Конкурс - На реке ль, на озере. Мнения судей

Международный Фонд Всм
Мнения Членов Жюри

Татьяна Шадуя

  «От трудов праведных не наживёшь палат каменных» – это не про наш конкурс!
Наши люди с удовольствием погрузились в тему труда, а в чём-то и отдыха, ибо эти понятия частенько совпадают.
В подтверждение  сказанного – наибольшее количество стихов о рыбалке.
Вторая по популярности тема оказалась:  садово-огородные работы.
Великий труд сочинительства стихов и прозы занял почетное третье место.
В ваших сердцах и стихах, уважаемые авторы, нашли отклик профессии: учителя, мед.работника, механизатора, дирижёра, столяра, пасечника, экономиста,  сельхозработника, певца, почтальона, охотника, мебельщика.
Нашлось место и экзотическим профессиям: генетика, геолога-грунтоведа, водовоза, шамана. Шедеврально был воспет труд ассенизатора, и даже, Сизифов труд.
Много хороших, интересных стихов, что радует.
Некоторые из моих предпочтений (не все):

№ 6 «Дед косит траву»
Дед косит траву на небесных лугах,
рубаха на нём бела.
К вечеру будут стоять стога
на всех четырёх углах:

на севере - стог из полынь-травы,
на юге - трава-дурман.
Дед отдыхает, глаза прикрыв,
от воли небесной пьян.

Приляжет под западный свежий стог,
хлебнёт из кувшина квас.
Потом отправится на восток,
а силушки Бог подаст.

Дед на Земле не сидел без дел,
и здесь, словно в жизни той,
неугомонный поставит дед
закатный стог золотой.

Поднимешь глаза в полудённый свет -
и так на душе легко.
На землю шлёт весточку добрый дед
стогами из облаков.
Удивительное по образности, многоплановое, очень светлое и доброе стихотворение.
Оставляет яркий след в душе. «На землю шлёт весточку добрый дед
стогами из облаков».

№ 17 «Я помогаю деду»
Ягод полно на ветке, и по округе слышен
Чуть сладковато-терпкий запах от темных вишен.
Солнце печет макушку, время бежит к обеду.
Ловко снимая стружку, я помогаю деду.

Отдыха нет рубанку: бегает, что есть мочи.      
Трудимся спозаранку, чтобы успеть до ночи.
Делаем все прилежно, видно не зря вспотели:
Баня не хуже прежней будет к концу недели.

Вишня пригнула ветки. Я помогаю деду.
Рядом, в тени беседки, бабушка ждет к обеду.
Коротенькое стихотворение-зарисовка. Мастерски, несколькими точными фразами, автор погружает нас в мир ребёнка, в  детское, чистое, радостное восприятие  трудного дела. Чувствуется важность помощи, значимость соучастия во взрослом труде.

№ 32 «Водовоз»

Роса  дымилась в сполохах рассвета,
Томились нивы жаждою тепла.
Вдруг легкий вздох проснувшегося ветра
Принес сухое звяканье ведра.
Потом все ближе, с грохотом и стуком
Везет кобыла плещущийся воз.
Как много лет таким веселым звуком
День утверждал колхозный водовоз.
И резвые мальчишки с ликованьем
Вслед пестрой свитой совершали кросс.
А он сидел без звука, без вниманья,
Ни жеста, ни ответа на вопрос.
Как нимбом, окруженный громыханьем
В своей неповторимой тишине,
О чем молчал он, будто древний камень,
Весь род свой потерявший на войне?!
Он был танкистом,  говорили люди,
И пол – Европы   танком пропахал.
Среди смертей и страха  были будни,
Где закаленный   плавился металл.
В бою подбили, выжил только чудом.
Ноги  лишился, двинулся домой,
А от села остались только трубы.
И ни одной окрест души живой.
Вот так он в нашем прижился поселке.
В медалях - грудь и прогоревший шлем.
Щека  внизу рассечена осколком.
В землянке жил, не задавал проблем.
Возил все лето  воду  за поселок,
Лишь ободрялся, чуточку привстав,
Когда, проехав крохотный околок,
Въезжал привычно на бригадный стан,
Простой вагончик  меж высоких елок.
Девчонки-поварихи, подскочив,
С веселым визгом подставляли жбаны
И всякую посуду под разлив,
Треща про танцы и девичьи планы.
...Струилось марево над сонной нивой.
Блуждал окрепший ветер в сосняке.
И ехал дед с улыбкою счастливой
Из тракторной бригады  налегке.
Интересное! История жизни человека – солдата, труженика, написанная хорошим поэтическим языком. В сочную картину деревенского утра вплетается рассказ о
водовозе, инвалиде Отечественной войны, не потерявшем любовь  к жизни, чувство юмора, веру в добро. Рассказ о настоящем мужике.

