Русская мысль Очерк

Сергей Носов 8
СЕРГЕЙ  НОСОВ
РУССКАЯ МЫСЛЬ
ОЧЕРК

    Я конечно не собираюсь писать в этом небольшом очерке о русской мысли вообще, так сказать, велеречиво растекаясь при этом и собственной вольной мыслью по «древу Познания».
      «Русская мысль»  для меня в данном случае  - это название старого эмигрантского парижского еженедельника, некогда очень уважаемого и в эмигрантских кругах и вообще среди свободомыслящих русских людей нескольких поколений. 
         Ныне этот еженедельник по моему просто перестал выходить в свет - не издается. Но еще в 1990-е годы он был заметным явлением в русском журнально-газетном мире (еженедельник ведь - это и не журнал и не газета в «чистом виде», это некий неопределенный «средний жанр» и формат между ними).
         Так вот в начале 1990-х год, когда в Россию так или иначе, но пришла вместе с полным развалом СССР и его экономики и духовная свобода, «свобода мнений» как принято говорить… и свобода печати я немало печатался в парижской «Русской Мысли» как автор.
           Писал для «Русской мысли» я тогда философские очерки, которые были замечены читающей публикой того времени. Многие тогда меня и эти мои очерки расхваливали. И мой статус в культурной среде на какое-то время явно вырос тогда.
            Ведь с приходом политической и духовной свободы парижскую  «Русскую мысль» стали распространять - например продавать в тогдашних газетных киосках - в крупных российских городах. И в Москве и Санкт-Петербурге в первую очередь.
              А интерес тогда к тому, что же создает наша парижская эмиграция был немалый.
              И мои тогдашние статьи в «Русской Мысли» вполне вписались в общую ситуацию тех времен в нашей культуре - и прежде всего в культуре философской.
                Тогда наконец стали потоком выходить в свет издания собраний сочинений русских философов-идеалистов - Бердяева, Георгия Федотова, Франка, Сергия Булгакова и многих других… 
                Появление этих изданий становились замечательными событиями в культуре и  в обществе, на которые имело смысл отозваться в печати.
                Что я и делал тогда в своих философских очерках в «Русской мысли». 
                Я писал вроде бы о новых изданиях сочинений наших старых философов, запрещенных или полузапрещенных в СССР. Но на самом деле писал все больше о самом Бердяеве например. О самом Георгии Федотове. О самом Сергии Булгакове.
                И давал в этих очерках свои оценки их идей, представлений и исканий и философских теорий. Равно как и свои характеристики их личностного человеческого облика и судьбы.
                Получались очерки яркими, значимыми и безусловно интересными. Это заметили тогда все вокруг меня в той литературной среде Петербурга в которой я так или иначе вращался.
                Но сам я однако тогда чувствовал «неуверенность в завтрашнем дне» как говорится. Даже в чисто творческом плане.
                Я видел что эта парижская «Русская мысль», на время пригревшая меня, на самом деле «шатается», что основы ее существования очень непрочные, что ей грозит в конце концов и закрытие.
                Ведь, свобода стала для изданий на русском языке в те бурные годы повсеместной - такой же еженедельник как парижская «Русская мысль» оказалось теперь реальным и выгодным издавать в Москве и Петербурге, где цены на бумагу, на типографские расходы и наконец на сам труд авторов и сотрудников еженедельника были в те годы намного ниже чем в Париже.
                Я сам видел тогда своими глазами эти немыслимые для россиян парижские цены того времени когда несколько раз бывал в Париже в те годы.
                Меня кормили и поили тогда парижские друзья, которые меня принимали. Но все таки я видел что проезд в парижском метро равен прожиточному минимому на несколько дней в Петербурге тех времен (если переводить деньги из франков в рубли и обратно по тогдашнему биржевому курсу).
                И с грустью я видел тогда что парижская «Русская мысль», пережившая многие нелегкие для русское эмиграции десятилетия, все таки
«дышит на ладан».
                Хотя ведь мне в «Русской мысли» платили гонорары драгоценными тогда франками - и эти гонорары, ничтожные для парижан, были значимы здесь в голодном Петербурге того времени. Даже очень значимы.
                Но я прекрасно понимал, что все эти мои «философские игры» с престижной тогда еще «Русской мыслью» - очень ненадолго.
                Сами гонорары из этого еженедельника передавались мне редакцией «Русской мысли» через каких-то своих петербургских знакомых. Все было «на честном слове». Зыбко и крайне неопределенно.
                И в конце концов за несколько последних своих очерков, опубликованных тогда в «Русской мысли» я не получил вообще ничего - ни гонораров, ни как говорится «ответа и привета».  Хотя я же видел, что эти мои очерки опубликованы.
                И после этого случая я уже перестал посылать свои очерки в «Русскую мысль.»
                Вообще искушение свободы слова и свободы печати было для меня в те годы очень значимо.
                Стихи мои толком не публиковали и после падения советской власти все равно. Но как автор статей и очерков я стал востребован. И печатали меня тогда в этом качестве широко и охотно.
                Просто это были практически уже бесплатные публикации. А надо было же на что-то и жить. Очерки отнимали немалые силы и немалое время.
