Один из Фрагмент 10

Андрей Михайлович Нечаев
Фрагмент 10
Новый проект.
Взлетнопосадочная полоса (ВПП), вместе со светосигнальным оборудованием (ССО), выработали все мыслимые и немыслимые ресурсы. Аэропорт был потенциально "лакомым кусочком", появилась возможность принимать заграничные рейсы, зарабатывая на этом большие деньги, но для этого нужно было привести и то и другое в полный порядок, соответствующий мировым стандартам. И где-то вверху было принято решение провести капитальный ремонт ВПП с установкой новой, импортной светосистемы. На этот раз игры в демократию не было. Ведина с другом вызвали к руководству, выдали проектную документацию и объявили, что ССО будет устанавливаться немецкой фирмы АВВ. Начало работ через месяц. Познакомили с местными представителями АВВ, и работа началась...
Вся работа должна проходить без прекращения полетов. Проект был сыроват, его требовалось полностью переработать, дополнить деталями, которые проектанты просто не знали. Проектировали ССО женщины, очень грамотные, но никогда не работавшие в эксплуатации и просто не знавшие очень много важных деталей. К тому же они были "связаны" давно устаревшими руководящими документами.
Сразу было понятно, что в процессе работы будут рвать кабель действующей светосистемы, а в некоторых участках, новая система должна была устанавливаться на место старой. В 8 утра систему отключали, а к 10 вечера система снова должна полностью работать. Они с другом разделили как всегда обязанности. Проект и вся техническая часть за Ведином, организационная и административная за другом. Чтобы сократить риск ошибки нужен был хороший оппонент и они привлекли к этой работе третьего, их товарища, коллегу. В большей части Ведин искал все возможные проблемы и пути их решения, а Третий оспаривал, каждое из них. Они постоянно спорили и даже ругались, но как известно только в спорах рождается истина. Им теперь уже троим удалось договориться на непосредственное участие всего коллектива в работе за деньги. На этот раз весь интеллектуальный труд был учтен. 
Работа началась. От ВПП отрезали треть длинны и самолеты летали через них, поначалу немного страшно, но скоро вошло в привычку и их просто не замечали. После того как их коллектив демонтировал часть светосистемы, врезанной в бетон их работа прервалась из-за отсутствия оборудования. Человеческие законы экономики снова оказывались выше законов физики и природы. Процессом управляли менеджеры.
Это был участок, на котором располагалась основная, самая большая и сложная часть оборудования. Чтобы смонтировать качественно и без ошибок требовалось время, которое таяло на глазах. Строительная часть подходила к концу, а кабеля все не было. Менеджеры все утрясали денежные вопросы. Строители закончили этот участок и перешли на другой конец полосы, снова закрыв для работы одну треть, а менеджеры все разбирались с деньгами. Стало понятно, что по бумажной схеме реальную схему Правильно собрать не получится нужно было искать решение. И Ведин с Третьим его нашли.
 Схему решили нарисовать на земле, вернее на бетонных колодцах, куда будет заходить кабель. После выработки алгоритма приступили к его выполнению. Закончилась и эта часть строительных работ, и строители перешли на центральную часть. Теперь ВПП с 8 утра до10 вечера полностью закрывали, а к началу полетов все должно было быть зарыто и утрамбовано. Кабель пришел в начале сентября, дни становились, короче, а погода неустойчивее...
Работа была не простой.  В половине девятого утра три экскаватора, расставленные примерно через 350 метров друг от друга начинали рыть одну траншею, около одного метра в ширину и глубину, следом за ними сразу шли рабочие выравнивая выкопанное. После выравнивания траншею засыпали песком и снова выравнивали и только потом начиналась прокладка кабелей. Кабелей в траншее было от 8 до 36. Через каждые 30 метров стояли кабельные колодцы, в которые в соответствии со схемой должны были заходить строго определенные кабели, а внутри колодца, опять-таки строго по схеме, кабели должны были соединяться специальными коннекторами с обязательной индивидуальной маркировкой. Но коннекторы пришли намного позже, а маркировка не пришла вовсе. Маркировку пришлось изобретать " на ходу". Укладку кабеля можно было начинать только когда вся траншея была полностью готова, иначе риск ошибки и без того не малый сильно возрастал. После прокладки всего кабеля, его снова засыпали песком, снова выравнивали и после этого сверху ложилась лента заземления соединителей на которую тоже не было. Их приходилось изготавливать прямо во время работы. После этого траншею зарывали и сверху укатывали катками. В 8 вечера уже становилось темно, а за час до захода солнца нужно было докладывать руководителю полетов о готовности существующей системы к работе ночью. Почти каждый день существующую систему рвали и ее приходилось спешно восстанавливать. Права НА ОШИБКУ НЕ БЫЛО. Но возможность проверить все что проложено за день тоже отсутствовала. Вся ответственность за эту работу лежала на Ведине. Нервы были перенапряжены, ему удавалось поспать от двух до четырех часов в сутки.
