Манифест любви к слову

Елена Каффановская
             
                Слово замылено, слово умалено,
                Слово намелено, слово намолено.

    Мир сузился до размеров плоскости экрана, до двумерия. Люди обмениваются кратчайшими сообщениями, идеи передаются смайликами.
     Поэт воспринимает музыку слова, чувствует силу слова, его многомерность, он охвачен интересом к жизни каждого слова, его созвучию другим словам, он как бы смакует его, исследует возможности его изменения, сжатия и расширения. Поэзия – это чистое созидание, волшебство из разряда абсолютной любви.
     Слово сужено и унижено рекламой и биржей, а сознание сужено до уровня приобретения покупок и добычи денег. Слово изымается из общения и заменяется картинками, мозг теряет свою способность со-ображать, связывать, фантазировать, соотносить и делать выводы. Человек теряет способность излагать сложные мысли. В таком формате обмена мыслями общество неизбежно оглупевает. Возвращение к речи, к глубокому и объёмному использованию слова, обмену сложными длинными фразами, заставляющими мозг сосредоточиваться, вот путь выхода из отупения, путь повышения уровня сознания и осознанности. Особенно важно показывать детям механизмы мышления и осмысления, читать им чудесные стихи.
     Задача поэтов переводить сознание людей из двумерия в наш многомерный мир!
     Это не другой мир. Это наш мир, объёмный, живой, где люди снова читают книги, где глубинные связи становятся зримыми, где виден изначальный свет созидания. Текст – это абстракция, которая заставляет мозг сосредоточиваться, порождать в уме сложные картины и сюжеты, побуждает обдумывать, осмысливать их.
     Слова от повседневного использования перестают быть яркими, значимыми, они тускнеют, они перестают быть открытием, подарком, звуками, несущими глубинный свет знания, изначального смысла. Слово тускнеет, становится безликим, как изношенное платье, превращённое в утилитарную тряпку. Слово мельчает и уже не сияет гранями своих смыслов.
     Задача поэта вернуть словам их яркость, глубину и силу, внимательное к ним отношение!
     Слова перестали быть привлекательными и действенными, потому что их начали использовать в другом смысле, их используют для лжи, что приводит к обманным представлениям, к поверхностному отображению действительности. По этой причине у каждого в голове создаётся своя реальность, порою далёкая от того, что есть на самом деле. Истина – это то, что есть в действительности. Поэтому, одно из предназначений поэзии – показывать истину, служить развитию сознания, познанию глубины мыслеобразов, осмыслению многомерия.
     Задача истинного поэта не только создавать украшенную речь, звуковую и ритмическую гармонию, его миссия – придавать словам жизнь во всем их блеске, через образы и созвучия, через способность самого слова к словообразованию, порождению новых смыслообразов, создавать точные мысли. Поэзия, содержащая ясные и яркие мысли, пробуждает чувства, включает процесс мышления, порождает действие. Ни один из языков мира не обладает такой огромной словообразовательной вариативностью, как русский язык. Это ярко выявили поэты: Карамзин, Ломоносов, Маяковский, Белый, … Один только Хлебников создал более девяти тысяч неологизмов! 
     Задача поэта поэтически исследовать способность слова создавать пространства смыслов и связей этих звуков-слов-смыслов-образов между собой.
     Задача поэта подвигнуть читателя к постоянному осмыслению действительности. Благодаря этому, за набором букв и обыденных смыслов открывается глубинный свет знания.
     Задача поэта увидеть и показать ладное устройство слов, показать, как они взаимодействуют, как согласно кружатся в поэтическом хороводном танце, разгадать строение слова и показать его устройство, открыть изначальное предназначение слова, созданное поэтами-жрецами. Жрец – Жи Рец – Жи рекущий, творец живительной, живой речи.
     «Словотворчество – враг … окаменения языка…», – писал Хлебников. И все, кто в душе поэты, творят живое слово.
     Задача поэта открывать и показывать неизвестное!