1088. Театр кукол

Маргарита Мендель
А давно ли — // с болью, смехом, гневом — // Колдовала над чужой судьбой, // Уходя со сцены королевой // Или нищей… // Никогда — собой.
Елизавета Стюарт, «Актриса»

***

Аладдин отпускает театрального Джинна,
падре Карло рисует макет
провинциальной каморки — с верстаком и камином,
но пылится на полке лорнет.

Театр кукол: за ширмой — Пьеро и Мальвина,
Артемон и шарманщик-поэт,
пять монет, озадачивших Буратино,
ключик к театру (диктует сюжет).

Побасёнки и сказки под балдахином
с небом звёздным и сонмом планет.
Бибабо* на руке говорит балерине:
— Па-де-грас? Фуэте? Менуэт?

Что умеешь ты, кукла? Ты вся — древесина,
гуттаперчевый трафарет,
путы-ниточки, вата тряпичная, глина,
сердце — сложенный вдвое вельвет.

Ты играешь, страдая, и страдаешь — играя;
кукловод развернет твой скелет
на тростях к свету рампы, и нить бельевая
перетянет уставший хребет.

…а в Венеции звали тебя Магдалиной*,
сам Гольдони тебе тет-а-тет
признавался в любви под игру клавесина:
— Как прекрасны вы, Marionett!..

Что расскажешь ты ныне, безвольная дева?
Сник в театре теней силуэт —
ты с улыбкою горькой, без упрека и гнева
опадешь, и взволнованный свет

пыль подымет над ширмой, и лик лицедея
вслед за пальцами выскользнет: «Бед
мне еще не хватало! Затекшая шея
и запястья, я стар уже, сед…

И трагедия Шекспира у нас — юмореска,
и мистерия — падший вертеп,
«Лебединое озеро» — тантамареска*,
из папье-маше яблочный склеп

вместо сада цветущего, облака, рая!..»
Но как только приходит рассвет,
куклы вновь оживают, с лицедеем играя
в «жизнь» и в «смерть». Их любовный секрет

никому не известен. «Не плачь же, родная!
Театр лучше пинакотек!» —
и она улыбается, все понимая, —
кукла — будто совсем человек.

29 октября 2022 года

* Бибабо — кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки.
* Марионетка (итал. marionetta) происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария (фр. Marion, Mariotte, Mariolle). В частности, в Венеции, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников.
* Тантамареска — кукла, у которой голова человека и кукольное тело.

Иллюстрация: Коновалова Н.В., «Кукольный мастер»