Валерий Золотухин

Юрий Сенин 2
  Когда-то была «Таганка», и я был пламенным её любителем, назвать себя театралом я никак не могу, просто это было частью моей жизни. «Современник» я, к сожалению, не застал, но после Таганки был Маяковского, На Бронной, и, наконец, Ленком. Первым спектаклем на Таганке я видел «Добрый человек из Сезуана», в нём роль водоноса Ванга играл Валерий Золотухин. О нём собственно и речь.
    Вчера разбирался в книгах и нашлись «Дневники» Золотухина, да ещё и с дарственной надписью, мне захотелось упорядочить, как я собственно к нему отношусь и относился. А получилось так, что про книгу-то я помнил конечно, но про надпись не знал. Мы с Машей были на каком-то спектакле, а Золотухин, по обыкновению, сидел в фойе и продавал книжки и сувениры, в том числе и эту свою книжку. Это начало нулевых, и я Машу таскал по театрам и музеям, просто надо сказать в зубах. В тот вечер я точно купил два CD-диска с аудио записью «Гамлета» по совету того же Валерия Сергеевича, который сказал, что записи спектакля не сохранилось, только вот аудио запись, причем и диски тоже кончаются. Ну и мы поболтали малость, народу никого не было, мы прибыли несколько раньше начала спектакля. Ну и после разговора он мне и вручил эту книженцию, сказал, что там всё есть. Я знал о чём он, даже тогда и не сомневался. Но вот только представьте себе, пролежала книга двадцать лет, и я даже не удосужился ее открыть, потрясающая расторопность!И надпись я не видел все эти двадцать лет.
    А так, мы с Машей пересмотрели тогда весь репертуар Таганки. Спорно конечно, нужно ли детей 7-12 летнего возраста на взрослые спектакли водить, да и не запомнила она ничего. Из «Замка» по Кафке только мамашку-фашистку вспомнила. Роман «Замок» уж точно не для детей, типичная абсурдистская история Кафки: некий Землемер К. приезжает в деревню, чтобы обмерить что-то там в Замке, но в Замок его не пускают, да и в деревне он никому не нужен. Но содержание романа я вам пересказывать не собираюсь, кстати, Кафка завещал уничтожить роман, но исполнитель отказался. По ходу дела, жена хозяина гостиницы устанавливает какой-то застенок в этой деревне: все должны ходить строевым шагом, и сама она тоже ходит строевым шагом по сцене, дальше идут абсурдистские действия пьесы: Землемер К. то допускается, то влюбляется во Фриду, но это всё не важно. Смысл в том, что мир – бардак, и нам капец. Выходим мы с Машей после спектакля, зашли в кафешку рядом, спрашиваю, что, мол ты поняла, и какие у тебя ощущения? «Хозяйка, говорит, зашквар». И это всё.
   В музеи мы тоже с Машей ходили, особенно в Пушкинский, мне заодно хотелось ей что-нибудь по истории рассказать, в школе проблемы у неё были по истории, сохранилось фото Маши в Пушкинском примерно в 2006-8, фотографировать в Вавилонском зале нам не разрешили. Но народа никого не было, и тут подошла Ирина Антонова, я признаться в лицо её не знал, оказывается, каждое утро она проходила по залам и смотрела, всё ли в порядке. Жалко её. А тогда я взгляд её на сотрудницу поймал, означал он примерно «да бог с ними». Так что, я Машу пофотографировал на фоне Ассирийских львов. Не знаю, может быть и лишнее это для детей, театр и музеи, только я сравниваю Машу с Аней и Колей, небо и земля, но может и случайно всё это.
    Теперь Золотухин. Каждый раз в фойе театра мы здоровались, и он показывал, что у него нового, а то и предлагал неожиданное: плакат с Высоцким, или еще что-нибудь. Разговоры наши с Золотухиным я не помню, однажды я рассказал, как всю ночь простоял у входа в театр за билетом на «Гамлет», было много той ночью забавного и характерного для той эпохи, и судя по вопросам, его это интересовало. Я вопросы тоже задавал какие-то, про Губенко, например, он иногда рассказывал, иногда только ехидно улыбался.
