Найти себя

Ольга Ботолина
Продолжение книги/ в сокращении

НОВАЯ ШКОЛА. ПЯТЫЙ КЛАСС.
В пятый класс мы пришли в новую школу-восьмилетку в Заозерье. Её построили в центре, напротив магазина и старой почты. В школе было четыре просторных класса, тогда всё в ней казалось большим – и классы, и окна. На второй этаж (подволоку) вела крутая лестница – там была учительская. В буфете на переменке можно было выпить горячего чаю и съесть булочку. Мама давала утром перед школой 20 копеек на чай, булку и 10 граммов масла. Ходить за знаниями стало ближе – по ляге или полями мимо дома Поповых. Поповы были учителями, эти семьи считались на деревне благополучными. Их уважали.
   Ещё одна дорога шла задворками мимо пекарни, она была грязной, разъезженной, но зато самой короткой и «ароматной» из-за хлебного духа. В пятом классе мы уже считались старшеклассниками, по нынешним временам – среднее звено. В программе обучения прибавилось несколько новых предметов, каждый предмет вёл учитель-предметник. Зинаида Ивановна Резвая стала нашим классным руководителем. Училось в классе 14 человек, большинство мальчиков. В школу ходили не только пиримяне, но и ребята из-за реки: из Чёшегоры, Турьи и Кочмогоры. В распуту ученикам было сложно попадать за реку, и они жили у кого-нибудь в Пиринеми или пропускали уроки. Особенно трудно пришлось кочмогорам Оле Ушаковой, Нине Кривополеновой и Пете Осюкову – каждый день в любую непогодь приходилось подросткам топтать по пять километров в школу и столько же обратно после уроков. Школу-интернат построят гораздо позже, одновременно с новой кирпичной школой, на полях между Горой и Заозерьем. На тех самых полях, по которым я бегала в Заозерье мимо дома Заховых. А наша школа превратится в общежитие для приезжих.
УЧИТЕЛЯ. Зинаида Ивановна Резвая. Директор школы, классный руководитель, учитель русского языка и литературы. Это ей обязана я успехами словесника-литератора. У Зинаиды Ивановны было в ту пору четверо детей: Люся, Боря, Оля и Лена. Она растила их одна. На посту директора Зинаиду Ивановну сменил Пётр Александрович Давыдов, приезжий. Поработав какое-то время в школе, он остался в Пиринеми навсегда. Как учитель Пётр Александрович нам нравился, на уроках шутил, а мы смеялись, забыв про дисциплину. У них на наших глазах начался роман, непривычное для деревни явление. Нам с ребятами было интересно наблюдать за развитием отношений двух немолодых учителей. И по деревне ходили разные слухи. Как оказалось, чувства одержали верх над деревенской молвой, в результате Зинаида Ивановна и Пётр Александрович поженились и прожили вместе в согласии всю совместную жизнь. Я пересеклась с Зинаидой Ивановной в Верколе в 2005-м году, на юбилейных мероприятиях писателя Фёдора Александровича Абрамова. Увидела Зинаиду Ивановну, обрадовалась и подошла. – Кто это? – спросила она, когда я её обняла. И провела ладонью по моему лицу: «Оля Малыгина… – узнала на ощупь! – Всё такая же красивая…». Радость встречи сменилась удивлением: я никогда не считала себя таковой. Зинаида Ивановна совсем потеряла зрение, жила у младшей дочери Елены, а сопровождал тёщу зять Вячеслав Кривополенов, брат моей одноклассницы Нины. Слава с Леной сохранили школьные чувства, Лена дождалась кочмогорского парня из армии, и они создали дружную, крепкую семью.
   Я бывала у Кривополеновых в Верколе, восхищалась тёплыми семейными отношениями, замечательными сыновьями, налаженным бытом и добротным домом. Елена Васильевна в Верколе на хорошем счету как человек и медработник. Я благодарна их семье за тёплый, хлебосольный приём. Вечером, по просьбе Зинаиды Ивановны, я читала стихи из подаренного им на память авторского сборника «Рябиновая россыпь», а она внимательно слушала, радуясь за ученицу, держала мою руку и по-матерински гладила, гладила... Как будто прощалась. Больше увидеться нам не довелось. И уже, к сожалению, не удастся. Вечная память моему учителю и наставнику Резвой Зинаиде Ивановне, низкий ей поклон. С благодарностью, глубоким уважением, признательностью и любовью.
   Помню, как на двадцатилетии окончания школы в 1992-м году мы классом выстроились на «торжественную линейку»  около аллеи деревьев, которые посадили после выпускного вечера. Я в качестве председателя совета дружины рапортовала классному руководителю, что отряд «Бригантина» под девизом «в отряде не тлеть, в отряде – гореть, да здравствует пламя жизни!» построен и к празднованию юбилея готов! Кажется, совсем недавно происходило то памятное событие, а оглянуться – увы, успели поредеть ряды и учителей, и одноклассников… Приглашение на юбилейное мероприятие мне прислала Екатерина Николаевна Некрасова, по школе – Катя Ситникова. Она училась годом младше, а после школы вышла замуж за моего одноклассника Петю Некрасова. Открытка сохранилась:
ДОРОГОЙ ОДНОКЛАССНИК! Встреча выпускников 8-го класса Пиринемской восьмилетней школы 1971 г. состоится 1992 г. ПРОГРАММА ВСТРЕЧИ: 1. Сбор у школы. 2. Линейка. 3 Фотографирование. 4. Классный час. 5. Большая перемена. 6. Праздничный вечер.
И вот опять звенит звонок,
Как 20 лет назад.
Зовёт нас подвести итог
За пройденный этап.
Поговорить, друзей обнять
И вспомнить о былом.
Учителей, коллег собрать
За праздничным столом.
   Я благодарна Катерине за внимание и эмоции, которые мы получили при встрече, окунувшись в атмосферу школьных лет через долгие житейские годы. Каждому из одноклассников я посвятила четверостишие, прочла тексты за столом и подарила стихотворную поздравительную открытку школе. Надеюсь, она сохранилась, у меня же копии не осталось, интересно было бы вспомнить, что я там нарифмовала для друзей много лет назад. Жаль, школа встречала чужая. Хоть и новая, и благоустроенная, но не наша, не родная. У родной школы я сфотографировалась рядом с моей осиной, которую посадила при выпуске хилым черенком. Она не только прижилась, но вымахала выше всех деревьев в аллее, посаженных одноклассниками в честь окончания школы, – выше крыши! Я по сравнению с ней смехотворно мала.  В 1998-м году было ещё приглашение, на этот раз от педагогического коллектива, на торжественный вечер, посвящённый юбилею школы. К сожалению, присутствовать на нём не довелось. А недавно, в 2022 году, случайно увидела в Интернете фотографию, по которой вряд ли можно было догадаться, что на ней запечатлены остатки моей родной школы. Сердце упало в ту груду досок и обломков школьных парт, трудно было справиться с волнением и осознанием того, что под снос вместе со школой пошло и наше социалистическое детство, опустошив целый пласт души. Хотя школа уже давно служила не по назначению, она за своими стенами сохраняла историю нескольких поколений, получивших знания на весь жизненный путь. Было о чём вспомнить, куда прийти и поклониться с благодарностью. Но время неумолимо и зачастую жестоко вносит коррективы. И это тоже жизнь, её обновление, как бы ни было грустно.