Перелистывая дни. Гл. 51 Судьба смеялась надо мной

Елена Сазонова 3
      От чего убежала,все опять ко мне вернулось. Не зря говорят, - семья существует до тех пор, пока не лопнет терпение жены. Так и получилось, я ушла жить к старшей дочери, мой муж оставался с семьёй младшей дочери в нашей квартире. Старшая дочь уезжает к мужу, я остаюсь с двумя внучками на неопределённое время. Я, как буд-то ожила, оставаясь с двумя маленькими детьми, продолжая работать в течении года. Я не видела мужа, это меня успокаивало,  на помощь приходили мои родители. По просьбе старшей дочери мне пришлось продать мою квартиру, муж и семья младшей дочери опять со мной, но в ее доме. Так распорядилась судьба. Младшая дочь родила девочку. Теперь у меня три внучки, меня переполняло огромное чувство любви к ним, как будто это мои дети. Старшие внучки-школьницы удивительно ласково относились к своей двоюродной сестрёнке, любили смотреть, как её купают, как пеленают и с удовольствием катали её в детской коляске. Маленькая внучка подрастала, рано научилась ходить и разговаривать, любила танцевать, её поддерживали старшие внучки, начинался концерт, мы с огромным удовольствием наблюдали и одобряли хлопаньем в ладоши. Не один раз младшая дочка с племянницами и с мужем ездили в Парк имени Белоусова, оставляя малышку со мной. Время неумолимо бежало, вот уже 1994 год, сентябрь месяц, старшая дочка приезжает забрать своих детей. А я подобно клею прклеилась к ним, мне было тяжело с ними расставаться, я жила с мыслями, что они ещё долго будут со мной. В организации, где я работала, шили шубы из искусственного меха, старшей внучке купила шубу на вырост, оказалось, что не нужна. Она окончила 5 классов, в школе произошла передвижка классов, согласно объёму программы обучения, из 3 класса, кто при поступлении в школу прошел нулевой класс, перевели сразу в 5 класс. Ее сестрёнка окончила два класса, она в нулевой класс не ходила, передвижки не было. После их отъезда я чувствовала себя какой-то потерянной, но присутствие маленькой внучки меня отвлекало.

       По просьбе мужа младшей дочери, по согласию ребят работающих в гараже по покраске машин, устраиваю его, как ученика, пусть учится новому ремеслу. Эти ребята были друзьями мужа старшей дочери, заходили в гараж через прихожую дома, это мне не нравилось и раздражало, они ходили в наш туалет, мыли руки. Одним словом, чувствовали себя, как дома. Пришлось врезать в дверь гаража внутренний замок и уплотнить. Ребята входили через дом, выходили из ворот гаража, которые я закрывала сама, впоследствии это делал муж младшей дочери.
Через полтора года пришлось выпроводить чужих ребят из гаража за халатное отношение к своей работе и за неуплату. Уходя после работы, оставили покрасочную камеру в рабочем состоянии. Произошёл пожар в машинном отделении, это я увидела, находясь на территории усадьбы. Из щелей двери машинного отделения, которые выходили в сторону усадьбы, я заметила дым. Зима, мой испуг превзошёл технику безопасности, открыла дверь, схватив мороженный мешок, который почему-то валялся за машинным отделением, я стала гасить пламя, не подумав о проводах которые могли быть под напряжением. Пламя я затушила. Бог миловал меня, я перед ним в долгу. Мне хотелось закрыть эту камеру, из двери гаража в дом проникал запах нитрокраски, не хотелось постоянно чувствовать этот запах, он прилично надоел, хотя эти двери старались как следует уплотнить. Неудача меня приследовала в отношении к зятю младшей дочери. "Не делай добра, не получишь зла." Научился ремеслу по покраске машин и стал повторять действия моего первого зятя, который обустроил эту камеру для покраски машин. Покрасит, покатается на чужой машине, когда удачно, когда нет. Опять меня преследует "парность случая". Второй зять повторяет ошибки первого зятя. Были случаи, разбивал машину, садясь в неё в нетрезвом состоянии, потом приходилось долго расплачиваться. Бывало покрасит машину, получит деньги и исчезает на день или более. Младшая дочь сообщает своей свекрови и они вместе его разыскивают. Найдут, возвращают его домой, берётся за работу. Так продолжалось пока младшая дочь занималась с ребёнком до трех лет, оформляя на производстве отпуск без оплаты, где она работала в цеху по обрезке щёток.

