Продолжение книги Найти себя

Ольга Ботолина
     Классы были спаренные: количество детей не дотягивало до полного укомплектования. К примеру, спаривали  1-3 и 2-4 классы, и так, совместно, ребята постигали гранит науки. Объяснял учитель поочерёдно. Одни слушают, другие выполняют задание. И наоборот. Ничего, справлялись. Даже некоторые учились хорошо. Хотя, правда, были и троечники, и второгодники.
   Первая моя учительница – Антонина Ивановна Малыгина. Она была замужем за двоюродным братом папы, его полным тёзкой. Их семья в деревне немного выделялась. В нашем классе учился их сын Федя. Всего в семье Малыгиных было четверо детей: Юра, Федя, Оля и Саша. Своему учителю и наставнику я благодарна всю жизнь. Может, меня захваливали, потому что я была отличницей, но не без усидчивости же появлялись в моих тетрадях пятёрки! Накрепко вбили в голову родители, что без труда не вытянуть и рыбку из пруда. И не зря же через годы пронесла я стремление к знаниям, привитое мне с первых лет обучения в школе. Когда я уже работала, соседка по общежитию как-то сказала: «Ты, Малыгина, чем больше работаешь и устаёшь, – тем тебе лучше». Такой уж выковался характер – духовный стержень человека, ничего не поделаешь.
   В начальной школе меня приняли в октябрята и выбрали звеньевой «Звёздочки». Ребята-октябрята с гордостью носили на груди красную звёздочку с портретом Володи Ульянова в кружке по центру. На безупречного вождя Великой Октябрьской социалистической революции должны были равняться все дети страны, благодарить дедушку Ленина за «счастливое детство» и учиться на «4» и «5». И мы старались «учиться, учиться и ещё раз учиться», как завещал великий Ленин, потому что только тогда нас примут в пионеры. Октябрята – младшие братья пионеров.
   Мама, в последние годы её жизни, передала мне  школьную ведомость об окончании 2-го класса начальной школы (1-4 классов), которую хранила все годы дома с документами, с итоговыми оценками успеваемости по предметам по четвертям:
ВЕДОМОСТЬ
оценки знаний и поведения ученицы 2-го класса восьмилетней школы д. Пиринемь, Пинежского района Архангельской области Малыгиной Ольги за 1964/65 учебный год.
Предметы: Русский язык (письменный/устный) первая четверть 5/ вторая 5/третья 5/ четвёртая 5/ годовая 5
Литература, чтение 5555  5; Арифметика 5555  5; Физкультура 5545  5; Труд 5555  5; Рисование 5555  5; Пение 5555  5; Поведение 5555  5.
Переведена в 3-й класс./ 29 мая, 1965 г./ Подпись учителя, она же классный руководитель  А.И. Малыгина.
  А Татьяна, старшая сестра, пару лет назад откопала в бумагах своё школьное сочинение шестого класса на тему «Портрет моей сестры». Вот, пожалуйста:
«17марта. Сочинение. Портрет моей сестры.
   Моя сестра младше меня. Её зовут Оля. Она учится в третьем классе. Лет Оле девять.   Роста она невысокого. Лицо у Оли маленькое, бледное. Волосы русые и короткие. На лбу маленькая чёлка. Косы она чаще всего заплетает «калачиком». Когда я ей хочу заплести одну косу, то ей так не нравится, и по утрам мы иногда ссоримся.
  Глаза у Оли серые, не большие и не маленькие, а такие, какие надо. Нос маленький. Рот тоже. Подруга у Оли Сметанина Оля. Чаще они играют в «домики», сделанные из снега. И ещё им нравится игра в «контору». У Оли много бумаг, на которых она пишет. Дома мы с ней часто поём песни и убираем комнату. Оля ходит кататься на лыжах с горы. С Олей С. она рассорилась из-за того, что Оля С. стукнула её палкой по голове. В общем, сестра у меня хорошая».
