Культура и творчество Очерк

Сергей Носов 8
КУЛЬТУРА И ТВОРЧЕСТВО
ОЧЕРК

     Известно и в ходу в наше время и до сих пор емкое и эффектное определение культуры академиком Д.С.  Лихачевым: «Культура - это память.»
       Имеется в виду конечно в этом определении историческая память, сохранение духовного опыта прошлого и его традиций, не в последнюю очередь сохранение памятников культуры, сбережение исторического культурного наследия - все это по академику Лихачеву подлинной культурой и является.
         Однако, в таком определении культуры абсолютизируется и возвеличивается некая неживая, не развивающаяся, внутренне мертвая при всей ее «солидности» архивная и музейная культура.
                Но вовсе не та живая культура, которая вдохновляет на творчество и новые свершения, которая пронизана активным и ищущим творческим одухотворенным началом.
              Подлинная культура как основа духовной организации человека и общества невозможна без творчества.
            И если угодно культура в «чистом виде» - это особая духовная утонченность и особая неуничтожимая одухотворенность органически связанная с живыми творческим началом человеческого духа.
              В свои юношеские годы, когда я только познавал азы культуры и творчества, я помнится был увлечен одно время  объемным, мудрым и содержательным трудом академика Державина «Вольтер».
               И сам Вольтер был для тогда в высшей степени интересен как яркий деятель французского Просвещения и замечательный свободомыслящий философ своего времени. И то как умно и исторически наблюдательно, тонко и грамотно написал свою большую книгу о Вольтере академик Державин - меня тоже увлекало.
              И я в те юношеские годы удивлялся - почему же об академике Державине ничего не говорят у нас в обществе? Почему же мало кто заметил и прочел это замечательный труд о Вольтере?  А вот о Пастернаке и Ахматовой говорят все… Их имена окружены прямо таки культом восторженного поклонения.
               Однажды я задал вслух этот вопрос своему отцу, известному и крупному историку-исследователю и человеку старой петербургской культуры. И отец срвзу  ответил мне  без затруднения - видишь ли, академик Державин писал о прошлом и исследовал прошлое. Он не предлагал обществу новых идей и нового мировосприятия. А Пастернак и Ахматова создавали новое  в нашей литературе и культуре… Это всего много более значимо, чем исследование прошлого.
               Действительно именно новое в культуре и творчестве более всего нужно людям. Хотя они нередко этому новому и новаторскому и противятся. И первоначально «с порога» отвергают его.
                Как сложно было французским импрессионистам завоевать в обществе своего времени право на свою необычную для той эпохи живопись!
Их и высмеивали, и не допускали их полотна на престижные выставки живописи.  И просто продать свои живописные полотна не за сущие гроши первым импрессионистам было необычайно сложно.
               Да, что говорить о борьбе импрессионистов за выживание во французской культуре своего времени… В России выдающуюся поэзию Александра Блока стали широко признавать только после 1906  - 1907-го годов.
                К этому времени относятся первые выступления Блока-поэта перед широкой публикой, когда его стихи встречались доброжелательно, но и с недоумением и настороженностью вместе с тем - ведь они так не походили на поэзию Фета или Полонского, любить и уважать которую все тогдашнее культурное русское общество давно привыкло.
                Сейчас нам кажется аксиомой, что Блок - это непрезойденная классика русской поэзии ХХ века.
                Но ведь так было не всегда.
                При жизни Блока его популярность ограничивалась избранной утонченной публикой. В широких кругах общества был гораздо более известен и почитаем Аполлон Коринфский например. А кто он и где он сейчас, этот автор с подчеркнуто «шумным» именем?
                Культуре нужно новое. И каждому человеку нужно новое и духовно подлинное. И в тоже время это новое обычно воспринимается всеми «в штыки» первоначально - в этом состоит «парадоксов парадоксов» истории литературы и культуры.   
                В культуре и творчестве есть такой закон - если ты просто подражатель, если ты только повторяешь нечто возвышенное и прекрасное и воспроизводишь его вслед за великими творцами прошлого (и таким каким они его некогда видели) то тогда твои собственные творения настоящей духовной силы не имеют.
                Это неизбежно происходит всегда, потому что только выстраданное именно тобой, а не кем-то другим, которому ты просто подражаешь, может иметь и имеет подлинную духовную силу. И только оно может отражать твое подлинное приближение к идеалу Красоты и к познанию мира через Поэзию и Прекрасное.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. 
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» , в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» выпуск 2  (Волгоград, 2022). «ФУТАРК» (Журнал мистики и литературы)  и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ – http