем плане кажутся не стоящими или сидящими, а парящими над землёй в потоках солнечного света.