Слово об Учителе - 4

Виктор Квитко
   Когда мы впервые увидели большой холст, над которым работал Анатолий Алексеевич, нам тоже было предложено поработать масляными красками. Мы обрадовались и начали придумывать о чём будут наши композиции, на какую тему. У меня фантазии не хватало, я ведь привык с детства перерисовывать понравившиеся мне рисунки, а в студии и на пленере писать с натуры натюрморты и пейзажи. А тут надо было самому придумать сюжет, тему, представить в своём воображении композицию. Я ощущал с каким скрипом поворачиваются мои мозги. Ведь даже в школе, хоть я и любил предметы "литература" и "история", а сочинения писать терпеть не мог. Так, видимо, устроен у меня механизм восприятия и познания. Либо на своём опыте, либо на чужом. А чтобы самому стать творцом, моего и чужого опыта не хватало, тут надо было больше развивать воображение, абстрактное мышление. Я чувствовал некий пробел в моём воспитании. Да и до сих пор чувствую.
   Анатолий Алексеевич предложил мне тему: " Пусть это будет допрос". Хорошо, допрос так допрос. Уже было от чего плясать. Дальше надо было детально обжить композицию. Кого? Кем? Видимо, я не очень любил задавать себе вопросы, чаще задавал другим. Но когда уже ответил сам себе, дело закипело. Это был допрос белыми офицерами красного партизана. Пришлось вникать, какие у персонажей будут одежды, предметы быта, интерьер.
   Так родилась первая картина.
   Спустя много лет я как-то во время очередного переезда обнаружил эту картину. Ох и наивной же она мне показалась. Не по замыслу -- по исполнению. Но, главное -- начало было положено.

   Интереснее всех работ мне тогда показалась "Голгофа" Вити Иванько. Сколько ему тогда было -- лет 13-14? А картина была не по возрасту глубже. Распятие на фоне кровавого заката, почти фиолетовый (если память не изменяет) холм завораживали мощью цвета, придавая ещё больше драматичности событию. Смелые, открытые цвета. Остальные ребята тогда не особо выделились цветовыми решениями.

   Следующей была выставка в кинотеатре "Юбилейный" в зале на втором этаже, в нём были слева и справа входы в зрительный зал, а по центру огромная обшитая деревом стена, по стыкам обитая рейками. На эти рейки мы и крепили свои работы. Перед сеансом фильма зрители могли их посмотреть, оставить отзыв. Несколько раз Анатолий Алексеевич посылал нас смотреть на реакцию зрителей. В этот раз отзывов было намного больше, чем с первой выставки. Это радовало и придавало нам больше сил и энтузиазма и приучало к мысли, что обязательно надо выносить на суд зрителю то, что сотворил. Иначе как понять, в правильном ли направлении ты двигаешься?