Иронии От автора

Вадим Вохнин
От автора

 О представлении сознания о самом себе как о чём-то  вне реальном, как некоей виртуальной (воображаемой) сущности, встроенной в действительный мир и живущей по собственному произволу, автор писал, начиная с самых первых поэтических сборников. Наряду с серьёзным рассмотрением этого обстоятельства, приводящего к отчуждению сознания от природы и противопоставлению себя ей, в некоторых стихах проскальзывала глубоко скрытая ирония.  Настоящий сборник, называемый "Иронии", уже открыто выводит её на сцену.
Обожествление человеком самого себя, по-видимому проявилось довольно рано в человеческой истории. Эпоха Возрождения с её бурным развитием науки и техники ещё сильнее способствовала этому. Триста лет назад французский политический деятель, учёный и писатель, Шатобриан, как уже о свершившемся писал об ужасающем идолопоклонстве - обожествлении человека. То есть - самого себя. личности, своего Я. что является свидетельством обожествления человеческим сознанием самого себя. В результате сознание взирает на реальный мир через это обожествление. По своему произволу творит картину мира.
Отсюда, мир идей Платона, якобы реально существующий, а не созданный человеческим сознанием, становится основой мира, а материальное воплощение - его следствием. Причём. подобным же образом рассматривается и физическое существование самого человека. Идеи: красота, гармония, счастье, вечность, бесконечность, пространство, божество, совершенство и прочее становятся призмами, через которые человек воспринимает реальный мир и самого себя.
Если взгляд Платона спонтанен и опоэтизирован, то Кант, оттолкнувшись от Юма, уже целенаправленно, осознанно анализирует эту отчуждённую от мира особенность сознания, разума, его иерархичность: от абсолютного, чистого разума, до практического, утилитарного разума, творящего наш бытовой мир. Удивительным образом Кант создаёт реальную картину нашего отчуждённого сознания, в орбиту которого включается и чувствование.
В свете такого кантовского подхода мы можем рассматривать и функционирование индивидуального сознания, и сгущение его в сознание общественное, начиная с отдельных групп (семья, род, народ) и доходя до таких общественных образований, как страна, государство, человечество.
Если говорить об индивидуальном сознании, то руководствуясь такими идеями, как счастье, красота, гармония, оно оказывается в противоречии с самим собой, в своеобразном тупике. Всё время пребывая в иллюзии полной реализации этих идеалов, сталкивается с реальностью их неосуществимости. То есть в самой природе сознания кроется это препятствие. Но осознавать неидеальность, небожественность самого себя сознанию всё равно что умереть. Вспоминается евангельское " Не умрёте, не обрящете".
Частной иллюстрацией автоматического превращения сознания в господствующую над миром, над жизнью, а следовательно противопоставленную им сущность наблюдается, например,в общении с ближними.
Звонит дочь. После новогодних праздников в её голосе ощущается лёгкий привкус разочарования, и от этого оттенок уныния, который многих навещает в результате развенчивания надежд на волшебство этого события, после которого и жизнь должна потечь как-то иначе, внести что-то новое в твоё существование.
Но... отгремели салюты, поздравления по телефону, звон бокалов, наступило январское утро, и жизнь потекла по прежнему руслу. И поневоле рождается вопрос: "Зачем мы живём? - что сродни От автора

 О представлении сознания о самом себе как о чём-то  вне реальном, как некоей виртуальной (воображаемой) сущности, встроенной в действительный мир и живущей по собственному произволу, автор писал, начиная с самых первых поэтических сборников. Наряду с серьёзным рассмотрением этого обстоятельства, приводящего к отчуждению сознания от природы и противопоставлению себя ей, в некоторых стихах проскальзывала глубоко скрытая ирония.  Настоящий сборник, называемый "Иронии", уже открыто выводит её на сцену.
