Тенета

Alex Sikorsky
У Алчности цена — натёртая грошовая монета,
Она всегда в пыли блестит, сияя иллюзорной новизной.
Монету бросил Наг, он манит нас в тенета,
Сансары, подменив грошовый трюк на наш покой.

У Гнева есть бразды и голос — силы разрушений.
Бразды стяжают злость, а голос — брань иль смех.
Кто добровольно силы дал для этих наваждений?
Не трать её, как вор в трактире праздно для утех.

У Грусти есть Тоска — подруга, что внимает откровенью.
Они всегда сидят в тиши уединения вдвоём.
Грусть шепчет свою боль, вторит Тоска надрывно…
Их маятник штормит, где раньше был покоя водоём.

Мой друг, не посещай ты их удел печальный. —
Корабль разрушит твой их огорчений вихрь.
Припомни верный Путь, забытый, изначальный,
И не смотри назад, где длится сонм пустых интриг.

У Страха есть глаза, где слёзы полны боли яда, и мечется в них бес.
Коль оказались вы, под властью горечи их взгляда,
То помни, в яде - смерть, но в нём найдёшь лекарство.
Терпенья горький вкус откроет двери царствия — иных НЕБЕС.

Ах друг мой, все не без потерь, проходим мы по кругу,
Но каждый волен сделать выбор свой и путь земной пройти.
Хотим прожить свой век и сладко и легко, от боли чтоб уйти,
Но пусть осилит тот, кто внял, кто смел и кто уже в пути,

Чтоб снова не бродить в иллюзии по замкнутому кругу…
Как не ищи иной, начертанной судьбы своей… её не обойти.
Знай обо всём, мой друг, расправь свой парус, будь в пути,
Дитя небес, тебе иного в этом мире нет финала.




(* - по мотивам стихотворения Марины Сухановой "Припомни" http://stihi.ru/2019/08/26/5801)



** - на иллюстрации изображён "круг сансары".
В буддизме под сансарой понимают мир страданий (дуккхи), страстей и несвободы, неразрывно связанный с повторяемым циклом рождений и смертей - пульсацией проявленной дхармы. Сансара считается не имеющей начала. Наиболее важными причинами продолжения существования сансары считаются карма и омрачения постигающие живых существ, причиной же существования человека в сансаре является его неведение относительно своей природы и убеждённость в существовании вечного и неизменного «я» (атмана). Освободиться от сансары и страданий возможно с помощью достижения нирваны, являющейся «миром абсолютного, миром свободы».
Среди шести миров*** (шесть путей, шесть реальностей, шесть лок: мир богов, вир человеческих существ, мир духов, мир животных, мир адских существ), в которых могут перерождаться живые существа, мир людей считается наиболее подходящим для достижения нирваны, несмотря на то, что мир богов считается более счастливым. Страдание присутствует во всех шести мирах, но перерождение в миры животных, голодных духов и адских существ считается нежелательным. Согласно буддизму, выбор конкретного мира для перерождения происходит исходя из накопленной кармы (нашего каждого действия), а карма одновременно накапливается для каждого из шести кругов её накопления аналогичным шести мирам. Универсальным путём освобождения от сансары считается восьмеричный путь, который показал Будда Шакъямуни.

*** Шесть миров — называют «шестью путями перерождений», «шестью путями страданий», «шестью уровнями», «шестью реальностями».Миры представляют шесть возможных путей жизни разного качества, попадание в тот или иной мир зависит от деяний (кармы) и состояния сознания на момент смерти. Выделяются следующие шесть миров (от высшего к низшему):

(1) Мир дэвов (богов) — дэва-лока.
Мир дэвов, — деволока, мир блаженства и гордости. Боги наслаждаются блаженством, в фольклоре описываются бесконечные балы, праздники и приёмы в небесных дворцах, музыка и красота, которой они окружены. Они обитают в тръх сферах - трёх чувственных, трёх наделённых формой и трёх с отсутствием формы. Боги не лишены страдания, недостатком их мира является скука, пресыщенность и страх того, что их божественное пребывание кончится и им придётся вернуться в нижние миры.

(2) Мир асуров (полубогов, титанов, или демонов) — асура-лока.
Мир асуров — мир демонов, полубогов. Асуры стремятся к власти, борьбе, переделке мира, они наполнены энергией действия, они могут питаться ревностью и завистью. Асуров называют также титанами, завистливыми богами, антиподами богов, демонами, борющимися демонами. В мифологии ваджраяны асуры символизируют зависть.

(3) Мир людей — манака-лока.
Мир людей характеризуется желаниями, эмоциями и сомнениями. Вероятность достижения нирваны, становления на путь бодхисаттвы или возможность стать Буддой в мире людей наиболее высокая, поскольку считается, что в этом мире наравне можно познать как радости, так и страдания, вследствие чего можно наиболее полно анализировать явления, что является необходимым в практике. Поэтому рождение в этом мире считается особой удачей - даром на пути к прозрению и освобождению.

(4) Мир животных — тирьяка-лока.
Мир животных (Тирьяг-йони) ассоциируется с фундаментальным невежеством и погружённостью в насущные жизненные потребности (холод, голод, неустроенность) — животные постоянно страдают, живут впроголодь и вынуждены всё время бороться за выживание.

(5) Мир претов (голодных духов) — прета-лока.
Мир претов (голодных духов) — преталока, связан с острой жаждой, которую никак нельзя насытить или удовлетворить. Голодные духи не могут насладиться едой или питьём, их изображают как уродливых существ с тонкой шеей, через которую они не могут пропустить пищу. Они заложники своей ненасытности.

(6) Мир нараков (адских существ), ад — нарака-лока.
Мир адских существ (нарака) называется наракалока — место, где превалирует злоба и ненависть. В буддийском представлении наказание в аду длится не вечно. Существа пребывают там до тех пор, пока не очистится их негативная карма, а после этого они перерождаются в более высоких реальностях. Выделяются восемь горячих и восемь холодных адов, есть ещё и дополнительные "круги/миры" ады.

Важно! Буддийская психология рассматривает шесть миров не только как места, куда попадают после смерти, но как и состояния сознания, меняющиеся в течение текущей жизни, другими словами в текущей жизни мы накапливаем каждое кармическое колесо, и совершаем карму (деяние) для каждого круга: наслаждение — мир богов; власть — мир асуров; преодоление желаний, эмой и сомнений — мир человеческих существ (людей); страстное желание — мир претов (голодных духов); невежество, постоянная жизнь сиюминутными потребностями (неустроенность, голод) — животные; злоба, ревность, зависть, агрессия — мир адских существ. Люди отличаются возможностью принимать решения сознательно. При этом все миры сопряжены со страданиями разного рода, и, описывая шесть миров, буддийские авторы в первую очередь обращают внимание на ущербность того или иного мира и ущербность сансары в целом, как череды страданий.