    А спектакли Любимова тогда пошли в сторону балета, и иногда мне откровенно не нравились, «Антигона», например, это что угодно, но не спектакль «Театра на Таганке». А раз, на каком-то спектакле, Золотухин скатился по боковой лестнице в зал, и ушёл со спектакля, для действия его персонаж уже практически не нужен был, но сказал он тихонько, как бы про себя, но мне слышно было, это в метре от моего кресла произошло: "Не могу играть это говно", вот вам и расклад!
    Понимаете, он как-то не был среди моих любимых актеров, даже и киноактеров, хотя, надо признать, на экране у него получалось. Но на сцене – другое дело. О Владимире Высоцком я писал неоднократно, и считаю его одним из самых выдающихся людей: и актёров, и поэтов, России и Советского Союза 20-го столетия. Высоцкий в роли Гамлета, одна из лучших ролей, которые я видел в театре. А сейчас вот про наши походы с Машей написал и понял, что могу спокойно изложить ситуацию, просто вышел видимо из возраста, когда думаешь, типа: «Я так люблю Высоцкого, что не могу писать о Золотухине», нет, сейчас я могу. Сохраняя объективность и не стирая старого белья могу.
     Я был в курсе их ссоры насчет роли Гамлета, собственно, как это всегда бывает в Москве, факт этот каким-то образом мгновенно распространился, это так называемое сарафанное радио сработало. Но давайте по порядку. Тогда многие ставили ему в вину то, что он согласился заменить Высоцкого, когда тот запил, и не смог отказать Юрию Любимову. Несмотря на то, что Валерий Золотухин называл себя другом Высоцкого, считал ли сам Высоцкий его другом? Это вопрос, но я думаю, что да, считал, иначе бы не обиделся он вовсе. Черная кошка между актерами пробежала после того, как Золотухин согласился сыграть роль Гамлета вместо Высоцкого. Да ко всему, огласку этой истории предал фильм Эльдара Рязанова «Четыре встречи с Высоцким». (1987 год, Часть 2, ссылка в конце). Отношения между двумя актерами, несмотря на внешнее перемирие, так до конца и не наладились. Но что конкретно сказал Высоцкий Золотухину в фильме (по словам Золотухина)? Он сказал, что для него дружба – важнее всего, и что он бы так не сделал никогда, типа, если бы Смоктуновскому предложили, и он бы согласился, так и ради бога, но Золотухин друг, и это всё меняет. А кто же больше всех возмущался этой историей, кто считал Золотухина предателем? Да обыватели, которые продали бы друга за понюшку хлеба, ну уж за женщину или карьеру точно бы. Так что, всё в жизни относительно, и предательства никакого не было на самом деле, стоит только почитать, как всё произошло. А предыдущий чел в фильме, который говорил о ссоре актеров перед Золотухиным, вообще нёс детский лепет, что Высоцкого отослали куда-то на важную работу, а Золотухин воспользовался его отсутствием, это бред. Каждый вменяемый зритель Таганки тогда знал, что проблема в пьянстве Высоцкого, и не нужно придумывать чепуху для потомков. Фильм-то важный, очень интересно построен, и много живого Высоцкого, которого все продолжали любить, хотя прошло уже семь лет после его смерти. Да и вообще, представляете, когда фильм был снят? Это же уже последние годы Союза. Так что, честь и хвала Эльдару Александровичу за фильм.
   Что же на самом деле произошло? Актерский мир, это мир большой семьи, одних любя, других нет, к обоим актерам были претензии в актерской среде. Но между Высоцким и Золотухиным всегда было понимание и дружеские отношения, вот на дне рождения у Шацкой (первой жены Золотухина) поздравление Высоцкого:

Конец спектакля. Можно напиваться!
И повод есть, и веская причина.
Конечно, тридцать, так сказать, — не двадцать,
Но и не сорок. Поздравляю, Нина!

Твой муж, пожалуй, не обидит мухи,
Твой сын... ещё не знаю, может, сможет.
Но я надеюсь — младший Золотухин
И славу, да и счастие умножит.

И да хранит Господь все ваши думки!
Вагон здоровья! Красоты хватает.
Хотелось потянуть тебя за ухо...
Вот всё. Тебя Высоцкий поздравляет.
1970
В мае 1970 у Высоцкого загул, потом два месяца больницы, он звонит Золотухину, говорит, что просит у всех прощения, «я все понимаю… благодарю за «Гамлета», поговори с Дупаком… Ну, в общем, ты знаешь, что сказать, готовься к Лаэрту..» Золотухину было стыдно, что он за два месяца лечения ни разу не побывал у Высоцкого в больнице.
Дальше, Золотухин рассказал Любимову о звонке, сказал, «что очень хорошо лечится и в смысле язвы, и в смысле другого пункта. Просит поверить ему, что все грехи он замолит отчаянной работой». Тот ответил: «Ну вот придет, посмотрим. Нас закрывают, театр в отчаянном положении, а он устраивает загул…».
- Он благодарит за «Гамлета»
- А что, он думает, что после всего этого я доверю ему такую работу? Наивный он человек. Он не играет «Галилея», а я ему дам «Гамлета»?!
    Дальше он говорит, чтобы Высоцкий позвонил ему.
    Запись от 1.6.1970. «Вчера у меня был Володя. Говорили с ним по душам. Всё он мне рассказал, всю свою жизнь. Мы нежно любим друг друга. Он говорил: «Есть у каждого человека один-два друга, которому можно рассказать, что ты заболел сифилисом. Хочу, чтобы ты сыграл Горацио, но у Лаэрта линия интереснее, это второй Гамлет, только без проблем». Володя окончательно остался с Мариной.»
7.9.1970. «… в кабинете шефа состоялось тайное распределение ролей в «Гамлете» и «Зорях». Кажется, я получил Лаэрта – пусть будет так»
6.11.1970. Сегодня Демидова обманом заманила меня на репетицию «Гамлета».
Любимов: «Нас посетил тов. Золотухин. Давайте что-нибудь порепетируем, чтобы тов. Золотухин не зря потерял время…»
12.1.1971. Жизнь артиста сплошная игра. Сегодня шеф извёл Высоцкого-Гамлета. Вчера Гамлет вышел на сцену. Человечество заносит этот день в летопись, а Лаэрт в это время спал на диване с большого похмелья.
15.1.1971. Дела в театре – хуже не придумаешь. Вечером позвонила в театр Марина – принц Гамлет в Склифосовского. Она в отчаянии. Одна в России… на положении кого? Уговаривал я вчера Володю поехать спать и прекратить. После того дня, как шеф накричал на него, он взялся за стакан, ища спасение в нем…Есть мужество профессии – сохранять форму, не жрать лишнее, не пить, когда идешь в сражение. «Я напридумывал в «Гамлете» не меньше, чем вы, поймите, как мне трудно отказаться от этого…» Дальше Золотухин: «Эту и подобную муровину нес Володя шефу, и тот слушал его, старался вникнуть, объяснял чего-то…Ах, как все это нехорошо. Принц Гамлет в Склифосовского.
26.1.1971. Разговор с шефом:
- Валерий, скажи мне, пожалуйста, ты хотел бы попробовать Гамлета? Видишь, у нас опять трагическая ситуация, и я не знаю, чем она закончится и для театра, и для него. Я верил в него… Но теперь…
- Ю.П., мы люди свои, прикидываться мне перед вами нечего. Хотел бы Гамлета? Конечно, хотел бы. Верю ли я в то, что могу это сыграть? Конечно. Может быть не сегодня. Давайте попробуем…
- Ну, тогда я тебя прошу: сиди на репетициях, присматривайся, вникай, куда я бьюсь… И как-то в студийном порядке… приготовь какой-нибудь отрывок… я посмотрю. Выхода у нас другого нет…
- Я все понял. Считаю, наш разговор окончен.
  Вчера у Володи день рождения, шеф мне предложил попытать удачи в Гамлете. Какая-то ирония… Теперь кажется я опять играю на его трагедии. Он царь ещё… «Плохо шутишь, корвет, потеснись – раскроЮ!..» Ему сейчас важнее эта роль, это его идея, его смелость. Зачем мешать ему? Ведь я ему скажу все равно. А так он будет знать, что друг готовит нож, и будет бояться, зажиматься… не захочет секреты выдавать. А какие такие секреты могут быть в этой роли?!
31.1.1971. Сегодня было заседание местного комитета (и чего-то еще. Ю.С). Об увольнении Высоцкого речи не было, решили оставить в самый последний-последний раз. Володя сидел в кабинете шефа, воспаленный, немного сумасшедший…сказал: «Если будет второй исполнитель, я репетировать не буду». Я рассказал ему о разговоре с шефом, сказал, что «читка роли Филатовым была в твою пользу.
- Если ты будешь репетировать, никто другой не сунется и репетировать не будет. Но для этого ты должен быть в полном здравии и репетировать изо дня в день.
- Марина улетела, и кажется, навсегда. Посмотрим.