№ 41 «Дворник гремит лопатой»

Дворник гремит лопатой, сгребая сырую зиму.
С крыши сосульки падают - эй, сторонись, прохожий.
Пахнет весной и мартом - запах невыразимый,
неуловимо-трепетный, на прежние не похожий.

Дворник гремит лопатой, занят серьёзным делом,
до лампочки эти запахи, дворник дотла прокурен.
Пробуют март на ощупь школьницы неумелые,
синим глаза подводят, бросают на плечи кудри.

Дворник гремит лопатой, грязный сугроб ворочает.
Лавочки, как подснежники, проклюнулись из-под снега -
слетятся старухи стайками, до новостей охочие,
и вирус паскудный импортный нисколько им не помеха.

Жизнь прорастает заново, забыв про морозы прошлые.
Ветер на небе синем солнцу лохматит патлы.
... Сгребая неумолимо февральской остуды крошево,
дворник, как заведённый, гремит и гремит лопатой.
Несмотря на живо написанный колоритный портрет дворника и его серьезного дела, на забавные приметы городской весны и прочую бытовую ерунду, стихотворение  показалось мне очень философским.
«февральской остуды крошево», «лавочки как подснежники, проклюнулись из-под снега»,
«дворник, до тла прокуренный» - пройти мимо таких эпитетов равнодушно – невозможно!

№ 44 «Щепка»

Кто, откуда? - не принято спрашивать здесь,
Коль пришёл, так живи. Вот живу. Соблюдаю нехитрые правила.
Я - угрюмый мужик, в топкой запани лес
Принимаю, с верховьев Тасеевы сплавленный.

Мимикрировал быстро. Не сложно совсем:
В меру пью, редко бреюсь, слова, как табак, и крепк'и, и забористы.
Даже женщина есть - с ней делю я постель
И тоску одиночества злого и острого.

Ничего бы не смог я с начала начать.
Да и выжил с трудом, "выполняя" уроки за гранью возможного
Кто? откуда? - неважно, а здесь и сейчас:
Человек без лица, без надежды, без прошлого...
Сжатая, сдержанная, обрывочная речь угрюмого сибирского мужика, из которого лишнего слова не вытянешь. Есть такие. Про себя окрестила его «химиком», т.е. отбывающим наказание и работающим «на химии». Образ настолько реальный, что остаётся ощущение, как будто только что поговорил с ним. Судьба несколькими штрихами. И это дорогого стоит.

---------
Всех авторов поздравляю с Наступающим  2023 годом! Пусть ваши труды будут во благо вам и вашим близким.
Вадим Романов

Этот конкурс - первый, где я поставил так много «десяток»,  обычно их количество не превышало одной или двух на всех конкурсантов. Больше всего впечатлили следующие творения:

16. «Рыба-луна».
Лунная ночь невесомей пушинок,
Чистое озеро видно до дна,
А посреди розоватых кувшинок
Плавает, плещется рыба-луна.