      Случившаяся трагедия в семье младшей дочери потрясла меня. Её муж не пришёл ночевать, это произошло летом. Проснувшись рано утром, услышав звонок в калитке, я открываю её и вижу заходит молодой зять в состоянии потерянного человека, как мне показалось-не пьяный. Как позже поняла, после случившегося, состояние опъянения исчезло. Что случилось? - я обращаюсь к нему,- где ты пропадал, жена волновалась, долго не могла заснуть.
     - Я виновник гибели моего друга, я не знаю, что мне делать, - сквозь слезы произнес он, - нас в машине было четверо, мы возвращались с Воронки. Мы уехали на чужой машине, которую я покрасил. Мы торопились вернуться домой. Я сам не могу понять, как я врезался на скорости в огромный пень от дерева, удар в пень пришёлся на сторону друга, который сидел рядом со мной. От сильного удара его вынесло на дорогу, у него была разбита голова. Я забегаю в близстоящий дом и прошу о помощи, вызвать скорую помощь, сам возвращаюсь к другу в надежде, что около него остальные ребята, но они исчезли, "как ветром сдуло". Как они могли оставить его одного, вероятно их испугала сирена скорой помощи и милицейской машины. Вскоре около моего друга  были сотрудники скорой помощи и милиция. Врач констатировал смерть моего друга. Как мне теперь жить? Милиция крутилась вокруг разбитой машины, определяя удар об пень. . Милиция меня забрала, досконально опрашивала, проверяла на наличие алкоголя, составила протокол, к утру отпустила под расписку, без выезда из посёлка,
     - Всё-таки, признайся, вы все были пьяны, иначе этого не произошло бы. Срочно идём к твоим родителям, они должны знать все. Они должны сообщить матери  твоего друга, они знают где она живет, они с ней были давно знакомы. Твой друг был единственным сыном у своей матери, как и ты у своих родителей. Мне страшно представить реакцию матерей. Пойдём, надо торопиться, - более строгим голосом сказала я, меня трясло от всего случившегося, - твоя жена с ребёнком пусть продолжают спать. Я сама ей обо всем расскажу. Я оставила его у родителей, сама вернулась домой.
      Долго шло разбирательство, погиб друг зятя, разбита чужая машина. Всё это рухнуло на голову молодого зятя, ведь это он разбил чужую машину, потерял близкого друга. Страшно было подумать, что ему грозит, ведь у него маленькая дочка, жена в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребёнком. Кто их будет содержать? С рождением ребёнка, семья укрепилась, у него хорошая работа, не выходя из дома. Казалось, чего ему не хватает? Мальчишеское озорство не давало им покоя. Его друг только вернулся со службы в армии, вероятно, решили хорошо отметить его возвращение. Тяжело было двум матерям, у каждой была своя беда. Всё расходы на захоронение взяли на себя родители зятя,  возможно была компенсация за потерю сына, этого я не знаю. Выступление матери погибшего оказало действие на судебное решение.
     - Наши дети были большими друзьями. На месте моего сына мог бы оказаться подсудимый, мой сын только вернулся со службы в армии, был не женат, у подсудимого маленькая дочь с женой, смягчите приговор. Два года он отрабатывал
на химии с ночёвкой в семье.

