Эстетика античного - классический период

Феодор Федориди
                Эстетика античного -  классический
                период  - неоплатонизма в ее отличии
                от  монотеистических и романтических
                концепций [ в т.ч. и личности ]
                Лосев. А.Ф ИАЭ т.6 с 219-222
 
Та личность, о которой учат орфики, пифагорейцы. Пишут оды
Неоплатоники, платоники- типичное явление Природы.
Вполне астрономическое представленье вещества круговорота.
Печать рабовладельческого пониманья человека-
Как вещи. Повторима тут она вполне, не ускользнет, не выйдет за ворота
И было так всегда с Начала самого и будет до скончанья века.
Нет мистики грехопадения- нет слез
Раскаяния падших душ, нет покаяния.
К борьбе с грехом и злом нет страстной воли. Грез
И жажды искупления, и пред Крестом Спасителя стояния.
Нет ужаса пред вечной гибелью, разрыва по живому и непримиримости
Что вытекает-следует из собственной неповторимости
Существования земного, освящающего питие и брашна.
На Искупленье- нет надежды-
И облаченья в боготканные одежды.
И вечное Спасенье не блаженно, гибель вечная не страшна-
Поскольку нет, не существует ни того и ни другого.
[Все] потому, что тут всегда возможно перевоплощение души в иное тело.
Переселение в  другое место, скажем смело,
Разрушит это действие. Как ужас злого и дурного,
Так и блаженство- по Адрастии закону- существования благого.
Здесь каждый человек вполне спокоен и все повторимо
В его судьбе нет безвозвратного и ничего
Непоправимого, бесповоротного- всего того,
Что обратится в прах, иль канет в Лету- невосстановимо.
В ученье о душе спокойный вносит, плавный
Недраматический, эпический характер славный.
И превращает мистику и все эти порывы в нечто
Естественное, беспрерывное холодное движение светил, чет- нечет.
Ни аффектации, ни экзальтации, нервозности и фанатизма,
Нет декадентской взвинченности новоевропейской, романтизма.
Духовной нет фантастики и приключенчества, с рождения до гробовой доски
Нет ни [какой] тоски отчаянья и никакой отчаянной тоски.
Здесь все горит тем абсолютным светом ровного, сухого мистицизма,
В ней  ничего нет связанного с индивидуализмом
И с культом изолированной личности, и с субъективизмом,
Что и толпу и все общественное презирает в собственной гордыне своеволия и титанизма.
Учтем, что неоплатонизм консервативен, как система в социальном смысле
Имеет в отношении политическом весьма реакционный образ мыслей
К тому же удивительна мистически бесперспективная позиция -
Нет будущего. Неизвестно,  собственно, к чему стремиться.
Все наилучшее, которое себе представить можно,
Все будущее самое «заумное»- всецело шатко, зыбко, ненадежно.
Не гарантирует и состоянье мира ни от новых распадений
От катастроф любого рода ниспадений.
Мысли, чувства в  Неоплатонизме - аппарат огромный,
А выигрыш-успех от грандиозности несоразмерный, даже скромный-
От досократиков однако краток путь, в конце концов
Не делись никуда ученья ранние философов-отцов-
Периодически- воспламенение Вселенной- скажем для примера-
Гераклита, иль Эмпедокла о космических периодах Любви-
Вражды. И не ушли от знаменитого сравнения Гомера
С расцветом-увяданьем вековечным жизни человека и листвы
Тут внутренняя, тонкая печаль
Непреходяще возвращает на круги своя, не убегает вдаль,
Ввиду высокоразвитого превосходства формирует более заметной
И, оказалось, в большей мере безысходной, беспредметной
Тоску. Неоплатоники об опыте своих мистических чудесных восхождений
Поведают, как астрономы о восходе солнца, а ботаник о цветении растений.
Неизгладима и печать бесстрастия
На всем и пресловутая Неотвратимая-Адрастия
Уравновешенности и спокойной, и эпичной,
Уже достигнутой гармонией первично-личной
Воспринимаемой ничем, как примиреньем
С круговоротом непреложным- безусловным возвращеньем.
Разгадка этого- внеличная основа- общественных формаций двух,
Которые и вырастили неоплатоническую мистику, и воспитали ее дух.
Коллективизмом первобытным и стихийным- прославилась одна,
Другая производственной и вещевой эксплуатацией детей Адама- досуха,  до дна.
И в следствие сего, таким его же пониманием- Печаль опять-
Внеличная, внесоциальная печать.
Найдем ученье об охвате Бытия
Одною неделимой точкой- об Едином…
А также всей античности и платонизма- крутится Земля-
И об Идеях, Числах и Непостижимом.
Так неоплатонизма появилось миросозерцанье на основе социальной
Истории последних трех иль четырех веков,
Империи Вселенской под сакральной
Эгидой Рима, устремляемой корнями к временам свободных и рабов.
А также и к общинно-родовой формации-
По силе небывалой двух эпох являясь (умной ) реставрацией.