Жизнь в труде

Иванова Ольга Ивановна
Мы, сёстры Ошмарины, всё умели делать: шили, вышивали, вязали все. Еду готовили, стирали, везде работа двумя руками, особенно когда косили косой, огребали и ворошили сено. Не знали слов "НЕТ". Папа подходил - и сразу побежишь делать. Его взгляда мы боялись.
Удивляюсь, как мы учились на пятёрки, всё время в работе.

В большой комнате стояла старинная кровать с шариками. Приставляли к ней доску в длину. Спали поперёк кровати:  Нина,  Люся, Галя и я. Головой к стене. Маленькая Таня в маленькой кроватке на полозьях.

На кухне два сорокалетних комбайнёра спали на одной кровати по 10 рублей с каждого, в спаленке - четыре девочки из музыкального, сельхозтехникума или из педучилища: они платили по 4 рубля, это 16 рублей. Вместе - это 36 рублей в месяц, да папа 44 рубля.

Девочкам мыли голову в тазу, я помню часто поливала из ковша им. Ели часто они нашу же сваренную в печке картошку, квашеную капусту или кашу, а если приболели, то и молоко, чай пили. Где папа с мамой спали до сих пор тайна. Папа на полатях, мама на печке.

Девочки в спаленке как умудрялись спать на двух кроватях - диву даюсь. Там комнатка крошечная, кровати железные с сеткой. Одна попалась позже на воровстве, одна - из другой группы забеременела. Потом стали брать в квартиранты мальчиков из техникума механизации и электрификации с/х. С ними было полегче.

Когда я училась уже в 10 классе, сказала маме: давай откажем ребятам. Она 16 рублей получит, положит их под клеёнку и забудет. Их же на эти деньги ещё и накормит. Добрая была.
Мы ребят спросили, не дадут ли им общаг, и ближе к весне они ушли. Мы вздохнули с облегчением.

Большое счастье было, если мы с Галей учились во вторую смену. Мама утром будила и говорила: учите, пока никого нет.

Вспомнила, где спал папа. Он же сутками дежурил на конюшне - 24 лошади. И когда выпил крепко с этими же комбайнёрами на кухне, а идти дежурить надо. Мама посылала с ним нас с Галей, (вдвоём веселее), чтобы папа не устроил там пожар.

Папа спал на длинной остывшей плите без одеял, в фуфайке и ватных брюках, а мы носили солому, сено, овёс, что указал нам. Отгребали навоз из стойла в проход. В проходе чавкали доски. Всё делалось с фонарём. Света не было на конюшне. Воду чистую из бочки носили ведёрком. Иногда мама сама дежурила вместо папы летом или, когда квартиранты были в отъезде.

01.02. 2023   https://proza.ru/2016/11/09/195

https://proza.ru/2006/09/29-222