Обожествление человеком самого себя, по-видимому проявилось довольно рано в человеческой истории. Эпоха Возрождения с её бурным развитием науки и техники ещё сильнее способствовала этому. Триста лет назад французский политический деятель, учёный и писатель, Шатобриан как уже о свершившемся писал об ужасающем идолопоклонстве - обожествлении человека. То есть - самого себя. личности, своего Я. что является свидетельством обожествления человеческим сознанием самого себя. В результате сознание взирает на реальный мир через это обожествление. По своему произволу творит картину мира.
Отсюда, мир идей Платона, якобы реально существующий, а не созданный человеческим сознанием, становится основой мира, а материальное воплощение - его следствием. Причём. подобным же образом рассматривается и физическое существование самого человека. Идеи: красота, гармония, счастье, вечность, бесконечность, пространство, божество, совершенство и прочее становятся призмами, через которые человек воспринимает реальный мир и самого себя.
Если взгляд Платона спонтанен и опоэтизирован, то Кант, оттолкнувшись от Юма, уже целенаправленно, осознанно анализирует эту отчуждённую от мира особенность сознания, разума, его иерархичность: от абсолютного, чистого разума, до практического, утилитарного разума, творящего наш бытовой мир. Удивительным образом Кант создаёт реальную картину нашего отчуждённого сознания, в орбиту которого включается и чувствование.
В свете такого кантовского подхода мы можем рассматривать и функционирование индивидуального сознания, и сгущение его в сознание общественное, начиная с отдельных групп (семья, род, народ) и доходя до таких общественных образований, как страна, государство, человечество.
Если говорить об индивидуальном сознании, то руководствуясь такими идеями, как счастье, красота, гармония, оно оказывается в противоречии с самим собой, в своеобразном тупике. Всё время пребывая в иллюзии полной реализации этих идеалов, сталкивается с реальностью их неосуществимости. То есть в самой природе сознания кроется это препятствие. Но осознавать неидеальность, небожественность самого себя сознанию всё равно что умереть Вспоминается евангельское " Не умрёте, не обрящете".
Частной иллюстрацией автоматического превращения сознания в господствующую над миром, над жизнью, а следовательно противопоставленную им сущность наблюдается, например,в общении с ближними.
Звонит дочь. После новогодних праздников в её голосе ощущается лёгкий привкус разочарования, и от этого оттенок уныния, который многих навещает в результате развенчивания надежд на волшебство этого события, после которого и жизнь должна потечь как-то иначе, внести что-то новое в твоё существование.
Но... отгремели салюты, поздравления по телефону, звон бокалов, наступило январское утро, и жизнь потекла по прежнему руслу. И поневоле рождается вопрос: "Зачем мы живём? - что сродни  вопросу  - "В чём смысл жизни?
Дочь вспоминает героев фильма, один из которых старается сбалансированно питаться, то есть до мелочей следует инструкциям здорового существования. На вопрос разочарованной героини: - Зачем это? - отвечает - Чтобы жить. Но на вопрос собеседницы : - А зачем жить? - только бестолково для собеседницы и зрителей повторяет своё - Чтобы жить.
Удивительно, насколько человеческое сознание может заводить человека в тупик, и насколько на поводу у него оказываются и сценарист, и режиссёр, и зрители, не замечая абсолютного несоответствия заботы ограниченного человеческого сознания о себе, виртуальном, тому глобальному, что называется жизнью.
По привычке присваивать себе всё вокруг, сознание не замечает, что жизнь не его собственность, не его порождение, а наоборот, оно является производным от этой глобальной сущности, приходящей из глубин космоса. Этой жизни, от которой и наша галактика, и наша солнечная система с её землёй, и, через много звеньев эволюции, человеческое существование, выливающееся в появление нас неповторимых, индивидуальных, наделённых сознанием.
Тем сознанием, которое в какой-то момент начинает обожествлять себя, присваивать себе миссию творения, переставая ощущать и понимать, что все его достижения - это дар той всеобщей жизни, которой оно высокомерно задаёт свой вопрос: Есть ли смысл в жизни?
Понимание несоответствия этого вопроса отдельного сознания к тому глобальному, производным от чего оно само является, ведёт к осознанию своей великой роли в том, что вселенная через него познаёт самоё себя.