Не было никакого предательства, всё это нахейпили бестолковые обыватели, вот и вся история.

9.10.1971. Понравился он мне в репетиции. Быть может, первый раз за все время гамлетианы. Трогательный, беззащитный, мало его стало… И голос тихий, незаметный… Не нарочито тихий, чтоб значительней, а тихий, когда скромный.
   Очень правильно написал Золотухин, такой и был Гамлет Высоцкого, никто так не написал, какое уж предательство.
    Мои друзья, которые большие театралы, чем я, относились к Золотухину без особого почтения, и вообще, мы его ни разу не обсуждали, пожалуй, только раз, после самоубийства его сына (примерно 2012 год). Но как бы то ни было, и каких бы шашней не числилось за Золотухиным, главной претензией всегда оставалась история с ролью Гамлета.
   Теперь о скандале в Чехии (2011 год). В этой истории я знаю еще и с чешской стороны от своего близкого друга. Театр на Таганке был в Праге на гастролях, имел шумный успех, продажа билетов принесла солидную сумму, и, насколько я знаю, некоторые чехи занимались донаторством (тут версий несколько, я привожу ту, которая основана на моей чешской информации). Денег набралась серьёзная сумма, точнее так, для многих серьезная сумма, она известна, но я здесь писать ее не буду, в руках её я не держал. Короче, денежки собирал Любимов, и труппе ничего заплатил. Но, возможно, всё организовала его гражданская жена Каталин Кунц, а он вообще ничего не знал об этом, хотя верится с трудом. Труппа изгнала Любимова единогласным голосованием, и после этого скандала Валерий Золотухин занял кресло Любимова. Это не прошло незамеченным. Говорят, Юрий Любимов воспринял это как предательство.
    Официально эта подавалась так: актёры театра прилюдно потребовали от Любимова отдать им гонорар за сыгранный спектакль. Желание актёров обидело режиссёра и побудило его подать заявление об отставке. Вскоре 2011 года Департамент культуры Москвы сообщил об освобождении Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию. Главный режиссёр покинул Театр на Таганке 16 июля, не попрощавшись с актёрами.
     Я хочу о Юрии Петровиче сказать, что это великий режиссер и великий реформатор русского театра, и о нем нужно отдельно писать, но из сказки слова не выкинешь.
     18 июля 2011 года, после ухода из Театра на Таганке Юрия Любимова, Золотухин был назначен директором театра со сроком полномочий до 15 октября. Этот срок был определён самим Золотухиным. Одновременно он исполнял обязанности художественного руководителя театра. В октябре 2011 года срок полномочий был продлён на год, до 15 октября 2012 года. Тут надо иметь в виду, что Золотухин - кто угодно, но только не менеджер, а с начала его болезни, дела в театре пошли совсем плохо.
    В марте 2013 года Золотухин покинул пост худрука по состоянию здоровья. За время его деятельности в качестве художественного руководителя театра было выпущено шесть новых спектаклей.
    Золотухин в обывательской среде имел неоднозначную репутацию и вследствие своей слишком вольной личной жизни: актер фактически открыто жил на две семьи, при жене Тамаре завел ребенка от актрисы Ирины Линдт. Кроме того, поклонники Леонида Филатова обижались на Валерия Сергеевича за нелестные отзывы о своем кумире, а между прочим, Филатов женился на Шацкой, первой жене Золотухина, и воспитывал его сына.
    Также считается, что одним из произведений, с которыми не стоит связываться театральным и кинорежиссерам, — «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Валерий Золотухин стал очередным актером, умершим после выхода на экран поставленного по этому роману сериала Владимира Бортко. До него ушли из жизни Кирилл Лавров (Понтий Пилат), Александр Абдулов (Коровьев), Владислав Галкин (Иван Бездомный). Золотухин играл управдома Никанора Ивановича Босого. Но, это известные московские басни.
    Опухоль мозга, от которой скончался актер (кроме этого он страдал еще и болезнью Альцгеймера), очень долго не давала о себе знать. По-настоящему плохо актеру стало в декабре 2012 года, когда его впервые госпитализировали. В результате обследования была диагностирована опухоль. 5 марта 2013 года актёр был госпитализирован, а утром 30 марта 2013 года артист скончался на 72-м году жизни от осложнений, вызванных опухолью головного мозга.
     Прощание с Валерием Золотухиным состоялось 2 апреля в Театре на Таганке, отпевание прошло в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. 4 апреля с актёром простились в Барнауле, в Государственном Молодёжном театре Алтая.
     5 апреля актера похоронили, согласно его воле, на территории построенного на его сбережения Храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Быстрый Исток на Алтае, где он родился. Заметьте, не на Новодевичьем или Ваганьковском кладбище, а решил, чтобы на родине похоронили. Не захотел с Высоцким? Никто не знает.
     Золотухин трижды был женат. Первая жена - актриса Нина Шацкая. «Нину Шацкую я выбрал, потому что она была самой красивой и недосягаемой, мы учились на одном курсе: я был секретарем комсомольской организации, а она прогульщицей: Однажды она попросила у меня какую-то лекцию, а я сказал, что дам, но только в общежитии. А общежитие, скажу я вам, коварное местечко. Я спросил: «Целоваться будем?». А она дерзко так бросила: «Будем!» Ох, и нацеловались мы тогда, до покусанных губ: А потом Нина познакомила меня со своей мамой, не понравился я маме, плакала она, плакала: Но мы все равно расписались на пятом курсе, в аккурат на День всех влюбленных - 14 февраля, правда тогда этот праздник мы еще не знали», - рассказывал Золотухин.
      По словам Шацкой, расстались из-за измен Золотухина: «Он очень много концертировал, у него были какие-то увлечения: одна, вторая, третья… Валерий был очень неверным человеком. Если бы Валерий мне не изменял, я бы не ушла от него, как бы кто мне ни нравился».
      В браке в 1969 году родился сын Денис, которого вырастил второй муж Нины Шацкой, Леонид Филатов. Денис стал священником и теперь он отец Дионисий.
     Вторая жена - Тамара Владимировна Золотухина (Гусева) (1947-2019), скрипачка, ассистентка режиссера. В браке родился сын Сергей (1979—2007), был барабанщиком группы «Мёртвые Дельфины», покончил с собой в возрасте 27 лет. Причин никто не знает.
     Третья жена, Ирина Линдт, в 2004 году родился сын Иван.
Вообще-то, получается, что Золотухин был он любвеобильный, но это можно на нашем теперешнем телевидении посмотреть. Все его романы известны и мне не интересны.

Четыре встречи с Владимиром Высоцким. Встреча вторая. Высоцкий – артист театра (1987)
https://www.youtube.com/watch?v=fp8fExpHl60&t=393s
      
Фото: С Высоцким на съемках фильма «Хозяин тайги»

17.2.2023