Сказ о последнем бое Евпатия Коловрата

Юрий Алексеевич Белоусов
Сказ о последнем бое Евпатия Коловрата.

   Давным-давно это было. Жил на Руси воевода рязанский Евпатий Коловрат внук Кондратия Ивановича, сын Льва Кондратьевича – богатырь, под стать земляку Добрыни Рязанычу. Одним словом – казак. Любил воевода свой народ, и не знал пощады врагам кровопийцам. За то называли его во всей земле русской – «Неистовым».
   Вороньем черным небо покрылось над Русью. Пошел с востока великий царь Батый с монголами. Орды тысячные, беспощадные требовали десятину за все с русичей. А в то время казна киевская и черниговская в Рязани хранилась – в Великом городе. Не получив дани, орды Батыя разбили войско рязанское. Но каждый воин православный унес с собой две жизни поганые. Били в ярости монголы люд русский и жгли Рязань. Остались только пепел и тела посеченные, пожженные и утопленные. Все, кто в городе был - до единого, сгинули.
   Застала страшная весть Евпатия Коловрата в Чернигове. С опозданием пришел отряд в 1700 воинов на землю рязанскую. Встретили воины Евпатия деревни, да города разоренные, и люд угнетенный. А Батый окаянный уже рушил Коломну, да жег Москву.
   Склонился Евпатий «Неистовый» над телами княжичей родных, друзей своих: Юрием Игоревичем с супругой верной и детьми их малыми. Не стыдясь воинов своих, лил воевода слезы горючие, что растопили землю промерзлую. Не держали горя в себе и дружинники его рязанские, да черниговские.
   На земле Покровской, есть много памятных мест. Чтят здесь память и о рязанском воеводе Евпатии Коловрате, который принял свой первый бой с ордынцами Батыя на Убитом поле, и свой последний бой у крепости Осовец.
   Нагнали дружинники Евпатия врага на пересечении путей патриарших, ловчих, да тайных на поле широком у озера Святец в землях Суздальских. Напали на не ждавших ворога монголов, со всей злобой природной. Да так, что вмиг сломали менган вражеский, передовую тысячу всадников ордынских. Первым попался на пути Евпатия хан, что умертвил Юрия Игоревича с семьей. Увидел тот воинство Коловрата, подумал, что это убиенные рязанцы встали, и сам себе вспорол живот ножом бусурманским от страха.
   Билась дружина Евпатия с ордами Батыя так нещадно, что мечи притуплялись. И брали тогда они мечи ордынские и секли ими. И рубили поганых казаки земли Артании, хоть и не были они бессмертны, но не были они и живы. Стрелы их не разили. Из ран руда не текла. Как падал враг, срубленный мечем, то вскоре поднимался, и воевал уже за русичей. А если воину этому кто-то срубал голову, то в огне сгорал он лютом, а конь под ним визжал врагов пугаючи. Назовут потом потомки русичей это поле – Убитым. И поставят здесь Крест поклонный с камнем памятным, в память о богатыре Руси-Великой - Евпатии Львовиче Коловрате «Неистовом», да о сечи той первой со злым ворогом.
   Легенду «Убитого поля», поведала нам в 2016 году Лидия Борисовна Колосова, в то время директор краеведческого музея города Покров, а ей рассказала о том исследователь земли Покровской - Нина Васильевна Большакова. В одной из витрин Покровского музея трепетно хранится память об этом событии. Вдохновлённые покровским сказом, участники проекта «Сердце Мещеры», привезли и установили на это ратное место поклонный крест и трехтонный камень с гранитной плитой. А на плите той написали:
   «На этом месте, которое зовется Убитое поле, рязанский воевода Евпатий Коловрат с отрядом в 1700 воинов принял свой первый бой с тьмой ордынцев царя Батыя в январе 1238 года. От благодарных жителей городского округа Рошаль, 25.08.2016 г.».