В этом случае человеческое сознание не отчуждено, не противопоставлено миру. природе, а напротив старается убирать все препятствия, все предрассудки, мешающие их прямрй непосредственной связи. Поэтому другая половина От автора

 О представлении сознания о самом себе как о чём-то  вне реальном, как некоей виртуальной (воображаемой) сущности, встроенной в действительный мир и живущей по собственному произволу, автор писал, начиная с самых первых поэтических сборников. Наряду с серьёзным рассмотрением этого обстоятельства, приводящего к отчуждению сознания от природы и противопоставлению себя ей, в некоторых стихах проскальзывала глубоко скрытая ирония.  Настоящий сборник, называемый "Иронии", уже открыто выводит её на сцену.
Обожествление человеком самого себя, по-видимому проявилось довольно рано в человеческой истории. Эпоха Возрождения с её бурным развитием науки и техники ещё сильнее способствовала этому. Триста лет назад французский политический деятель, учёный и писатель, Шатобриан как уже о свершившемся писал об ужасающем идолопоклонстве - обожествлении человека. То есть - самого себя. личности, своего Я. что является свидетельством обожествления человеческим сознанием самого себя. В результате сознание взирает на реальный мир через это обожествление. По своему произволу творит картину мира.
Отсюда, мир идей Платона, якобы реально существующий, а не созданный человеческим сознанием, становится основой мира, а материальное воплощение - его следствием. Причём. подобным же образом рассматривается и физическое существование самого человека. Идеи: красота, гармония, счастье, вечность, бесконечность, пространство, божество, совершенство и прочее становятся призмами, через которые человек воспринимает реальный мир и самого себя.
Если взгляд Платона спонтанен и опоэтизирован, то Кант, оттолкнувшись от Юма, уже целенаправленно, осознанно анализирует эту отчуждённую от мира особенность сознания, разума, его иерархичность: от абсолютного, чистого разума, до практического, утилитарного разума, творящего наш бытовой мир. Удивительным образом Кант создаёт реальную картину нашего отчуждённого сознания, в орбиту которого включается и чувствование.
В свете такого кантовского подхода мы можем рассматривать и функционирование индивидуального сознания, и сгущение его в сознание общественное, начиная с отдельных групп (семья, род, народ) и доходя до таких общественных образований, как страна, государство, человечество.
Если говорить об индивидуальном сознании, то руководствуясь такими идеями, как счастье, красота, гармония, оно оказывается в противоречии с самим собой, в своеобразном тупике. Всё время пребывая в иллюзии полной реализации этих идеалов, сталкивается с реальностью их неосуществимости. То есть в самой природе сознания кроется это препятствие. Но осознавать неидеальность, небожественность самого себя сознанию всё равно что умереть Вспоминается евангельское " Не умрёте, не обрящете".
Частной иллюстрацией автоматического превращения сознания в господствующую над миром, над жизнью, а следовательно противопоставленную им сущность наблюдается, например,в общении с ближними.
Звонит дочь. После новогодних праздников в её голосе ощущается лёгкий привкус разочарования, и от этого оттенок уныния, который многих навещает в результате развенчивания надежд на волшебство этого события, после которого и жизнь должна потечь как-то иначе, внести что-то новое в твоё существование.
Но... отгремели салюты, поздравления по телефону, звон бокалов, наступило январское утро, и жизнь потекла по прежнему руслу. И поневоле рождается вопрос: "Зачем мы живём? - что сродни  вопросу  - "В чём смысл жизни?
Дочь вспоминает героев фильма, один из которых старается сбалансированно питаться, то есть до мелочей следует инструкциям здорового существования. На вопрос разочарованной героини: - Зачем это? - отвечает - Чтобы жить. Но на вопрос собеседницы : - А зачем жить? - только бестолково для собеседницы и зрителей повторяет своё - Чтобы жить.
