Слово об Учителе - 1

Виктор Квитко
   Как-то в ПТУ, где я учился после восьмилетки на сварщика, наш комсорг на общеучилищной линейке сделала объявление, дескать в Михайловке по улице Крылова проживает художник-инвалид и ему, якобы, нужна какая-то помощь и нет ли среди нас желающих помочь этому человеку?
   -- Сашка, пойдём помогать, - толкнул я приятеля в бок. -- Глядишь, научимся у него чему-нибудь.
   Приятель, как и я, любил рисовать, делал чеканки, вырезал на фанере какие-то панно по чужим рисункам и, конечно, охотно согласился. Кроме нас с Сашкой вызвалось ещё человек восемь. Кто из любопытства, кто от доброты душевной.
   И вот мы всем гамузом в определенный день приехали после занятий по указанному адресу. Дверь открыла добродушная старушка и, после нашего волнительного объяснения кто мы и откуда, провела нас в комнатку. Это была одновременно спальня и рабочая мастерская художника. В ней стояла кровать, небольшой журнальный столик, два-три стула, мольберт и угловой шкаф-стеллаж, сделанный на заказ, с книгами, красками и прочими атрибутами художественной мастерской. На подоконнике стояла гипсовая копия головы античной статуи. Что-то в ней мне было знакомо, где-то я видел это бородатое страдальческое лицо, но где -- вспомнить не мог.
   Рядом с кроватью в инвалидной коляске, тоже явно сделанной на заказ, сидел, вытянув ноги перед собой, седоватый с длинными волосами, зачёсаными назад, с пышной бородой и усами грузный улыбающийся человек.
   -- Здравствуйте! -- вразнобой сказали мы.
   Он поздоровался.
   -- Откуда вы, ребята?
   -- Мы из 109-го училища. Нам сказали Вам помощь какая-то нужна.
   Он улыбнулся.
   -- Никакой помощи мне не нужно. Мы сами пока справляемся. Вы хотите учиться рисовать?
   Мы обалдели. То, о чём мечтали и готовы были преодолевать всякие трудности, предлагалось нам легко, просто и совершенно бесплатно, можно сказать на блюдечке с голубой каёмочкой.
   -- Да, конечно, -- чуть ли не хором ответили мы.
   Анатолий Алексеевич (так звали художника) предложил прямо сейчас и начать.
   -- Вот в углу стоят фанерки, вон на стеллаже бумага, кнопки и карандаши. Прикалывайте кнопками бумагу, точите карандаши и начнём. По ходу дела и познакомимся.
   В зале уже сидели пара человек и, держа фанерки на коленях, рисовали какую-то гипсовую вазу.
Нам предлагалось то же самое. Кому места не хватило в зале, тем было предложено рисовать куб из папье-маше выкрашенный в белый цвет в мастерской-спальне. Всем хотелось интересную вазу рисовать, а не скучный куб. К тому же большинство из нас его рисовали в школах на уроках рисования. Я оказался не очень расторопным и не успел втиснуться со своим стулом между ребятами. И мне пришлось рисовать куб, сидя рядом с учителем. За спиной на подоконнике стояла манящая гипсовая голова и я постоянно чувствовал её  за собой. Все мысли мои были там. Кто же это такой?
   -- А можно мне этого дяденьку порисовать? -- спрашиваю, смущаясь.
   -- Это не дяденька, а Лаокоон. Можно.
   Я возликовал.
   -- Только не сейчас, -- после небольшой паузы продолжил он, -- сейчас -- куб.
   Я сразу скис. Анатолий Алексеевич улыбнулся, глядя на мои эмоции.
   -- Рисование -- это не только интерес, но и дисциплина. Прежде всего -- дисциплина.       
   Так был преподан первый урок.
   Однако, гипсовый Лаокоон не отпускал мои мысли и вскоре я вспомнил где видел этого страдающего бородача. В школьном учебнике "История древнего мира" за 5 класс. На фото в учебнике была изображена композиция из трёх человек, борющихся с питонами, которые душили Лаокоона и его сыновей.