                А жить на что же?
                И я вскоре, надышавшись «воздухом свободы», похоронил в прошлом свое сотрудничество с газетами и многими журналами. Стал жить тихо и замкнуто, с горечью понимая,  что литература и литераторы в новом постсоветском обществе, в сущности, никому и не нужны.
                Конечно, мы многое узнаем из книг, из сформированных издавна в окружающем обществе стереотипов - мне ведь казалось с детства, что ореол «истинного поэта» это так возвышенно, так благородно и так прекрасно, что «дальше некуда», говоря уже иронически.
                Так нас учили в школе, талдыча затверженные речи о Пушкине и Лермонтове, о Блоке и Есенине.
                Правда, о Пастернаке и Ахматовой никто такие славословия официально тогда не произносил. Пастернака даже безжалостно шельмовали за его роман «Доктор Живаго» и за полученную им за этот роман Нобелевскую Премию. Но все равно вокруг этих имен существовал в обществе одухотворенный «священный культ».
                Все это властно  действовало на наше сознание с самого детства. И если у тебя проявлялось литературная одаренность в детские годы - ты чувствовал себя избранным, тем кому уготована исключительная судьба, полная ослепительных творческих достижений и побед.
                Теперь все иначе. Совсем иначе.
                Литература и поэзия никому ныне не нужна.
                Но и это еще не все, что печально характеризует нашу эпоху и ее отношение к литературе и литературному творчеству.
                Благодаря Интернету литература и поэзия в особенности стала у нас забавой миллионов обывателей.
                Все они плетут свои бездарные дурацкие стихи самозабвенно и радостно.
                Все они безмерно довольны собой. И все они с радостью расхваливают таких же пошлых стихоплетов как они сами когда встретят и х на литературных сайтах - кукушка хвалит петуха за то что хвалит он кукушку.   
                Настоящей поэзии нет места на этих сайтах клоунов-стихоплетов. А хозяева литературных сайтов и сайтов поэзии думают только об одном - как бы состричь побольше денег со своих «авторов».
                Сайты СТИХИ. РУ и ПРОЗА. РУ выглядят еще более или менее приличными в этом отношении. А вот относительно популярный сайт ПОЭМБУК вообще потерял стыд и совесть в своей жажде прибыли и наживы.
                Предлагая услугу за деньги помещать рекламу своих творений на этом сайте, деятели (работники) сайта ПОЭМБУК, запретили мне комментировать рекламируемые ими бездарные стихи.
                Потому что я эти стихи критиковал. И показывал наглядно всю их бездарность и нелепость.
                Причем, такие мои критические выступления были редкими -всего несколько раз я посмеялся над откровенно нелепыми виршами…
                И этого было достаточно для распорядителей и служащих сайта ПОЭМБУК чтобы заблокировать меня там даже и  как автора.
                И уже когда я им написал что я известный поэт и  у меня более тысячи поэтических публикаций и в России и за рубежом - они вынужденно восстановили мое право публиковать стихи на ПОЭМБУК, не вернув мне однако право комментировать чужие стихи на их коммерческом сайте потому что я мол лишаю их прибыли от бездарных и нелепых графоманов.
                Вот такие у нас «литературные сайты» (в кавычках - вот именно). 
                Сайты СТИХИ,РУ и ПРОЗА, РУ намного лучше. Они были созданы много раньше по времени и оказались в выигрышном положении.
                На них не запрещено становиться авторами и самым последним идиотам и неучам, Но все таки и настоящие поэты обычно имеют на этих сайтах свои страницы.
                Альтернативы ведь этим сайтам нет -  ну что я   буду пытаться хранить дома в кладовке все свои на данный момент 27 тысяч рукописей своих стихотворений. Невнятным почерком наскоро записанных…
                Кто в этом будет всем когда-то разбираться? Никто.
                Это абсолютно ясно.
              Ведь я не сумасшедший еврей Карл Маркс. Жена которого верноподднически расшифровывала нелепые рукописи Марксова «Капитала», где главная мысль одна - капиталисты украли деньги, которые надо вернуть…
                С  этой мыслью в голове и с этими словами на устах поклонник денег и их роли в жизни господин  Маркс и умер.
                Но я не  Карл Маркс.
                И я хочу оставить после себя в нормальном состоянии те тексты которые дают представление о моей жизни и обо мне самом.
                Мне кажется, я живу на свете не зря.
                Я понимаю, что я создаю необычную и замечательную поэзию.
                И я понимаю, что когда-о эту поэзию мою оценят по настоящему.
                Хотя мне неприятно и горько, что ныне я не слышу от своих читателей обычно ни одного доброго слова - они молчат как будто они лишены способности сказать  доброе слово в мой адрес по определению…
                Остается жить самому в том своем мире, который ты сам и создал. Это не обязательно мир только лишь воображения.
                Это тот реальный мир в котором ты фактически живешь.
                Люби этот мир. И постарайся быть счастливым.



СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. 
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» , в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» выпуск 2  (Волгоград, 2022). «ФУТАРК» (Журнал мистики и литературы)  и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ – http