Русский ас звездой светил в Вердене

Калерия Павловна Денисова
                КАКАЯ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА СИЯЛА…
                НАД ЧУЖОЙ ЗЕМЛЁЙ.

                Из тяжких уз вырвал Свободу!
                Хотел летать - встал на крыло!
                Безумство храбрости – в огонь и в воду!
                Земля чужая, Небо одно…
                Он жить хотел не убивая,
                А голос рвался на простор.
                Французы плакали, слёзу глотая,
                Когда пел русский,
                Уйдя за двор.
               
                (уходил от группы подальше,
                в зелёные посадки, и пел).
               
                /Калерия Денисова/




РУССКИЙ АС ЗВЕЗДОЙ СВЕТИЛ В ВЕРДЕНЕ

                /Дайджест/

     Человеческая память сильнее реки утекающего времени, так как может воскрешать давно забытые славные события и имена. Их много таких событий и имён, заслуживающих большого уважения. Имена, жизнь и действия которых могут преподать потомкам уроки чести, благородства, отваги. Данный рассказ об одном из пионеров отечественной военной авиации Викторе Георгиевиче Фёдорове, родившегося 11 ноября 1885 года в городе Верном (Алма-Ата). Отец – преподаватель словесности. Поборник всеобщего равенства и братства, будущий лётчик сначала старшеклассник верненской гимназии, затем студент юридического факультета Харьковского университета, под сильнейшим влиянием Маркса призывал к свержению царизма.
Подготавливал забастовки фабричных рабочих, крестьянские волнения, распространял литературу социа-демркратического толка. Как результат – арест в Ташкенте, высылка в провинциальный Казалинск, где подальше от глаз и ушей товарищей по борьбе должен был состояться закрытый суд. Сознавая, что ему грозит, по меньшей мере, каторжные работы, и ему, весьма слабому здоровьем, не выцжить.

     Виктор сделал пропил в полу арестанского вагона, бежит. Из воспоминаний его друга и сослуживца по эскадрилье «Аист» Роже Патена бежал отчаянно и дерзко. Рассказывал ему, что поезд шёл полным ходом, протиснувшись в дыру, вылез, удерживаясь за металлическую растяжку, висел, почти касаясь шпал, долго ждал подъёма поезда в гору. Наконец, улучив момент, отцепился.

В поисках крыльев

     Наверное, только с таившейся где-то авантюрной жилкой. Виктор, обставив жандармов, полицейских, пограничную стражу, на каком-то этапе не обошлось без собственноручно изготовленных фальшивых документов, без ночёвки
в остывшем котле парахода. Как бы то ни было, но в 1908 году Виктор оказался в Париже, где увидел демонстрационные полёты тяжёлых и лёгких аэропланов. Увидел и навсегда влюбился в авиацию. Денег на осуществление зародившейся мечты, не было. На полулегальном пложении в чужой стране. Известно, что в письмах, отправляемых сестре в Россию, Виктор писал: «Есть Иностранный легион, вступлю туда рядовым, дослужусь до офицерского чина, тогда и попрошусь учиться на авиатора».

     Человек планирует, предпологает… А жизнь корректирует.  Грянула Первая Мировая война. Будучи пулемётчиком, проявил себя, получил звание капрала.. 23 февраля 1915 года получил ранение и контузию, что вывело из строя. Служить в Сухопутных войсках запретили, назначили правительственную «геройскую» пенсию. Это был шанс, который нельзя было упустить. Фёдоров осведомился: нельзя ли из окопов пересесть на самолёт? Оказалось, можно! (Забавно, но на заре  лётного ремесла, оно считалось хоть и опасным, но не требующим чрезмерных физических нагрузок). Уроки лётного мастерства в Дижоне, где базировалась аэропланная школа, были усвоены превосходно. С отличной аттестацией Виктора определили в резерв. В то время во Фркнции заслуженно славилась эскадрилья, не знающая поражений «Аист». Фёдоров долго и настойчиво бомбил рапортами начальство, наконец влился в ряды неустрашимых пилотов. И не просто влился, а стал лучшим!


     Бои под Верденом стали поистине звёздными для Виктора. В восьми воздушных стычках на своём манёвренном аэроплане «Кодрон», он сбил девять самолётов. Немцы прониклись уважением к столь грозному противнику, разузнали о нём всё, назвали «русским казаком Вердена». Маршал Жофра в представлении о награждении Военной медалью оставил о герое лестный отзыв: «Сержант Фёдоров, как бы ни было опасно, никогда не упускает возможности атаковать противника, чтобы, безусловно, победить». 

    
А победы следовали одна за другой. 14 марта, занимаясь «свободной охотой», интенсивным пулемётным огнём четыре аэроплана обратил в бегство, один за счёт непревзайдённого искуства пилотирования, настолько плотно прижал к земле, что немец был вынужден сесть на французский аэродром. Механики залотали в обшивке самолёта Виктора 17 пулевых отверстий! Вылет следовал за вылетом. 19 марта, действуя в одиночку, утром атаковал четыре аэроплана, под вечер – ещё три. Оба раза противники позорно бежали. 21 марта на вираже, едва не свалившись в штопор, ас поджёг скоростной «Фоккер», осыпавший горящими обломками французские позиции. Настоящий триумф!

     Не было ни одной газеты Франции, которая бы не живописала подвоги русского союзника. Русские газеты и власти отмалчивались. На родине он оставался беглым преступником. Французы предлагали гражданство. Но Виктор отказался.  Сестре Марии, в Ташкент писал: «Ждите моего возвращения. Излечившись после ранения, получив все высшие нанрады Франции, я, как никогда упорно, рвусь на родину, чтобы послужить ей, чтобы там и умереть. Я ведь здесь не свой – чужой для них, пусть даже обласканный».


     Война подстегнула развитие авиации. На смену лёгким истребителям, которые Фёдоров щёлкал, как орехи, лришли тяжёлые бомбардировщики. Истребителям уже отводилась роль охраняя, сопровождать их, что существенно осложняло задачи атакующей стороны. Но и с этой задачей ас справился достойно. Предпочитая действовать только в одиночку, он вгрызался  в строй противника, либо с предельной малой или с предельной большой высоты. Поджигал два-три истребителя, затем остатки боезарядов «пускал на тяжеловозов». Но однажды на него, израсходовавшего все патроны, набросились шесть «Фоккеров». Повреждённый двигатель заглох, загорелась обшивка. Виктор разглядел в лесном массиве крохотную полянку, нырнул на неё. Так и спасся.

     Забегая вперёд, надо отметить, что 7 ноября 1918 года отправившись на «свободную охоту», Фёдоров увидел «свору» немецких бомбардировщиков до полутора десятков. Бомбовозов, как всегда опекали истребители. Впору уносить ноги. Но ас, верный себе, атаковал. Результат – шесть сбитых, тяжёлых машин и орден Почётного Легиона, которым награждала благодарная Франция. Везучий ас в том безумном бою, тоже пострадал.  Сажая горящую машину, получил ожоги и переломы. Выжил. Намеревался уже лететь в Россию.

Несостоявшийся МАЭСТРО
    
     Талантов у Виктора Георгиевича было с избытком. При вручении ему российского ордена Святого Владимира в России, куда он  прибыл в составе французской делегации Эдвард Мэос (французский авиатор) отозвался о нём, как о человеке добром, высочайшей аристократической культуры, необычно спокойном, безумно отважном, с подчёркнутым чувством дисциплины, среднего роста красивом брюнете мечтавшем отнюдь не о том, чтобы убивать в воздухе. Мечтал же после окончания войны о карьере оперного певца и не на вторых ролях, а на первых. В связи с чем, Меос пишет: «голос у него был великолепным. С таким голосом только в опере петь. Когда мы стояли в богатом замке на Сомме, он уходил в сад и пел русские песни. Да как пел! Слёзы на глаза наворачивались»

Увы, как часто случается в жизни, мечты рассыпаются под напором порой не предвиденных обстоятельств. Россия, наконец то, оценила своего соотечественника, призвала обучать русских пилотов тактике воздушного боя и лётному мастерству. И в Одессе, и в Севастополе, где Виктор великолепно проявился как инструктор.  О его уроках ходили легенды. А Фёдорова его обязанности тяготили. Рвался на фронт. Опять добился своего. В первом и, к сожалению, последнем бою  уничтожив три аэроплана противника, сумел посадить изрешечённую пулями машину, но на вражеской территории.

     Пытался через линию фронта пробраться к своим. Попал в лагерь для военнопленных. Немцы, высоко ценя его «неповторимый почерк воздушного снайпера», сулили почести, чины, гражданство. Фёдоров ответил: «У меня гражданство единственное. Я русский». Верный офицерской чести и присяге, подписал себе приговор. Его просто напросто заморили голодом.  Когда, истощённого, израненного перевезли на французскую территорию, спасти не смогли. Могила воина, которого называли русским казаком Вердена, безвозвратно затерялась. Остался только нравственный пример того, каким должен быть настоящий человек мыслями и делами сражавшегося за свободу, равенство, справедливость.
                Из ст. автора Александра Володева.