Работа шла ежедневно, без выходных по 12 часов в сутки. Чтобы все-таки как-то спать - почти каждый день алкоголь пусть даже в небольших дозах. Начинались проблемки с организмом. Ведин под руководством ПК снова хватался за все, порой экономя минуты, в одиночку таскал кабельную телегу, когда отсутствовал УАЗ или грузовик. Организм ответил болями в спине, а на постоянный недосып, мимолетными потерями сознания. Порой начинала мешать погода, когда они укладывали самый ответственный и большой объем кабеля шел легкий снег. Через полтора месяца, работы по прокладке кабеля завершились, были установлены наконец-то пришедшие коннекторы наступил МОМЕНТ ИСТИНЫ! Проверка всех кабельных колец выявила... ошибок нет... ни одной...
В этот день они напились, имели полное право. Казалось, что самое трудное позади, для большинства так и было. Ягоды Ведина поспели только к концу проекта. А пока им удалось выбить для себя еще один объем работ, по установке огней приближения. До этого просто посмотреть, что делается на этом участке, времени не было. А там была Ошибка проектирования. Все фундаменты под огни были установлены по проектным геодезическим отметкам, но установлены НЕ ПРВИЛЬНО. Снова на ходу пришлось искать решение. Пришлось демонтировать все фундаменты, бульдозерами спланировать километровой участок и заново установить все фундаменты. Все геодезические отметки проекта были нарушены. Геодезиста не было, никто не умел пользоваться теодолитом и Ведину с Третьим пришлось изобретать для себя эту науку. И у них получилось! Все огни были установлены как по туго натянутой струне, во всех плоскостях. К концу ноября все работы в поле были закончены, ждали приезда немецких спецов...
Горькие ягоды стали поспевать. В аэропорт в очередной раз пришли новые "талантливые" менеджеры и первым делом убрали из колдоговора пункт об окладе к отпуску. Народная молва разнеслась об этой инициативе за неделю до ее введения. И весь личный состав успел если не сходить, то хотя бы оформить по неделе отпуска и получить деньги. Все, кроме Ведина. ПК не позволял ему выделить хоть полчаса на это. А когда Друг просто выгнал его в отдел кадров, было уже поздно. Он оказался единственным, кто не получил деньги. Удар был серьезный, но разбираться с этим не хватило времени...
Приехало 5 немцев. Главный, с широко разведенными пальцами, он много говорил, надувал щеки, но технику глубоко не знал. Четверо других по разным типам оборудования, каждый по-своему, трое из них знали английский, четвертый говорил только на немецком. Русский никто из них не знал.
Все оборудование тем или иным образом было связано с основным компьютером. Ведин был единственным кто как-то знал английский и что-то понимал в компьютерах. И началось... Сразу было ощущение что обучать их не будут, и единственная возможность понять, как все устроено вцепиться в каждого из четырех в процессе монтажа. И он вцепился, бегая от одного к другому, впитывая разноплановую информацию и совершенно новые для себя принципы работы. При этом приходилось решать кучу проблем с постоянно выходящей из строя существующей светосистемой, увязывать работы со смежниками. В то время транспорт ходил плохо и заканчивал работу в половине девятого. Поскольку немцы обходились ихнему руководству дорого, они работали с 9 утра до часа ночи. Их в отель и на работу возили на машине, Ведин работал с 8 до 8 пока...
С тремя англоговорящими немцами, благодаря "подключению" удавалось найти общий язык и начать понимать, как все работает. С четвертым диалога не выходило, а его часть оборудования была базовой, именно оттуда питалось все остальное. И если отказывало оно, отказывала вся светосистема.
У не знавшего английский спеца "не шло" и это тормозило работу у всех других спецов. Переводчица хорошо переводила бытовые темы, а то что требовалось переводить, требовало и специальных знаний, которых у нее не было. Ведин снова применил использованный однажды метод. Спец говорил на немецком, дополняя объяснения жестами рук. Ведин, благодаря "подключению" говорил через переводчицу, самыми простыми словами, как все понял и уже совместными усилиями им удалось найти решение.
 Работа подходила к завершению, начинался самый сложный МОМЕНТ всей работы - Наладка всего комплекса. Теперь уйти с работы он не мог, в час ночи транспорт не ходил, и он провел на работе трое суток. Воспаленный мозг не давал заснуть, организм все чаще сбоил, единственным антистрессовым и болеутоляющим средством был спирт. Небольшие дозы, позволяли приводить организм в рабочее состояние, без опьянения. После проведения наземной проверки работоспособности всего комплекса оборудования, наступил главный момент - ОБЛЕТ, проверка работоспособности и правильности настройки с воздуха на специальном самолете-лаборатории.