Лучше подраться с командиром эскадрильи, чем летет

Бригаднов Александр Викторович
Лучше подраться с командиром эскадрильи,чем лететь без штурмана
 
 Жара в Архангельской области 1983 года была невыносимой - плюс тридцать один градус,что для меня,привыкшего к морозам,было уж через чур.В этот день,двадцать первого июля,я первый раз выполнял полёты на Ан-2 с незнакомым мне  командиром,прибывшим к нам в отряд во искупление своих грехов из Киевского лётного отряда.Как обычно-"крутил" большее время штурвал,на посадке и на взлёте взлетал самостоятельно,так что этот командир отдыхал большее время в полёте.
День прошёл спокойно,вечером "зарулили" на стоянку.я сдал полётные документы и тут меня "обрадовали".послезавтра готовься на перелёт на Украину на Авиаремонтый завод.Хорошо,-сказал я.-но полечу,надеюсь.с моим старым командиром,(среди нас,пилотов,носящий уважительный позывной -"Старый")
Михаилом Николаевичем Ромодановым и нашим штурманом - Сергеем Ветошкиным.
 Вот тут я ошибся,меня "наградили" этим неизвестным мне командиром из Киева,
да ещё,в "придачу" опять "обрадовали",-полетите без штурмана с нашим командиром эскадриль,отправляющимся в город Рыбинск с семьёй на отдых.
 Хорошо.-говорю,-а штурман будет ждать нас в Рыбинске?
Да,нет,дорогой,- отвечает мне старший штурман лётного отряда,- дальше пойдёте вдвоём.
 Говорю ему,что по всем Правилам НШС*-полёт без штурмана не возможен.
На что мне старший штурман отвечает,- Ты стоишь на ввод командиром Ан-2,налетал уже тысячу часов,летаешь много "вслепую",так что - вперёд,!
Возмущению моему не было предела!Отказаться от полёта - "задвинут" ещё на год,а может и на большее время.
 Подхожу ко второму пилоту этого командира-"киевлянина".
Смотрю - на его лице небольшой синяк.Спрашиваю,-Гена! Что случилось?
Отвечает,- Ты же понимаешь,что лететь без штурмана нельзя,я стал доказывать
командиру эскадрильи,а он и слушать не хочет.Схватились за грудки!
Итог,как,видишь,на лице да плюс отстранение от полётов на целый месяц и работа в колхозе по заготовке сена.
 Что делать не знаю,подхожу к своему "Старому".Командир,объясняю.такая незадача,хочу лететь с Вами,а меня бросают "под танки".
 "Старый" жмёт плечами,отзывает в сторонку и так доступно... всё объясняет,-
Не полетишь,долго летать не будешь,как мой Генка,а о "вводе" забудешь на долго!
....
 Целый день готовлю карты по маршруту полёта,а "киевлянин" отдыхает,ни чуть не принимая участия в подготовке к полёту.Он у нас "блатной"-друг командира лётного отряда...
  Вылетаем на следующий день,загрузив всю семью командира эскадрильи.Я сажусь на "шестке"-между "киевлянином" и командиром эскадрильи.Взлетаем,набирает 1200 метров "по стандарту"(760 мм.рт.ст.) и идём на Карпогоры.
Чётко рассчитываю время пролёта первого аэродрома.идём на Шенкурск,по пути "хватаем" облачность,снижаемся до пятисот метров.
 До Рыбинска долетели спокойно,сдали самолёт под охрану и отправляемся в гостиницу отдыхать.
 Рано утром,уже без штурмана,вылетаем по маршруту. Расчётное время в пути составляет шесть часов одиннадцать минут."Киевлянин" крутит баранку,я веду счисление пути.
 После города Калинин погода ухудшается,идёт небольшой дождь,видимость становиться меньше двух тысяч метров.Нас вызывает Шереметьево и просит метеоминимум командира для продолжения полёта."Киевлянин" гордо заявляет,что его минимум - 100 на 1000 метров.
Шереметьево нас возвращает опять в Калинин,говоря о том,что минимум для перелётов составляет - 150 на 2000 метров.
 Спокойно разворачиваемся,кляня погоду,и проводим ещё одну ночь в гостинице.
На утро-опять взлёт,погода немного прояснилась,идём на 300 метров.Поочерёдно крутим "баранку".Через четыре часа мы уже входим в зону ответственности
аэродрома Чернигов.за штурвалом я,командир ведёт визуальную ориентировку.Проходим поворотный пункт.чуть справа,ниже нас идёт борт из Чернигова.Говорю "киевлянину",-Пора разворачиваться,борт из Чернигова,нам на право.На что получаю команду,-Держать прежний курс!
Стараюсь возмутиться и довернуть на нужный курс.на что получаю ответ,-
Я здесь два десятка лет летал и знаю все условия.
  Проходит ещё 17 минут,стрелка АРК* чётко показывает поворот на право,а "киевлянин" упёрся,не даёт изменить курс.У меня нет возможности передать по рации диспетчеру изменение маршрута командиром - мой правый щиток радиостанции отказал ещё в полёте.
Выхватываю у него карту и стремлюсь сориентироваться-впереди "набегает" железнодорожная станция,определяюсь-Бахмач!!!
Ё-моё- куда меня "завёл" "киевлянин" -50 км от Чернигова!
Тычу ему пальцем на карту- Бахмач!!!
 Набираем 1200 метров,"киевлянин" выходит на связь с аэропортом Чернигов,докладывает о уклонении от маршрута.....Через 17 минут подходим к аэропорту.садимся....
 Начинается расследование причин временной потери ориентировки.
За 15 шпангоутом обнаруживается один топливный бак самолёта Ан-2,который
"киевлянин" вёз своей тёще в город Нежин. Его списывают с лётной работы -
с диагнозом эпилепсия...
я остаюсь летать ещё целый год до ввода в командиры Ан-2