Удивительно, насколько человеческое сознание может заводить человека в тупик, и насколько на поводу у него оказываются и сценарист, и режиссёр, и зрители, не замечая абсолютного несоответствия заботы ограниченного человеческого сознания о себе, виртуальном, тому глобальному, что называется жизнью.
По привычке присваивать себе всё вокруг, сознание не замечает, что жизнь не его собственность, не его порождение, а наоборот, оно является производным от этой глобальной сущности, приходящей из глубин космоса. Этой жизни, от которой и наша галактика, и наша солнечная система с её землёй, и, через много звеньев эволюции, человеческое существование, выливающееся в появление нас неповторимых, индивидуальных, наделённых сознанием.
Тем сознанием, которое в какой-то момент начинает обожествлять себя, присваивать себе миссию творения, переставая ощущать и понимать, что все его достижения - это дар той всеобщей жизни, которой оно высокомерно задаёт свой вопрос: Есть ли смысл в жизни?
Понимание несоответствия этого вопроса отдельного сознания к тому глобальному, производным от чего оно само является, ведёт к осознанию своей великой роли в том, что вселенная через него познаёт самоё себя.
В этом случае человеческое сознание не отчуждено, не противопоставлено миру. природе, а напротив старается убирать все препятствия, все предрассудки, мешающие их прямой непосредственной связи. Поэтому другая половина предлагаемого сборника содержит намёки на эту связь, оставляющие следы как в поэтическом творчестве, так и в других его формах: живописи, музыке, в сельскохозяйственной деятельности, научно-познавательной и изобретательской деятельности и многих других формах.
Вот какое значение этой связи предавали наши замечательные художники.
 Кузьма Петров-Водкин
Определяя цели искусства, Петров-Водкин говорил, что оно “в некотором роде есть школа для развития нравственности человеческой”, напрасный труд утверждать,- продолжал он, - что искусство стоит выше или даже наравне с действительностью. Многочисленны, разнообразны красоты жизни (действительности), природа неистощима в материале развития души. Спрашивается, зачем же художник? Многочисленные красоты природы не всякому доступны, находятся иногда в таких закоулках жизни, что нужно зеркало, чтобы найти и отразить эту красоту. Человеку с материальным взглядом на жизнь трудно самому постичь хотя частицу, даже трудно разобраться, отличить красивое от некрасивого, грязного и так далее. Художник же - человек, который обладает тонкой душой, способный не только воспринять идеальное из жизни, но и отразить ясным, понятным для каждого намёком. "
Поэтому в предлагаемом сборнике иронические стихи перемежаются стихами, в которых представлены следы мгновений связи нашего существа с природой, действительностью, миром.
Сознание, с его склонностью к отчуждению от природы, от мира, нельзя отменить никакими технологиями, ни фрейдистскими, ни буддистскими, ни какими-либо ещё. Но при критическом отношении самого отдельного человека к своему сознанию, выявляющем его комплексы, пристрастия, гордыни.., появляется возможность приостановки действия сознания в этой части, а также возможность понимания (осознания) тотальной склонности сознания к отчуждению.
В этом плане примечательны откровения Н.В.Гоголя о приёмах своего творчества. Он откровенно признаётся в том, что свои личные комплексы, даже слабо проявляемые, он приписывает персонажам своих произведений, во много раз усиливая их, придавая им гротесковую форму. ;Таким же образом в значительной степени творил и Ф.М.Достоевский, вкладывая свои комплексы в характеры своих книжных героев, и делая их предметом своего писательского рассмотрения.
На такое наблюдение за своим собственным сознанием способен каждый человек. Вытащенные на свет эти комплексы уже не способны в такой степени (или вообще не способны) влиять на поведение человека. В момент подобного осознавания ослабевает или устраняется преграда между человеком и миром. Возникает возможность свободной От автора

 О представлении сознания о самом себе как о чём-то  вне реальном, как некоей виртуальной (воображаемой) сущности, встроенной в действительный мир и живущей по собственному произволу, автор писал, начиная с самых первых поэтических сборников. Наряду с серьёзным рассмотрением этого обстоятельства, приводящего к отчуждению сознания от природы и противопоставлению себя ей, в некоторых стихах проскальзывала глубоко скрытая ирония.  Настоящий сборник, называемый "Иронии", уже открыто выводит её на сцену.