Рядом рыбёшки устроили танец,
Словно смеются они надо мной.
Я карасей обожаю в сметане,
Но не сравниться им с рыбой-луной.

Стайкой стрекоз пролетают минуты,
В ночи такие совсем не до сна.
На моего червячка почему-то
Смотрит презрительно рыба-луна.

Звёзды-икринки блестят подо мною,
Ими озёрная чаша полна.
Видимо, в озере ранней весною
Отнерестилась и рыба-луна.

Образовалась червей недостача.
Значит, я утром друзей обману,
Будто бы мне улыбнулась удача,
Только я выпустил рыбу-луну.
/Очень цельное стихотворение, и всего в меру! Сошлись и точный подбор слов, и художественная убедительность, и  лиричность, и лёгкость строк. Получилась  живая и притягательная картинка, созданная умелыми мазками./

 22. «Дирижёр».

За пультом встать… Подумаешь, работа…
Не у станка, не в поле… Не в забой…
Но до седьмого адового пота
В уставших мышцах бьётся, бьётся боль.

И партитуры клинопись немая
Глядит зрачками чёрными в упор.
Оркестр застыл. И, руки поднимая,
За горизонт уходит дирижёр…

А из-под рук взлетают звуки-птицы -
И унесён в бескрайность зимний сон...
За ним весна в полях заколосится...
И дышит зал с весною в унисон -

И там Любовь гуляет босоного,
Так васильково греясь у межи -
И умирает птицей-недотрогой,
Попав в силки предательства и лжи…

…Последний стон прощального аккорда,
На партитуре –Вечности печать.
Он повернулся. Медленно и гордо.
Лицо в слезах. Их нЕ к чему скрывать…

Он рассказал. Он выдержал. Он вынес.
Он в этой муке выплеснул себя…
Но всех симфоний огненная примесь
Его сжигает, медленно губя.

Такое действо слабым - не по чину.
Душа - и руки. Выдох – и полёт …
За пультом вновь Властитель и Мужчина.
Но снова он в плену – во власти нот…
/Сильная, хоть и не новая тема. В такой ситуации для ухода от банальности необходим определённый уровень экспрессии, а ещё отсутствие напыщенности и явных штампов. И погружение в материал. Получилось достойно, хотя до шедевра далеко./

12. «Старый хоспис».

Деревенская скромность обычных палат –
старый хоспис, упрятанный в зелень деревьев,
пациенты, чей путь  под конец горьковат,
но живущие с призрачной, праведной верой.

Там уходят от будней, запрятавшись в снах,
а улыбки стираются грустью под утро.
Тонет поздняя осень в поблекших глазах,
зацепившись за взрослую скорбную мудрость.

Оседают года пустотой и тоской.
Безысходность живёт по-хозяйски в кроватях...
Вдруг пришла медсестра, видно, из новичков –
голосок зажурчал ручейком по палатам;

здесь – беседой размыла душевную  грусть,
добротою прикрыла от ноющей боли.
Старику на себя по-другому взглянуть
удалось, заглянув в тень прожитой юдоли.

Пусть рисуется жизнь на затёртом листке,
но мужчина, воспряв, подал руку соседке,
а другой – по-мальчишески срезав букет
с местной клумбы, вручил за столом однолетке...

Стал почти исчезать безысходности след,
растворяя в общеньях свою неизбежность,
так и снег укрывает всю хворь на земле,
чтоб весною прорезался первый подснежник.
/Тема такая, что сама по себе бьёт по чувствам, здесь тоже важно было не скатиться к тривиальным ходам и написать картину талантливо. Автор цепляет умелым владением словом, обилием метафор и жизненной мудростью. И хотя бы на несколько минут заставляет подняться над безысходностью./

20. «Найти свою тропинку».

Найти свою тропинку в жизни,
Уверенно по ней идти,
Поняв, что ты одобрен, признан
И что другого нет пути.

Работать до седьмого пота,
Послав к чертям уют, покой,
Чтоб не трудом была работа,
А хлебом, воздухом, судьбой.