   Отсюда до Владимира всего семидесят верст. Расположено это место за Клязьмой, в Мещере, на левом берегу реки Ушма. Сейчас здесь густой сосновый лес, с севера он прилегает к озеру Светец, а южнее раскинулось обширное урочище «Дорофеевский Бор». К Убитому полю ведет старая Белая дорога, идущая на запад от Горбатого моста через Ушму.
   Изумленный дерзостью рязанских храбров-казаков, послал царь Батый против Евпатия брата жены своей - богатыря Хостоврула, а с ним и сильные полки монгольские. Налетели поганые, как стаи коршунов. А впереди – исполин Хостоврул двухметровый бусурманище. Обещал он господину своему привести Коловрата живым, но униженным. Да только махнул Евпатий Львович мечом своим «проклятым», и разрубил Хосоврула ото лба, до стремени на две половины. А потом стал разъезжать через полки отборные, и сечь силу ордынскую, и многих знаменитых богатырей Батыевых побил.
   Тогда послал великий царь людей своих верных переговоры чинить. И, спросили они у Евпатия Коловрата:               
- Чего хотите вы - русичи?               
И получили ответ они простой:               
- В бою умереть!
   Испугался Батый, впервые за все годы жизни своей. Созвал он волхвов верных и шаманов с бубнами. И стали те колдовать, да шаманить. И перестал вдруг сиять в руках у Евпатия Львовича меч, кованный мещерскими кузнецами-колдунами. И ушли в небытие воины «войска мертвого Артании» - отцы и деды земли Русской. Полегла в бою этом и добрая половина дружины Евпатия. И ушел он обессиленный и пораненный в леса, ко двору тайному князей рязанских, через Крестов Брод. А у камня придорожного, цвета крови православной пролитой на поле брани, у дороги Рюриковой, что ведет к Мурому на Ялме, повстречал Евпатий Львович с дружиною старца праведного. Присев на камень, «Судьбиной» названным, рассказал воевода ему о своих сомнениях. Да только оборвал Евпатия Львовича старец вещий – молельник-праведник, заветы предков помнящий:
- Знай, Коловрат, наш православный Бог - сильней!
И ушел он в лес, тропою звериною. А Коловрат двинулся вдоль реки Поля на север к Колезю – реке Клязьме. Недалеко от слияния этих рек, в четырех верстах к югу от крепости Осовец, на поле, названном потом Ханским, принял Евпатий с дружиною бой жестокий. И вновь, и вновь, разили дружинники Евпатия ордынцев Батыя, нападая из засад и в честном бою. Один там с сотней бился, а двое с целой тьмой! Место это находится в двадцати верстах от Убитого Поля. Ныне это Собинский район Владимирской области.
   В день 11, января месяца, года 1238, отошел отряд Евпатия Коловрата к крепости Осовец, что на Клязьме, и встретил здесь огромное войско батыево.
Но не могли одолеть ордынцы силу русскую в честном бою. Уже четыре тьмы положили они в лесах мещерских. И тогда придумали монголы с шаманами своими план коварный. И, наведя множество пороков – машин камнеметных, били камнями заговоренными, бесовскими штучками по защитникам крепости. И один камень, с вырезанной на нем «рожей», попал в воеводу рязанского. И упал тот, замертво. Опустилась благодать с небес на русичей. Упали в страхе ордынцы вниз, богу своему молясь. Ударила молния в январском небе, вспыхнули пламенем облака над Мещерой. А с огнем молнии явились воины дружины небесной. Шлема витязей сияли золотом, и кони их были крылатые, и мечи жаровые, а над головой их нимбы сияли. Вот он Федор Стратилат, а вот Дмитрий Солунский, а впереди воевода – защитник земли русской - Георгий Победоносец. И промолвил в тот миг воевода дружины небесной – Георгий Победоносец – защитник земли русской:
   - Полно кару воздавать. Меру воздали мерой!
   Ускакало крылатое воинство, призвав с собой душу казака-храбра Евпатия Коловрата.
   Великий царь Батый поражён был отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского воеводы. Склонил он колени пред его безжизненным телом, посмотрел в вечное синее небо, и молвил со слезами на глазах:
   - Если б, Евпатий, со мной был ты вместе – место твое было б рядом у сердца! С тобой казак, я бы завоевал весь мир!
   Отдал Батый-тело Евпатия Львовича оставшимся в живых рязанским воинам. И, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить, не причиняя никакого вреда. И предали земле тело воеводы рязанского в Исадской Луке, в двух верстах от сожженной Рязани.
   С тех пор живет на Руси память народная о герое Евпатии Коловрате. Приходят люди в часовню к святому Ипатию, в деревне Фролово на ручье безымянном на земле Рязанской. Приезжают паломники на Убитое поле к кресту поклонному, да на городище Осовец - времен Батыевых, что и сейчас стоит на высоком берегу древнего Колезя – Клязьмы на земле Покровской. Отдают дань памяти герою, молят его о помощи. И помогает Евпатий.
   Написали люди добрые парсуну с образом Евпатия Львовича Коловрата «Неистового» - воина войска небесного. Смотрит он на нас и улыбается.
   Так помяни Господи честного воина Евпатия, и всех сродников его, и дружину его хоробрую, и их сродников, и всех павших за землю русскую, и во все времена!
   На археологической карте 70-х годов прошлого века, не далеко от места впадения реки Поли в Клязьму, был нанесён курган, где по утверждениям археологов похоронен знатный воин. Но это уже другая история.
   Сказывают, что стоит древнее городище Осовец на Клязьме уже десять веков. С виду это не преступная твердь, с валами высотой в три метра и шириной в семь у основания. Нависла она тридцатиметровой стеной над поймой реки Клязьма. С северо-запада и северо-востока перед валом, опоясал крепость ров. Глубиной он два с половиной метра, а шириной - четыре.
Однако пал Осовец в январе 1238 года от ордынцев Царя Батыя.
   Рядом, в трехстах метрах от крепости, расположено село с одноименным названием. На старинных картах, оно находится в 45 верстах от губернского города и в 48 от уезного. В писцовых книгах 1637-1643 годов отмечено, что дано село Осовец царем Михаилом Феодоровичем стольнику Якову Безобразову с братом «за московское осадное сиденье в Королевичев приход под Москву».
   Древнее городище XI века - Осовец расположено на левом высоком берегу реки Клязьмы при впадении в ее долину безымянного ручья. Поросли деревьями, да кустами склоны мыса, а на валах несут свою службу дозорные дубы-исполины. И сейчас здесь можно найти гончарную древнерусскую керамику, датированную XII веком.
  Кто-то из ученных мужей утверждает, что Осовец был поставлен лишь в начале XIII века Всеволодом Большое Гнездо, как пограничная крепость с Великим княжеством Рязанским, от которого в межусобицах не раз исходила опасность. Кто-то говорит, что было место это посадом древнерусского города.
   Народное предание приписывает основание этого городка великому князю Владимиру. Будто бы думал он на этом месте основать город Владимир, но явился к нему во сне ангел, и поведал, где Святой Град поставить, от того намерение это не состоялось.
   В 1209 году, говорят, здесь была усадьба князей Владимиро-Суздальских. Рязанские князья Изяслав Владимирович и Кир Михаил Всеволодович пришли повоевать села местные около Москвы, рассчитывая на то, что все воины владимиро-суздальские выступили к Твери против новгородцев.
Однако раньше времени вернулись сыновья Всеволода к отцу во Владимир, и, послал «вборзе» великий князь Всеволод сына Георгия (Юрия Всеволодовича II) на встречу рязанцам, разбил их «у Осового», и прогнал их за реку Оку.
   Спустя века, крепость Осовец потеряла практическое значение, став частью Московского княжества. Место это, граничащее с непроходимой - болотистой Мещёрой, обрастало слухами и безлюдело. В этих местах стали исчезать и пешие, и конные, и всадники, и целые обозы. Вероятно, поэтому, вскоре утратила свое значение дорога из наших мест в Рязанщину.
Укрепления города превратились в руины, а Осовец стал захолустным селом.

29 декабря 2022 года