Обожествление человеком самого себя, по-видимому проявилось довольно рано в человеческой истории. Эпоха Возрождения с её бурным развитием науки и техники ещё сильнее способствовала этому. Триста лет назад французский политический деятель, учёный и писатель, Шатобриан как уже о свершившемся писал об ужасающем идолопоклонстве - обожествлении человека. То есть - самого себя. личности, своего Я. что является свидетельством обожествления человеческим сознанием самого себя. В результате сознание взирает на реальный мир через это обожествление. По своему произволу творит картину мира.
Отсюда, мир идей Платона, якобы реально существующий, а не созданный человеческим сознанием, становится основой мира, а материальное воплощение - его следствием. Причём. подобным же образом рассматривается и физическое существование самого человека. Идеи: красота, гармония, счастье, вечность, бесконечность, пространство, божество, совершенство и прочее становятся призмами, через которые человек воспринимает реальный мир и самого себя.
Если взгляд Платона спонтанен и опоэтизирован, то Кант, оттолкнувшись от Юма, уже целенаправленно, осознанно анализирует эту отчуждённую от мира особенность сознания, разума, его иерархичность: от абсолютного, чистого разума, до практического, утилитарного разума, творящего наш бытовой мир. Удивительным образом Кант создаёт реальную картину нашего отчуждённого сознания, в орбиту которого включается и чувствование.
В свете такого кантовского подхода мы можем рассматривать и функционирование индивидуального сознания, и сгущение его в сознание общественное, начиная с отдельных групп (семья, род, народ) и доходя до таких общественных образований, как страна, государство, человечество.
Если говорить об индивидуальном сознании, то руководствуясь такими идеями, как счастье, красота, гармония, оно оказывается в противоречии с самим собой, в своеобразном тупике. Всё время пребывая в иллюзии полной реализации этих идеалов, сталкивается с реальностью их неосуществимости. То есть в самой природе сознания кроется это препятствие. Но осознавать неидеальность, небожественность самого себя сознанию всё равно что умереть Вспоминается евангельское " Не умрёте, не обрящете".
Частной иллюстрацией автоматического превращения сознания в господствующую над миром, над жизнью, а следовательно противопоставленную им сущность наблюдается, например,в общении с ближними.
Звонит дочь. После новогодних праздников в её голосе ощущается лёгкий привкус разочарования, и от этого оттенок уныния, который многих навещает в результате развенчивания надежд на волшебство этого события, после которого и жизнь должна потечь как-то иначе, внести что-то новое в твоё существование.
Но... отгремели салюты, поздравления по телефону, звон бокалов, наступило январское утро, и жизнь потекла по прежнему руслу. И поневоле рождается вопрос: "Зачем мы живём? - что сродни  вопросу  - "В чём смысл жизни?
Дочь вспоминает героев фильма, один из которых старается сбалансированно питаться, то есть до мелочей следует инструкциям здорового существования. На вопрос разочарованной героини: - Зачем это? - отвечает - Чтобы жить. Но на вопрос собеседницы : - А зачем жить? - только бестолково для собеседницы и зрителей повторяет своё - Чтобы жить.
Удивительно, насколько человеческое сознание может заводить человека в тупик, и насколько на поводу у него оказываются и сценарист, и режиссёр, и зрители, не замечая абсолютного несоответствия заботы ограниченного человеческого сознания о себе, виртуальном, тому глобальному, что называется жизнью.
По привычке присваивать себе всё вокруг, сознание не замечает, что жизнь не его собственность, не его порождение, а наоборот, оно является производным от этой глобальной сущности, приходящей из глубин космоса. Этой жизни, от которой и наша галактика, и наша солнечная система с её землёй, и, через много звеньев эволюции, человеческое существование, выливающееся в появление нас неповторимых, индивидуальных, наделённых сознанием.