   Спасибо сестрёнке за откровения и характеристику. Попробую не согласиться с некоторыми деталями в описании моего облика. Во-первых, глаза у меня, доставшиеся по наследству от мамы (маме – от деда), всегда были в пол-лица, их иногда сравнивали с блюдцами, а врачи задавали вопрос, не болел ли кто в роду базедовой болезнью (увеличением щитовидной железы); нос папин – длинноват, а после того как я в начальных классах упала переносицей на порог, добавилась ещё и горбинка. Короткие волосы вряд ли можно заплести в косички и завернуть «калачиком», которые я носила. Насчёт бледности соглашусь – худерьбой росла, слабнёй, с признаками малокровия. У меня вечно не было аппетита, я часто отказывалась идти за стол вместе со всеми, надоедала родителям своим нытьём «не хочу». Мама сердилась: «У всех ребята как ребята, вон, Сметанины – кровь с молоком! А эту худерьбу не накормишь. Люди думают, небось голодом девку морят!». А папа говорил: «Ничего, поуросит-поуросит* – явится. Губа толще – брюхо тоньше, голод-то не тётка»». Но меня, что задумаю, – палкой не перешибить.
   С Олей Сметаниной мы действительно были закадычными подружками и почти не расставались. Не помню, чтобы Оля была «кровь с молоком», просто она не так часто болела и кость у неё была широкая. Мы с ней всё детство то дрались не на жизнь, а насмерть, то дружили не разлей-вода. У Сметаниных тёти Тони и дяди Вани детей было пятеро, мал мала меньше: Шура, Оля, Нина, Вова и Люба. Дядя Ваня рано умер – покончил с собой, тётя Тоня растила ребятишек одна. Шура учился со мной в одном классе, Оля годом позже. Рядом с подругой я казалась себе некрасивой.
   На лыжах я могла первой прокатиться в Авторыгине с горы на гору или прыгнуть с трамплина на Солкове. Наверно, девчонки мне завидовали. А ребята за отважность уважали. Что и говорить – Малыгина. Но что творит с нами время?! Как-то в очередную побывку дома зимой переезжали на автомобиле с одноклассником Петром Некрасовым за реку – лёд крепко подтаял, колёса полностью оказались в воде. У меня со страху едва разрыв сердца не случился. А Петя – с улыбкой: «Малыгина, ты же всегда, кажись, смелой была! Чего сейчас-то трусишь?». Ой-ой, когда это было-то, Пётр Фёдорович?!  В прошлом веке! Но спасибо за память.
   Начальную школу в четыре класса я окончила с похвальной грамотой «за отличную учёбу». Так вышло, что школьную награду за усердное ученье я слабо прикрепила кнопками в простенке «моей» комнаты. Ценная бумага с первыми заслуженными достижениями свалилась на пол, и её безвозвратно порвала на клочки и изжевала неразумная собака Лапка. Было мне в ту пору одиннадцать лет.
  Мама сохранила моё Свидетельство об окончании начальной школы, в последние годы жизни передала его мне.
СВИДЕТЕЛЬСТВО
Министерства просвещения / В за № 247812 / Малыгиной Ольге Николаевне в том, что она обучалась в Пиринемской начальной школе д. Пиринемь, Пинежского района, Архангельской области, окончила полный курс этой школы в 1967 году и обнаружила при отличном поведении следующие знания:
По русскому языку 5 (отлично)/ чтению 5 (отлично)/ арифметике 5 (отлично)/ истории 5 ((отлично)/ природоведению 5 (отлично)/ рисованию 5 (отлично)/ пению 5 (отлично)/ физкультуре 5 (отлично)/ трудовому обучению 5 (отлично)   
/ 30 мая 1967 год. / Директор школы З.И. Резвая; учитель и классный руководитель А.И. Малыгина.
Безупречный школьный табель!

Пришла пора любимой пошехонской учительнице передать нас в руки учителей другой, новой школы в Заозерье. Впереди ожидало непонятное будущее, немного пугало, волновало и манило неизвестностью. Так как я всегда была заводилой, с октябрятского периода началось моё лидерство, со звеньевой «Звёздочки», не заканчивалось оно весь учебный и трудовой жизненный путь.