Слово об Учителе - 5

Виктор Квитко
   С каждым занятием, с каждым пленером нарабатывались навыки, увеличивалось количество работ. Анатолий Алексеевич настаивал на том, чтобы привычка зарисовывать понравившиеся моменты была всегда и всюду, для чего обязал нас обзавестись блокнотами или папками для набросков. И мы стали рисовать всюду, где бы не приходилось на несколько минут остановиться: на остановках, в очередях, на прогулках. Поначалу стеснялись это делать, вдруг кто-то захочет посмотреть (а такие, как правило, всегда находились), и хорошо если обходились без замечаний или критики, что всегда раздражало и мешало. Постепенно Анатолий Алексеевич приучал нас не обращать внимания на критиканов. Так сразу с зажимами тяжело было бороться, но мы понимали, что надо. И чем быстрее, тем лучше. По-моему, я до сих пор от них не избавился.

   Как-то я спросил у Анатолия Алексеевича, что с ним случилось , как он стал инвалидом?
   -- В детстве заболел полиомиелитом, здесь лечили, пошли какие-то  осложнения, не долечили, отправили в Ташкент, там "залечили в конец" до дистрофии мышц, -- ответил он.
   -- А учились как? Как художником стали?
   -- Экстерном закончил общеобразовательную школу, а затем заочно Народный Университет имени Крупской в Москве. Вот так и стал, -- улыбнулся учитель.
   
   Никогда не забуду как Анатолий Алексеевич научил меня резать стекло. До этого видел, конечно, как его режут: отец резал, где-то ещё видел, но научил меня резать художник инвалид, который никогда стеклореза в руках не держал. Учитель был очень наблюдательным человеком и, если что-то при нём делали, запоминал или понимал сам механизм действия.
   Как я писал уже, работы и навыки у нас копились, значит нужно было снова готовиться к выставке, к серьёзной выставке. На этот раз Анатолий Алексеевич, договорился о малом зале в выставочном салоне на центральной улице нашей Караганды, проспекте Советском. Работы надо было оформить достойно, акварели и рисунки под стекло, масляную живопись в рамы. Кажется, через райком комсомола учитель заказал багет, стекло, гвозди, бечеву и мы приступили. Резали багет, сколачивали рамы, красили их и Анатолий Алексеевич всем подсказывал, как и что нужно делать. Мне предстояло резать стекло. Накануне я выпросил у отца стеклорез. И мы приступили.
   -- Вон то отбитое стекло положи на стол, подложи под него лист бумаги рядом со сколом, сейчас эту сколотую часть будем отрезать.
   Я выполнил все действия.
   -- Теперь бери стеклорез в кулак, большой палец клади на рукоятку стеклореза, будешь давить на неё  при резке. Отметь стеклорезом начало резки у верхнего края листа, черкни по нему с нажимом от себя, чтобы колёсико стеклореза заскрипело и оставило след. Нет. Сильнее нажимай. Проехало, но скрипа не было, слышал?
   -- Да.
   -- Повтори.
   Я попробовал ещё раз.
   -- Вот. Получилось. Теперь такую же метку надо сделать на нижнем краю стекла, где лист бумаги заканчивается.
   Ага. Метки есть. Начало и конец линии отреза прорезали. Теперь соединяй их стеклорезом. И не бойся, дави увереннее, чтобы скрип колёсика слышал постоянно.
   Теперь двигай то, что отрезали немного за край стола. Придерживай отрезанную часть и попробуй простукать стеклорезом по линии от начала до конца. Сильнее стукай. Лопается стекло?
   -- Местами.
   -- Где не лопнуло, ещё постучи.
   -- Готово.
   -- Теперь подвинь линию отреза ровно на край стола. Сверху положи вон ту широкую рейку. Тоже строго по краю. Прижимай ладонью рейку, а локтем всё стекло и резко... резко надави другой рукой отрезанную часть вниз.
   Ну вот, поздравляю! Получилось.
   -- Здесь немного в сторону скол ушёл.
   -- Внутрь или наружу?
   -- Наружу.
   -- Это не страшно, клещами или пассатижами можно захватить и так же резко надавить вниз. Или стеклорезом. Видишь сбоку стеклореза есть выемки разной ширины? Надо стекло в выемку по размеру вставить и стеклорезом отламывать понемногу.
   Я так и сделал.
   -- А теперь давай попробуем стекло для рамки вырезать. Клади стекло на стол, протри его хорошо сухой тряпкой. Подсунь под угол стекла паспарту, который хочешь вставить в рамку, или лист бумаги по размеру паспарту. Размер стекла на 5 миллиметров сделай меньше размера паза в рамке, а то, если чуть промахнёшься в большую сторону, потом не вставишь.
   А теперь - отрезай, не бойся. Всё получится.
   И ведь действительно получилось мне на удивление.

   Неделю или две в перерывах между занятиями мы  занимались оформлением своих работ. Когда оформили, Анатолий Алексеевич заказал машину и мы к вечеру отвезли работы в выставочный зал на проспект Советский, когда он уже закрывался, разгрузили и наутро договорились развешивать их по стенам.
   Целый день развешивали, сами компоновали стены, Анатолия Алексеевича с нами не было. Что-то подсказывали искусствоведы. Наконец к вечеру, уставшие и возбуждённые, присели, посмотрели ещё раз внимательно на выставку (не упустили ли чего?), остались
довольны. Ребята проводили меня и девочек на остановку и разошлись по домам.

   Перед выставкой долго думали над названием изостудии. К тому же этого требовал регламент. Что за изостудия такая, откуда появилась? В итоге назвали её просто и немудрено -- "Живопись", что и указали в небольшой вывеске в нашем зале.