Любить бездумно, бесшабашно,
Земле и небу вопреки,
Чтоб было видно сквозь рубашку,
Как светят сердца угольки.

Почувствовать себя поэтом,
Смелее стать и, наконец,
Понять тебя...  Пока всё это
Никак не удаётся мне.
/Автору удаётся удивить неожиданным поворотом в окончании. Импонирует лаконично-точная манера изложения. Кому-то  может показаться, что словарный инструментарий слишком прост. Но это не простота. Это хорошо огранённые строки. Правильные, хотя и не оригинальные,  рифмы, ни одной грамматической или тавтологической. Чёткое следование общему замыслу без отступлений и хождений по кругу. И — нате! Для меня все вышло убедительно и впечатляющее./

 6. «Дед косит траву».

/Цепляет, несмотря на некоторые вопросы к тексту и ритму. Вышло эпично и лирично. В пятёрку лучших это стихотворение попадает по произведённому общему впечатлению и послевкусию./
Есть и другие стихотворения, заслужившие от меня высшего балла, но запомнились именно эти.

-----------

Рената Юрьева

Из конкурсных стихотворений хотела бы отметить номера 3, 12, 16 и 43.

3. «Сказка-быль»
 
Течёт издалека зелёная река,
А я плыву по ней на лодочке своей.
Крутые берега, разливы да луга,
То щук, то голавлей рыбачу без затей.

Эх, лодка, дом родной! Я столько лет с тобой!
Катушечку кручу и рыбку притащу.
То средней полосой, то северной рекой,
Плыву и не грущу, чудес, порой, ищу.

Барашки, перекат и нет пути назад!
Со мной моё весло и снова повезло.
- Фартовый! - говорят. Мне свежий ветер брат!
Вот солнце вновь взошло, кромешности назло!

Но, замедляю сплав, однако, приустав:
Всему есть свой черёд, такой теперь расчёт…
Пишу иной устав, я к берегу пристав.
Река ж течёт вперёд, по ней другой плывёт.
- хороша сказка-быль и стилизована под заявленное в названии настроение, и рифма двойная радует очень, и вкрапления в житейский рассказ философских росинок, - всё сошлось.

12. «Старый хоспис»  и написано хорошо, и сюжет, как фильм драматический, главное, не просто сюжет, а очень важная тема сострадания и чуткости в образе редко описываемой профессии.

16. «Рыба-луна» - покорила чудесным образом, который, в отличие от разовых в стихах, проходит через все стихотворение, обретая новые нюансы, сюжеты, описания…

43. «Из открытого окна»

Непослушные кудряшки у девчонки, у Наташки!
Плещут маленькие рыбки на речушке, на реке.
Сом зарылся ночью в тину, пишет новую картину:
Виртуоз работать может только в тихом холодке.
Пучеглазые лягушки- озорные хохотушки
Заказали цапле боты, чтобы ноги не мочить.
Рыбаки большие сети натянули на рассвете,
Ждут-пождут, когда в речушку заплывёт огромный кит.
Щука карасям купила в баню розовое мыло,
Подарила им по щётке и один противогаз.
Белоснежные кувшинки заиграли на волынке,
Да ещё цветные снимки стали делать на заказ.
Окуньки теперь швейцары, под бравурные фанфары
Вам предложат склеить ласты. Дайвинг - это глубина!
Вот зачем лететь на море? Всё равно вернёшься вскоре.
Кстати, это всё я вижу из открытого окна.

– вот удивительное стихотворение! Никакого смысла, начало само по себе, с концом не связано, а уж как умилили, удивив: «Щука карасям купила в баню розовое мыло,
Подарила им по щётке и один противогаз.»
Но именно вся эта веселая чехарда создало такое чудесное настроение, что рука сама вывела десятку, отчасти это связано с чудесным четким ритмом, двойной рифмой и необычной строкой.