      Я смягчила ему жизнь после отбывания наказания. Он опять работал в гараже с предупреждением работать только днем, оплачивать коммунальные услуги и за работу в гараже. Казалось все шло свои чередом, но все быстро забывается. Переключился работать в позднее время. Я его всегда предупреждала, - не работай поздно вечером, не оставляй камеру на ночь в рабочем состоянии. Моя спальня на втором этаже находится над отделением работающих двигателей, их шум не позваляет мне уснуть. Это его не волновало, - захочешь спать, уснешь, - отвечал он мне. Подобный ответ меня раздражал, мне приходилось контролировать его работу, ведь за расход электроэнергии
 и воды он должен был оплачивать, а платить ему порой было нечем. Пришлось объявить ему ультиматум, - я закрываю работу в гараже, ищи себе работу в другом месте. Он стал меня просить, - разрешите мне работать, я буду оплачивать расходы и за работу в гараже. Что я могла сделать, они жили вместе со мной. Надежды на мужа у моей младшей дочери было мало.
     - Надо выходить на работу,  но прежде надо устроить ребёнка в ближайший садик нашего посёлка. Я подавала заявление в этот садик два года тому назад, сейчас моей дочери скоро будет три годика, надо узнать подошла ли наша очередь,- размышляла моя младшая дочь. Обратилась, получила отказ. "Нет связей, нет денег, нет места в садике". На этом и остановились.  Возвращаться на производство не решилась, устроилась продавцом детских игрушек, затем продавцом парфюмерии. С этих пор внучка постоянно была со мной. Её отец продолжал работать в гараже под моим присмотром, так решили его родители, это его раздражало. За сохранность дома в котором мы жили отвечала я, это был дом моей старшей дочери. Всё, что в нем происходило, я должна была знать и реагировать на все. Молодой зять не сделал выводы из всего, что с ним происходило, он уезжал из дома на неопределённое время, не очень-то заботился о своей работе и о своих доходах. Вот так мы и жили, тянули "лямку жизни" вместе с дочкой. Муж и зять были, как приставки в нашей жизни.

      Присутствие дома младшей дочери с ребёнком до трех лет, давало мне возможность больше времени уделять своим пристарелым родителям. Жили они рядом, с противоположной стороны улицы, но чуть левее. Сложности были в зимний период, когда даже калитку их дома засыпало снегом. Мне приходилось с трудностями добираться до них, а затем чистить снег перед калиткой и во дворе. Сходить в магазин за продуктами, мама  готовила еду самостоятельно, ей это нравилось с молодости, было ей тогда 74 года, она с этим справлялась, папе 81 год. Уборку в доме родителей я делала сама. Все их просьбы я старалась исполнять, ведь в трудные минуты моей жизни они приходили мне на помощь. Сама судьба меня привела в дом старшей дочери, чтобы быть рядом с родителями. В случаях их болезни, я часто у них ночевала. Возраст говорил сам за себя. Мама страдала гипертонией, часто приходилось вызывать скорую помощь. Папа страдал мочекаменной болезнью. Болезни моих родителей передались мне, будучи в молодом возрасте.

      Вдруг заболевает мой папа. Он рвётся кровью. Вызываем скорую, которая делает заключение, - надо сделать гастроскопию желудка и пищевода. Мы с мамой делаем папе лекарство из алоэ, мёда и вина "Кагор", по столовой ложке три раза в день после еды, ему становится лучше, рвота прекращается. Взяв направление, мой брат вместе со мной отвозим папу на гастроскопию, я присутствую,дают заключение-эрозия пищевода. Врач обращается ко мне, - необходимо сделать биопсию. Я прошу врача, - не делайте ему эту процедуру, ему стало легче, он идёт на поправку, ему 81 год. Врач стоит на своём, - я обязан сделать биопсию. Я со слезами на глазах умоляю врача, он идёт мне навстречу, я подписываю бумагу об отказе процедуры. После этого папа прожил до 88 лет, писал на черновиках свои воспоминания детства, юности, о службе в армии и военные годы в период ВОВ. Дослужился от рядового солдата до офицерского звания- майор. Исколесил всю страну. Последний год войны служил на Украине, в пограничных войсках на границе с Польшей на берегу реки Буг, куда вызвал к себе свою семью с детьми. Многое пришлось пережить вместе с папой, бандеровцы приследовали ото всюду. Умер папа в 2000 году от атеросклероза головного мозга.

Продолжение.
14.01.2023 года.