Тем сознанием, которое в какой-то момент начинает обожествлять себя, присваивать себе миссию творения, переставая ощущать и понимать, что все его достижения - это дар той всеобщей жизни, которой оно высокомерно задаёт свой вопрос: Есть ли смысл в жизни?
Понимание несоответствия этого вопроса отдельного сознания к тому глобальному, производным от чего оно само является, ведёт к осознанию своей великой роли в том, что вселенная через него познаёт самоё себя.
В этом случае человеческое сознание не отчуждено, не противопоставлено миру. природе, а напротив старается убирать все препятствия, все предрассудки, мешающие их прямой непосредственной связи. Поэтому другая половина предлагаемого сборника содержит намёки на эту связь, оставляющие следы как в поэтическом творчестве, так и в других его формах: живописи, музыке, в сельскохозяйственной деятельности, научно-познавательной и изобретательской деятельности и многих других формах.
Вот какое значение этой связи предавали наши замечательные художники.
 Кузьма Петров-Водкин
Определяя цели искусства, Петров-Водкин говорил, что оно “в некотором роде есть школа для развития нравственности человеческой”, напрасный труд утверждать,- продолжал он, - что искусство стоит выше или даже наравне с действительностью. Многочисленны, разнообразны красоты жизни (действительности), природа неистощима в материале развития души. Спрашивается, зачем же художник? Многочисленные красоты природы не всякому доступны, находятся иногда в таких закоулках жизни, что нужно зеркало, чтобы найти и отразить эту красоту. Человеку с материальным взглядом на жизнь трудно самому постичь хотя частицу, даже трудно разобраться, отличить красивое от некрасивого, грязного и так далее. Художник же - человек, который обладает тонкой душой, способный не только воспринять идеальное из жизни, но и отразить ясным, понятным для каждого намёком. "
Поэтому в предлагаемом сборнике иронические стихи перемежаются стихами, в которых представлены следы мгновений связи нашего существа с природой, действительностью, миром.
Сознание, с его склонностью к отчуждению от природы, от мира, нельзя отменить никакими технологиями, ни фрейдистскими, ни буддистскими, ни какими-либо ещё. Но при критическом отношении самого отдельного человека к своему сознанию, выявляющем его комплексы, пристрастия, гордыни.., появляется возможность приостановки действия сознания в этой части, а также возможность понимания (осознания) тотальной склонности сознания к отчуждению.
В этом плане примечательны откровения Н.В.Гоголя о приёмах своего творчества. Он откровенно признаётся в том, что свои личные комплексы, даже слабо проявляемые, он приписывает персонажам своих произведений, во много раз усиливая их, придавая им гротесковую форму. ;Таким же образом в значительной степени творил и Ф.М.Достоевский, вкладывая свои комплексы в характеры своих книжных героев, и делая их предметом своего писательского рассмотрения.
На такое наблюдение за своим собственным сознанием способен каждый человек. Вытащенные на свет эти комплексы уже не способны в такой степени (или вообще не способны) влиять на поведение человека. В момент подобного осознавания ослабевает или устраняется преграда между человеком и миром. Возникает возможность свободной связи его с ним.
Обнаружению скрытого в сознании помогает также мудрое евангельское напоминание о том, что видя "соринку" в глазу другого человека, постарайся увидеть у себя в глазу "бревно".  Ведь, по существу, каждое сознание в той или иной степени обладает всем набором гордынь, пристрастий, комплексов, выявляемых в любом другом сознании.
Обнаруживая в себе все эти прелести, отделяющие нас от мира, ошибочным было бы бросаться в бой с ними, пытаясь их уничтожить. Это приводит только к их размножению. Опять таки вековая мудрость человеческая выработала такое действенное средство для их нейтрализации как самоирония. Ироничное осознавание в своём сознании всех этих отчуждающих от мира свойств, лишает их, в той или иной степени, возможности по управлению нашей жизнью, которая, вообщем-то, не наша, а от мира сего.